Однородные члены предложения. Задания. 8 класс. Русский язык.
материал по русскому языку (8 класс)

Кайгородова Татьяна Васильевна

Индивидуальные задания при изучении темы "Однородные члены предложения"  на уроках русского языка в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl.zadaniya.odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Однородные члены предложения. 8 класс. Задания

1. Записать предложения, подчеркнуть ряды однородных членов.

1) Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.

2) Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

2. Перестроить предложения так, чтобы стало два ряда однородных членов.

1) В лесу и на лугу пахло мокрой травой.

2) Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.

3. Редактирование предложений.

1) Зима в этом году снежная и сурова.

2) Но ребята с огромной радостью направлялись на горку и катаются с горы.

3) Всем весело и радуются.

4. Расставьте ударения.

Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.

5. Синтаксический разбор предложения. (Запятые не расставлены).

О доблестях о подвигах о славе я забывал на горестной земле.

6. Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор. (Запятые не расставлены).

1. В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются (С. Аксаков). 2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе строю рытью окопов искусству маскировки (Б. Полевой). 3. Жёлтые синие фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.

Сделайте схемы 1 и 2 предложения.

7. Запишите предложения, объясняя постановку знаков препинания, составить схемы предложений.

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

8. Подбери обобщающие слова к однородным членам и наоборот (устно).

1) Русский язык, литература, история- (школьные предметы).

2) Члены предложения: (главные и второстепенные).

3) Разделы языка: (фонетика, грамматика).

4) Существительное, прилагательное, числительное, глагол: (части речи).

9. Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания. Сделай схемы предложений.

а) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.

б) Все жители поселка мужчины и женщины старики и дети вышли встречать

пароход.

в) Пушкин Лермонтов Некрасов мои любимые поэты.

г) Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник.

10. Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы. 

1 ученик – готовит сообщение «Запятая при однородных членах».

2 ученик – готовит сообщение «Не ставится запятая при однородных членах…». 

3 ученик – готовит сообщение «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

11. Даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите задание, которое будете выполнять: А, Б или В.

1. Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С. Пушкина.

2. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

3. А.С. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

4. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.

5. И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.

А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.

В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.

12. Спишите. Найдите в предложениях однородные члены, подчеркните, если необходимо, расставьте знаки препинания. Выберите соответствующую схему. [O и O]. [O, O и O]. [O, O, O, O - O]. [O, O, O].
1. Русский лес хорош зимой и летом.
2. Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
3. Трава земля крыши домов всё было покрыто белым налётом инея.

4. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме.

5. В пруду водились караси лещи окуни.

Работа со словарем. Пойма - часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.

13. Составьте предложения с однородными и неоднородными определениями, объясните постановку запятой.

Розовые, лиловые, палевые сыроежки; холодная, ясная погода;

незнакомая красивая девушка; резиновые большие сапоги.

Работа со словарём: Лиловые – цвета сирени или фиалки, фиолетовый.

Палевый - бледно – жёлтый с розоватым оттенком.

Тест №1

1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):

а) С улицы раздались крики и гул машин.

б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.

в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

г) Погода была пасмурная и дождливая.

2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):

а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.

б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.

в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.

3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.

б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.

г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

Задание. Найдите в тексте однородные члены. Расставьте недостающие знаки препинания.

Наверху под потолком кто-то не то стонет не то смеётся (А. Чехов).

Лукерья говорила тихо и слабо но без остановки (И. Тургенев).

Пустой без команды со спущенным флагом восстания «Потёмкин» медленно двигался окружённый тесным конвоем дыма (В. Катаев).

Он был мыслителем и не скрывал этого (А.Н. Толстой).

Мысли застигали художника то среди улицы то на извозчике то в разгаре беседы с друзьями (К. Паустовский).

Всем просящим он давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства (А. Чехов).

Наконец я слышу речь не мальчика но мужа (А. Пушкин).

Он был хотя и близким но не лучшим другом (И. Гончаров).

Брови Лизы не то чтобы нахмурились а дрогнули (И. Тургенев).

Тест №2

1) Укажите предложения с однородными членами:

А) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.

Б) Цветы издавали резкий, но приятный запах.

В) Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.

Г) Дядя обращался с Цыганком ласково, дружески.

Д) Улетают журавли, и низкие обдака заволакивают небо.

2)В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. Однородными членами являются: А) подлежащие; Б) сказуемые; В) дополнения; Г) определения; Д) обстоятельства.

3.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах? А) Я помню лес, палатку, песни у костра.

Б) Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно.

В) Снег падал медленно,и бесшумно.

Г) Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.

4) Однородные члены – это члены предложения:

А) одного рода;

Б) одного падежа, числа, лица;

В) отвечающие на один и тот же вопрос;

Г) выражающиеся только словами одной и той же части речи.

