Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Ермакова Марина Леонидовна
Урок -практику по теме: «Однородные члены предложения»
Цели:
1. Закрепить сведения об однородных членах предложения. 
    Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
2. Развивать речь учащихся, творческое мышление, внимание.
3. Воспитывать любовь к природе через текст писателя В.В.Бианки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок практику по теме: «Однородные члены предложения»

Цели:

1. Закрепить сведения об однородных членах предложения.

    Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

2. Развивать речь учащихся, творческое мышление, внимание.

3. Воспитывать любовь к природе через текст писателя В.В.Бианки.

Тип урока: Урок – практикум

                                                                   Ход урока

                                                                   Стоит только присмотреться к

                                                                   окружающему, задуматься над ним – все

                                                                   окажется удивительным, загадочным.

                                                                                                                       В.В.Бианки

I. Оргмомент. (1 мин )

II. Словарная работа   (запись на доске)   (5 мин)

Эпиграф, разговорный, описание, научный, рассуждение, художественный,

повествование, публицистический, заглавие, официально-деловой, параллельная, цепная.

 

Задания:

1. Запишите слово, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте по цепочке»

2. Запишите слово, лексическое значение которого – «тип речи, отвечающий на вопрос почему?»

 3. Запишите слова, обозначающие стили речи.

4. . Запишите слово, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте без сцепляющих слов.

Запись в тетради ученика:

1. Цепная

2. Рассуждение

3. Разговорный, научный, художественный,  публицистический, официально-деловой

4. Параллельная

Самопроверка и самооценка по «ключу» на доске:

0   ош  -  «5»

1   ош  -  «4»

2-3 ош – «3»

Оценки выставляются в рабочие карты

III. Целеполагание. (1 мин)

Ребята, сегодня у нас последний урок по теме : «Однородные члены предложения»

Какие цели мы должны поставить на уроке?

IV. Практикум по тексту  В. В. Бианки.

 1. Слово учителя. (1 мин)

В.В.Бианки  - известный писатель, певец родной природы. Ребята, с которыми он общался, часто задавали ему вопросы. А один повторялся: «Почему вы пишете про лес?». Виталий Валентинович не любил слово природа и часто заменял его словом лес. По мнению писателя, все началось в детстве. Позднее В.В.Бианки  скажет: «Есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам – и все, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш, человеческий язык – язык любви к полной красоты...нашей Вселенной».

        Именно таким чутким человеком и «переводчиком» был В.В.Бианки .

Сегодня мы будем работать по фрагменту его произведения.

2. Работа с текстом(текст, с пропущенными знаками препинания в предложениях с однородными членами, на столе у каждого ученика).

             Растения и животные, леса и горы, море и ветра, дожди и зори – весь мир вокруг

                                                                                            7 

нас говорит с нами всеми голосами.

             Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.

             Я поднял глаза,  впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.

              «Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь, исчезла подо льдом.

               «Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».

                Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.

                Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.

                Меня все очень удивляло в этой птичке: и блеск ее перьев, и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.

1).  Выразительное чтение текста учителем  (2 мин)

2).   Беседа по содержанию  (2 мин)

  • Как можно озаглавить текст?
  • Определите тему и идею текста.
  • Как связаны предложения в третьем абзаце? ( сначала параллельная, потом цепная)
  • Определите стиль текста. (художественный)

3) Работа в группах с консультантом  (30 мин )

Задание 1.

 

Выписать предложение с однородными членами, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены.

Задание 2.

Найдите в третьем абзаце неоднородные определения, выпишите их вместе с определяемым словом       x                                        x

( маленькая белогрудая птичка,  веселой зимней песней)

Задание 3.

  • Найдите предложение (значок «7») и перестройте его по следующей схеме:

   [   О : О и О, О и О, О и О, О и О-…]  

    Растения и животные,  леса и горы, море и ветра, дожди и зори- весь мир вокруг нас

 говорит с нами всеми голосами

(Весь мир вокруг нас: растения и животные,  леса и горы, море и ветра, дожди и зори-

говорит с нами всеми голосами)

  • Выполните синтаксический разбор этого предложения.

