Урок искусства в 8 классе "Синтез искусств в создании художественного образа спектакля"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

·         познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения.

·         дать представление о культуре современного мира визуальных синтетических искусств;

·         формировать знания учащихся о специфике синтетических искусств;

·         развивать зрительскую компетентность учащихся на основе произведений кино и театра;

·         воспитывать интерес к современным видам искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintez_iskusstv_8_klass_teatr.docx158.57 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство 8 класс

ТЕМА: Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

ЦЕЛИ УРОКА:

  • познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения.
  • дать представление о культуре современного мира визуальных синтетических искусств;
  • формировать знания учащихся о специфике синтетических искусств;
  • развивать зрительскую компетентность учащихся на основе произведений кино и театра;
  • воспитывать интерес к современным видам искусства.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

  • презентация
  • видеофрагменты  спектакля,
  • учебная таблица «Виды искусства».(учебник)

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока.

III. Формирование новых знаний.

1. Беседа.

Жизнь людей, природа, мир вещей, окружающая действительность отображается художниками в разных видах искусства.

- Какие виды искусства вам знакомы?

Архитектура, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, ДПИ), литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство.

- Рассмотрим таблицу

- На какие группы можно разделить все виды искусства?

Пространственные (пластические) существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимающиеся зрением

Временные виды искусства – распространяются во времени

Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их между собой способ материального воплощения художественного содержания: слово – для литературы, звук – для музыки, движение, пластика – для танца, объем – для архитектурных сооружений и т.д. Но самое главное в знакомстве с различными видами искусства – это стремление узнать что-то новое, интересное.

2. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?

Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств. Соотношение между ними бывает разное. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные. Примером может служить архитектура: здание дополняют произведения скульптуры, живописи, декоративного искусства. Синтез достигается, благодаря единому замыслу и стилю.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ - (от греч. – соединение, сочетание)   органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые художественные произведения (картины, статуи и т. п.). Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Всеобщее значение может приобрести и качество, обычно присущее одному из искусств (например, "архитектоничность" пластических искусств в классицизме, "пластичность" в древнегреческом искусстве, "живописность" в искусстве барокко и др.).

Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях XX века).

Некоторые виды искусства сами по себе являются синтетическими, например, театр, кинематограф (в них объдиняются искусство драматурга, актера, художника – декоратора, композитора). Синтез литературы и изобразительного искусства осуществляется в иллюстрировании книги.

В истории мирового искусства, в эстетической науке сложились три основные формы синтеза искусства:

  1. Синтез пластических искусств. Его основу составляет архитектурное сооружение(здание, архитектурный комплекс и т.д.), дополнительное произведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства. Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю.

Театр (сообщение учащихся)

2. Театральный синтез искусств. Он осуществляется в  процессе актерского исполнения драматического произведения, написанного писателем и поставленного режиссером, с использование музыки, декораций, пантомимы, хореографии.

Театр – вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями.

Творчество актеров, сценографов, композитеров, хореографов, художников по костюму, свету, мастерство гримеров и других подчинено в современном театре единому режиссерскому замыслу, который опирается на сценарий, написанный автором, т.е. только от профессиональной , творческой работы каждого может “родиться” произведение искусства.

Этот вид искусства проявляется в виде трагедии, драмы, комедии; раскрывается в балете, опере, оперетте, а также в театре пантомимы, импровизации.

Цирк – вид искусства, специфика которога заключается в создании художественных образов с помощью движений, трюков, актерского мастерства.

В наши дни широко применяют в киноискусстве связь между музыкой и цветом при создании постановок, разнообразных представлений (эстрадное шоу).

Подлинный синтез достигается тогда, когда элементы различных искусств гармонично согласованы идейным замыслом.

VI. Практическая работа.

Постановка художественной – логической задачи.

Определить роль и место изображения в театральном спектакле и кино.

Анализ видеозаписи фрагментов спектакля и кино.

Просмотр фрагмента спектакля.

- Какие виды искусства сочетаются в театральном искусстве?

- Какую роль играет изображение в постановке спектакля?

Изображение в спектакле играет незначительную роль, так как выразительным средством театрального искусства является игра актеров.

- Что дополняет игру актеров в этом виде искусства?

Просмотр фрагмента кинофильма.

- Какую роль играет изображение в кино по сравнению со спектаклем?

- В чем проявляются изобразительные средства кино в данном виде искусства?

Фильм по своей природе – визуальный вид искусства. Главное художественное средство кино – это изображение, т.е. снятые на пленку люди, события, предметы. Построение композиции, цвет, освещение заняли своё определенное место в этом фрагменте.

Постановка «Василий Теркин» отрывок (распределить роли)

V. Итог урока.

Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в кино и театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.

VI. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Закончите фразу: “Киноискусство и театр близки между собой ……”

….по своей художественной природе.

… по содержанию различных синтетических форм.

… потому, что носят пространственно-временной характер произведений.

… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.

… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.

Д/З записи в тетради

D:\0001-001-Vidy-iskusstva.jpg

D:\0001-001-Vidy-iskusstva.jpg

D:\0001-001-Vidy-iskusstva.jpg

        

: “Киноискусство и театр близки между собой ……”

….по своей художественной природе.

… по содержанию различных синтетических форм.

… потому, что носят пространственно-временной характер произведений.

… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.

… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.

: “Киноискусство и театр близки между собой ……”

….по своей художественной природе.

… по содержанию различных синтетических форм.

… потому, что носят пространственно-временной характер произведений.

… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.

… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.

: “Киноискусство и театр близки между собой ……”

….по своей художественной природе.

… по содержанию различных синтетических форм.

… потому, что носят пространственно-временной характер произведений.

… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.

… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.

: “Киноискусство и театр близки между собой ……”

….по своей художественной природе.

… по содержанию различных синтетических форм.

… потому, что носят пространственно-временной характер произведений.

… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.

… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

Презентация "Создание художественного образа"

Презентация для сопровождения занятия в театральном кружке (для школьников начальных классов)...

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...

Презентация " Создание художественного образа на уроках изобразительного искусства"

В данной презентации описан опыт работы над созданием художественного  образа на уроках искусства....

Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа

Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...