5) Синтаксически однородные члены:

А) являются разными членами предложения;

Б) являются одним членом предложения;

В) не являются членами предложения;

Г) являются грамматической основой.

6)Однородные члены предложения относятся:

А) к грамматической основе предложения;

Б) одновременно к разным членам предложения;

В) они независимы;

Г) к одному и тому же члену предложения.

«Однородные члены предложения»

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.

Однородные члены соединяются только союзами.

В предложении может быть только один ряд однородных членов.

Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

Однородные члены бывают только нераспространенными.

Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.

Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Пример: желаю ни пуха ни пера.

Работа с текстом. Прочитайте.

   У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он стоял, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце невидящими глазами.

   И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал.

Молчали подростки и женщины, бросившие работу невдалеке. И охрана тоже молчала. Все смотрели на эту строгую и неподвижную фигуру.

   И вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, неожиданно вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли. А русский солдат неторопливо, с достоинством шел сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не видел. Он был выше славы, выше жизни, выше смерти. В голос завыли бабы, падая в не нагретую солнцем землю. Рыдая, кланялись они до земли последнему защитнику непокоренной крепости.      (По Б. Васильеву.)

-О чем этот текст? Какова его основная мысль? Почему мы обратились к теме Великой Отечественной войны?  С какой целью автор повторяет несколько раз глагол «молчали»?

Задание: выписать из текста предложения с однородными членами, приготовить рассказ о любом выписанном предложении по плану (план на этом же листочке после текста):

1. Прочитать предложение выразительно.

 2. Назвать грамматическую основу.

 3. Найти однородные члены, определить, какими членами предложения они являются. 4. Что вы можете сказать об однородных членах этого предложения с точки зрения изученного сегодня материала? Прокомментируйте знаки препинания.

Анализ ответов учащихся.

-Понравились ли вам ответы ваших товарищей? Что бы вы могли добавить?

- Запятая в сложном предложении (Звёзд было так много, что ни ветер, ни тучи, ни тёмная ночь не могли с ними справиться.)

Определить в этом предложении типы сказуемых.

- Знаки препинания в предложениях с прямой речью («Сегодня что- то произойдёт, - подумал я, а вслух сказал: «Удивительно».)

Составить схему предложения, объяснить постановку знаков препинания.

Задание. Работа в парах.

     В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).

1) [О, О, О, О]. 2) [О и О]. 3) [О, а О] [О, но О]. 4) [и О, и О, и О].

5) [То О, то О, то О ]. [Или О, или О]. 6) [… не только О, но и О]. [… как О, так и О]. 7) [О: О, О, О]. 8) [О, О, О - О]. 9) [О: О, О, О - …].

1

Радостью, счастьем, надеждой - всем поделись со своим другом.

2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.

3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и о недостатках своего товарища.

4

Далеко гулы повторяют и рёв и треск  и шум и гром.

5

Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм  глядит исподлобья.

6

Ищи товарища лучше себя а не хуже.

7

В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю  трудолюбие.

8

То садился он на диван  то подходил к окну то хотел мыслить.

9

Родные знакомые места узенькая речка заросшая тропинка к дому старый сад заставили сердце биться сильнее.

Перед вами предложение с пронумерованными запятыми. Выпишите номер запятой, которая обозначает знак препинания при однородных членах.

По спокойной воде пруда медленно,лениво

покачиваются листья кувшинок,2 напоминающие

кораблики или маленькие плавающие острова.3

Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»

Тема

«+» или «-»

Домашнее задание

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения

П. 40, 41

Могу начертить схему предложения с однородными членами

П. 41, 43, 44

Знаю группы сочинительных союзов

П. 43

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

П. 44

Могу отличить однородные и неоднородные определения.

П. 42

Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-».

Итог

1. Уверен в своих знаниях.

2. Нужно повторить некоторые правила.

3. Понял, что плохо усвоил тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в формате ЕГЭ по русскому языку . Тема" Однородные члены предложения" 11 класс

Тестирование в формате ЕГЭ по русскому языку . Тема " Однородные члены предложения" 11 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)

Урок -практику по теме: «Однородные члены предложения»Цели:1. Закрепить сведения об однородных членах предложения.     Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с од...

Урок русского языка "Однородные члены предложения", 5 класс

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения" в 5 классе...

Конспект урока по русскому языку “Однородные члены предложения”(5 класс)

Конспект урока по русскому языку “Однородные члены предложения”(5 класс)...

Банк индивидуальных заданий для урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 8 класс

Задания для закрепления темы"Однородные члены предложения" 8 класс Задания тестового характера. Могут быть использованы как проверочные работы....