Главные вкладки

    Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО) на тему:
    Натюрморт

    Татьяна Алексеевна Гандзюк

    Одной из задач данной методической разработки является раскрытие вопроса систематизации знаний о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    средняя  общеобразовательная школа № 451

    Колпинского района Санкт- Петербурга

    Методическая разработка по изобразительному искусству в 3 классе

    Тема урока: « Натюрморт»

    Разработала  учитель изобразительного искусства

    ГБОУ СОШ № 451

    Гандзюк Татьяна Алексеевна.

                                          

    Цель и задачи:

    1. Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)
    2. Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей
    3. Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)
    4. Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности
    5. Развивать умение рисовать с натуры или по представлению

    Оборудование:

    Таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы). Презентация по теме урока.

    Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

    Зрительный ряд:

    И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

    Ход урока:

    1.Организация класса.

     Прозвенел звонок. Мы начнём урок. Будем отвечать активно. Хорошо себя вести. И в конце урока подведём итоги. Выставим отметки и будем отдыхать.

    Ребята посмотрите всё ли у вас готово к уроку(альбом,краски,вода,кисточки,карандаши)

          2.Вводная часть

    Посмотрите  на доску здесь у нас показаны несколько картин, назовите к какому жанру они относятся?(пейзаж, портрет, натюрморт).

    Загадки.

    Отгадайте загадки. Скажите, какая иллюстрация соответствует отгадке.

    Если видишь: на картине нарисована река. Или домик в дымке синей,  или луг и облака, Или тонкая рябина, или поле иль шалаш - Это значит, что картина называется: (пейзаж )

    Если видишь, ты с картины смотрит кто-нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, Летчик или балерина, или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется:(портрет)

     Если видишь на картине самовары на столе, Или виноград в корзине,  или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу - знай Что это:(натюрморт)

    3.Объявление темы урока

    Сегодня на уроке мы попробуем  нарисовать картины необычным способом ( заранее вырезаются предметы для составления натюрморта, пейзажа, портрета, далее составляется картина на доске).

     -Мы составили разные жанры изобразительного искусства ,а подробнее поговорим  с вами о  Натюрморте.

    Стихотворение

    Если видишь на картине

    Чудо-вазу на столе,

    В ней стоит букет красивых

    Белоснежных хризантем;

    Стоит множество посуды,

    И стеклянной и простой,

    Может, чашка или блюдце

    С золочёною каймой.

    А ещё и так бывает:

    Нарисована там дичь.

    В завершении положим

    Спелых персиков и слив.

    А ещё в картине может

    Нарисованным быть торт.

    И поэтому картина

    Назовётся натюрморт.

    Сегодня  мы узнаем:

    -- что представляет собой жанр живописи – натюрморт

    -- научимся рисовать  натюрморты на заданную тему

    -- каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки творческих проектов.

    4.Объяснение новой темы:

     Что такое натюрморт?(это изображение предметов, овощей, фруктов)

    Презентация слайды натюрмортов.

    НАТЮРМОРТ –

     один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

    В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.

    Слайд презентации

    В переводе НАТЮРМОРТ обозначает:

    с французского – “мертвая натура”, с голландского – “тихая, недвижная жизнь”, с английского – “безмолвная натура”.

    Итак, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве - натюрморт

    -А сейчас немного истории…

    Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века.   Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.  Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу  - т.е. еду.  В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят  не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

    5. Практическая работа.

    Работаем над проектом «Натюрморт с натуры» .

        - Мы сегодня  будем рисовать натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые необходимо  увидеть. Форма может совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали у каждого свои.

    Сегодня будем работать  в парах на больших листах.

    Пара работает с натуральными продуктами.(составляют натюрморт самостоятельно и рисуют).У каждого лежит памятка для рисования натюрморта.

    Работа выполняется 15 минут.

    Некоторые методы работы:

      Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

    Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?  

    Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать( или составлять), начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

    Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы.

    Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить цветочный горшок (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Проверяют соотношение размеров предметов. Намечаем штрихами.  После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. Какой он формы? Обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.  

    Что помогает художнику передать настроение? Наше настроение передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый– грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,– создадут настроение горя, несчастья.

    6. Релаксация во время практической работы.

    Раз- подняться потянуться.

    Два- согнуться, разогнуться.

    Три- в ладоши три хлопка.

    Головою три кивка.

    На четыре-руки шире.

    Пять -руками помахать.

    Шесть-за парту тихо сесть.

    Последовательность выполнения работы:

    1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
    2. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
    3. На втором этапе живописи моделируется  объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
    4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета.  Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
    5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся  из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

    7. Итог урока.

    Ответы на вопросы:

    1. В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?
    2. Что нового вы узнали на уроке?
    3. Выставка работ учащихся на доске.

    Выставка работ учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

    Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

    Натюрморт. Личный выбор художника или заказ времени. Беседа к теме «история натюрморта» .

    Беседа по теме «история натюрморта»   : Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным  видом живописи, в котором не возможно выразить высокие общественные идеи...

    Урок живописи в ДХШ: «Тихая жизнь вещей». / Грамота составления натюрморта. Особенности акварельной живописной техники в работе над этюдом натюрморта/.

    В данной разработке урока рассматривается : грамота составления натюрморта и особенности  живописных  технических  приемов , а так же поэтапное выполнение этюда натюрморта. ...

    Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

    Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....

    «Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности

    «Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности...

    Натюрморт в графике. Основы композиции в натюрморте (технология проблемного диалога).

    Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе с использованием технологии проблемного диалога  по программе Б.М. Неменского....