Задание 4.

  • Найдите в тексте слово заливалась, что оно обозначает по тексту? ( звонко пела )
  • Найдите синоним к слову оляпка ( утопленница )

Итог работы в группе подводится после каждого задания , оценка каждого члена группы заносится в рабочую карту. Консультанты отчитываются за результаты выполненной работы .

V.  Домашнее  задание. ( 3мин )

  • Назовите автора текста, по которому мы сегодня работали?
  • Как В.В.Бианки относился к природе?
  • Как вы относитесь к природе?
  • Написать сочинение – миниатюру на тему: «Что меня удивляет в природе?», используя однородные члены предложения.

 VI. Рефлексия.   (2 мин )

  • Что понравилось на уроке?
  • С какими трудностями вы встретились?
  • Над чем еще надо поработать?

Вопросы для рефлексии

  • Что нового для себя вы узнали сегодня?

  • Как обогатились ваши знания?

  • Что понравилось на уроке?

  • Что не понравилось на уроке?

  • С какими трудностями вы встретились?

  • Чем удовлетворены на уроке?

  • Как вы относитесь к отметке «3» и почему?

  • Какой вывод каждый сделал для себя?

 

Рабочая карта урока

Урок русского языка  класс  8  

Тема урока : Однородные члены предложения  (закрепление )

Цель урока:  

   Закрепить сведения об однородных членах предложения.

 Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными     членами предложения.

Ф.И.О

ученика

Словарная работа

Работа в группах

Итоговая отметка

Задание1

Задание2

Задание3

Задание4

Текст В.В.Бианки

   Растения и животные  леса и горы  море и ветра  дожди и зори   весь мир вокруг

                                                                                            7 

нас говорит с нами всеми голосами.

             Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.

             Я поднял глаза . Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.

              «Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь,  исчезла подо льдом.

               «Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула,  а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».

                Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь  пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.

                Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.

                Меня все очень удивляло в этой птичке  и блеск ее перьев,  и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.

3) Работа в группах с консультантом  ( 30 мин )

Задание 1.

 

Выписать 2 предложения с однородными членами, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены.

Задание 2.

Буквенный диктант (Н.О.)

Задание 3.

Найдите предложение (значок «7») и перестройте его по следующей схеме:

   [   О : О и О, О и О, О и О, О и О-…]  

Выполните синтаксический разбор этого предложения.

Задание 4.  (записать в тетрадь)

  • Найдите в тексте слово заливалась, что оно обозначает по тексту?

  • Найдите синоним к слову оляпка

Текст В.В.Бианки

   Растения и животные  леса и горы  море и ветра  дожди и зори   весь мир вокруг

                                                                                            7 

нас говорит с нами всеми голосами.

             Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.

             Я поднял глаза . Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.

              «Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь  исчезла подо льдом.

               «Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула  а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».

                Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь  пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.

                Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.

                Меня все очень удивляло в этой птичке  и блеск ее перьев  и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.

Текст В.В.Бианки

   Растения и животные  леса и горы  море и ветра  дожди и зори   весь мир вокруг

                                                                                            7 

нас говорит с нами всеми голосами.

             Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.

             Я поднял глаза . Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.

              «Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь, исчезла подо льдом.

               «Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула  а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».

                Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь  пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.

                Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.

                Меня все очень удивляло в этой птичке  и блеск ее перьев  и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.

Ф.И.О

ученика

Словарная работа

Работа в группах

Итоговая отметка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Ф.И.О

ученика

Словарная работа

Работа в группах

Итоговая отметка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Ф.И.О

ученика

Словарная работа

Работа в группах

Итоговая отметка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Тестирование в формате ЕГЭ по русскому языку . Тема" Однородные члены предложения" 11 класс

Тестирование в формате ЕГЭ по русскому языку . Тема " Однородные члены предложения" 11 класс...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....