Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Карпенко Наталья Григорьевна

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie._rol_chlenov_predlozheniya.doc419 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: Роль членов предложения в создании художественного образа.

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса.

Слайд 1

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.

    Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу.

- Нужна ли запятая в следующем предложении? (Предложение проецируется на экран)

Луна как огромный сверкающий круг.

Слайд 2

    Ученики находят грамматическую основу предложения. В предложении говорится о луне (что?). Луна – это подлежащее, выраженное существительным. Луна есть что? круг. Это составное именное сказуемое, которое присоединяется с помощью сравнительной частицы как. Следовательно, запятая перед как не нужна.

III. Словарная работа.

На экран проецируется запись: Изысканный, -ая, -ое. Утончённый, изящный.

Слайд 3

Учитель предлагает составить и записать словосочетания с этим словом .

(Изысканная фраза, изысканный наряд).

  Демонстрируется портрет Н.С.Гумилева.

Слайд 4

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил "Музой дальних странствий".

Слайд 5

В 1906 году он совершил первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное, - в Париж, где учился в Сорбонне, затем – Италия, древние, гордые города-государства. Потом последовали Греция, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой.

Но не только поиском приключений занят он в своих путешествиях; он собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, записывает легенды, сказания, сочиняет стихи.

Звучит стихотворение Н. С. Гумилева "Жираф" в исполнении Андрея Смолякова.

Слайд 6

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко. далеко, на озере Чад,

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран.

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Беседа.

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение?
  2. Кому адресован рассказ о жирафе?

Далее ученикам предлагается выполнить задание.

- Вставьте пропущенные буквы. Устно обоснуйте, какие орфограммы чаще всего встречаются.

Сегодня, я вижу, особе(н,нн)о грустен твой взгляд,

И руки особе(н,нн)о тонки, к...лени обняв.

Послушай: д..лёко, д..лёко, на оз..ре Чад,

Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.

Ему грац..озная стройность и нега дана,

И шкуру его укр..ша..т в..лшебный узор,

С которым равня(тся,ться) осмелится только луна,

Др..бясь и к..чаясь на влаге ш..роких озер.

Вд..ли он подобен цв..тным п..русам к..рабля,

И бег его плавен, как радос..ный птичий п..лет.

Я знаю, что много чудес..ного вид..т земля,

Когда на з..кате он пряч..тся в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки т..инстве(н,нн)ых стран.

Про ч..рную деву, про страсть м..л..дого в..ждя,

Но ты слишком долго вдыхала тяж..лый туман,

Ты верить не хоч..шь во что(нибудь), кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про зап..х (не)мысл..мых трав.

Ты плач..шь? Послушай… д..леко, на оз..ре Чад

Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.

Назовите сказуемые, которые передают состояние женщины. Определите их вид. (Составное именное).

Перестроим первое сказуемое. Ты грустишь. Что изменилось? Второе (тонки) перестроить нельзя. Цель употребления этих сказуемых – описать состояние.

Найдем сказуемые, относящиеся к жирафу. Распределим их на три столбика.

Слайд 7

  1. В чем особенность употребления составного глагольного сказуемого?

(Неопределенная форма + вспомогательный глагол).

  1. Заменим второе слово на  может, хочет (может равняться, хочет равняться). Сравним эти словосочетания с использованным осмелится равняться.

Вывод: инверсия логически выделяет слово осмелится.

  1. Выпишем словосочетания, в состав которых входят дополнения. (Дана ему, знаю сказки, украшает шкуру, вдыхала туман). Их немного, следовательно, не дополнения несут основную смысловую нагрузку.
  2. Выпишем словосочетания, в состав которых входят обстоятельства, обозначим их вид.

      времени                  степени                  степени                     места          

Сегодня грустен, особенно тонки, особенно грустен, далеко бродит…

  1. Какой способ связи в данных словосочетаниях?
  2. Какие из обстоятельств стоят в начале предложения? (Места и времени – очерчивают пространственные и временные рамки).
  3. Есть ли обстоятельства, выраженные какими-либо оборотами? Какова их роль?

Наблюдения над ролью определений.

Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, широких озер, цветным парусом, мраморный грот, шкуру его, на влаге озер, парусам корабля.

 

  1. Каких определений больше – согласованных или несогласованных?
  2. Назовите эпитеты.

Сделайте вывод: почему же жираф не просто пятнистый, длинношеий, а изысканный? Какие члены предложения наиболее активно участвовали в создании художественного образа.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выполнить практическую работу

Практическая работа

Стихотворение, прочитанное вами, всецело проникнуто волнующим ощущением манящего «далека».4 Ощущение скорее даже не юношеское, а детское: так непосредственны впечатления лирического героя. Экзотической романтике, им воспеваемой, противостоит «тяжелый туман», который окутал безмолвную собеседницу героя, погруженную в печальные думы.

Интересна изобразительная структура стихотворения. Почти буквальный повтор двух финальных строк в начале и конце текста создаёт композиционное обрамление. 4

Автор специально сосредоточивает внимание читателя на сравнениях. Лунное отражение в озерной воде и корабельные паруса мы представляем себе не менее явственно, чем самого жирафа. Его образ приобретает и символический смысл: в нем олицетворено всё культурно-географическое пространство тропической Африки, близкое лирическому герою и автору стихотворения.

Задания.

I вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.
  2. Обозначить в тексте

а) согласованные определения

б) виды обстоятельств

II вариант

  1. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.
  2. Обозначить в тексте

а) прямые дополнения

б) определения, выраженные причастными оборотами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)

Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....

Однородные члены предложения. Задания. 8 класс. Русский язык.

Индивидуальные задания при изучении темы "Однородные члены предложения"  на уроках русского языка в 8 классе....

Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа

Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...