Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_natyurmort_-_portret.zip | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Учитель изобразительного искусства Пенькова Светлана Владимировна
МБОУ СОШ №18
Предмет: изобразительное искусство,
Методическая разработка урока для учащихся 6 класса
Тема: «Выразительные возможности натюрморта Натюрморт – портрет».
Выразительные возможности натюрморта.
натюрморт – портрет.
Цель: обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира; развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; воспитывать художественный вкус.
Понятия: натюрморт, портрет, анаморфоза.
Зрительный ряд: Питер Клас «Завтрак», Виллем Хеда «Завтрак», Тициан «Девушка с фруктами», А.Шилов «Зацвел багульник», Джорджоне «Дафна», Джузепе Арчинбольдо « Повар», «Садовник», «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Воздух», «Огонь», «Земля», «Вода», «Торс из дерева, покрытый ракушками, Ман Рей «Непонятное».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок
- Сообщение темы урока. /Формулирование темы, целей урока./
Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины, не называя её.
Учитель: художник просто изображает обычные вещи быта, цветы. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.
- К какому жанру живописи можно отнести это изображение?
-Отгадайте загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт).
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом.
- Изучение нового материала.
Натюрморт очень любят многие профессионалы – живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника.
Натюрморт - это изображение группы предметов неживой натуры.
- С французского «nature mote» переводиться как «мертвая природа», - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспоминанию предметов обихода, цветов и прочего.
- в англоязычных странах натюрморт звучит как «still life» и означает «тихая жизнь». Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился поэтическим отражением национального голландского быта.
Потомки знатных рыцарских фамилий, они предпочитали небольшие натюрморты – «Завтраки» - чаще скромные, но порой и весьма торжественные, такие, как незатейливый «Завтрак с ежевичным пирогом» Виллема Класа Хеды (1594-1680) из Дрезденской галереи. Его можно назвать живописной новеллой.
Среди ее «героев» - ежевичный пирог – небрежно отломанный кусок его лежит на блюде, старинный зеленоватый бокал, до половины наполненный прозрачным вином. Другой бокал – попроще – упал, и у него отбился край. Стакан, скромно отступивший в глубину стола. Легко вообразить, что у чопорного, гордого своей родословной бокала и обыкновенного стакана могли быть, как и в сказках Андерсена, сложные «взаимоотношения». Каждый играет свою роль в повествовании о скромном трапезе, рассказывая о людях, веселившихся за столом, о сердечной обстановке дома. Нам интересно пофантазировать, кто же был здесь. Но мы любуемся и тем, как художник передал сияние металла, блеск вина, прозрачность и красоту стекла, как искусно он создал всю эту нехитрую композицию.
Клас Питер, голландский живописец
Клас Питер «Завтрак» 1646
Клас Питер (1597/1598 - 1661), голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта. Работал в Харлеме. Произведения Класа с изображением накрытых столов отличаются скромным набором предметов, простотой композиции. Ненавязчиво выделенные детали (недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т. п.) раскрывают органическую связь вещей с жизнью человека. Его натюрморты, обычно выдержанные в коричневатых, зелёных, серебристо-белых и золотистых тонах, отличаются тщательным воссозданием фактуры вещей, богатством красочных оттенков, мягкой светотеневой игрой.
Теперь мы рассмотрим картины, на которых изображены портреты.
Портрет - (из франц. portrait) изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи , скульптуры, графики.
Необходимое требование, предъявляемое ко всему портрету, - передача индивидуального сходства. Для этого художник выступает в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последовательно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого изображения лица.
Хочется прочитать несколько строк:
Если видишь на картине
Чей-то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный
И веселый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой,
Это главное лицо.
……..
Что красивая картина
Называется портрет!
Сейчас мы с вами рассмотрим картины художников, в которых сочетаются портрет и натюрморт.
Картина Тициана Вечеле «Девушка с фруктами».
Только гений способен был воссоздать на полотне такую удивительно жизненную, привлекательную, веселую и здоровую молодую венецианку, одновременно подняв этот реальный образ до наивысшего обобщения: обычная девушка перевоплощается у него в богиню цветущей природы. Портрет этот написан около 1555 года. Художник изображает на своей картине свою дочь Ливию.
Она одета в золотисто – коричневом платье грациозно откинулась назад и обернувшись к зрителю, смотрит через плечо. В поднятых руках она легко и непринужденно держит серебряное блюдо с фруктами и цветами. Ливиния изображена на фоне пурпурного занавеса и горного пейзажа. Достаточно беглого взгляда на картину, чтобы почувствовать, сколько в ней счастья, здоровья и света.
Великий художник достигает этого и удивительной легкостью в передаче движения и всем ритмическим строем произведения. Но больше всего глубокую эмоциональную насыщенность создает, конечно, неповторимая гармония красок.
Зацвёл багульник
Александр Шилов «Зацвел багульник», |
Джорджоне «Портрет Лауры»
К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит и окончательное формирование нового, по сравнению с XV веком, типа портрета. Как пишет Н.А. Белоусова: «…В этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей. Особенно это относится к изображению так называемой "Лауры", которое в настоящее время считается просто "Женским портретом".
Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах – прозрачный серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь. Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом.Трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины. Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.
Весь облик заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с лавром».
АНАМОРФОЗА - это изображение из элементов, которые выводят свои формы за собственные приделы.
АНАМОРФОЗА (греч. аna - на, сверх и morfe - форма), эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, например:человеческого тела и древесного ствола.
Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформирует реальность. Из кабачка делает нос, из огурца - подбородок, из колоса пшеницы – прекрасную прическу,а из набора овощей... - портрет
Итальянец Джузеппе Арчимбольдо (1527 - 1593) в 1562 году обосновался в Праге, где служил 26 лет в качестве придворного портретиста. Именно в Праге были созданы типичные для Арчимбольдо произведения того оригинального характера, которым до сих пор славится его живопись. В XVI веке географические открытия, частые поездки на Восток, развитие наук способствовали росту интереса к коллекционированию всяких редкостей. Так появились кунсткамеры, коллекции экзотических предметов и растений. Благодаря собраниям редкостей Арчимбольдо смог близко изучать животных и растения, которые изображал в своих картинах. Художник творил фантастические создания, они намекают на аналогию между человеком и космосом, отражают зооморфические символы, заключают в себе сложные аллегории.
Натюрморт «Повар» относится к сериям так называемых обратимых картин, в которых используется принцип анаморфозы. Явление анаморфозы состоит в перестановке элементов и использовании законов линейной перспективы для того, чтобы создать новое изображение. Другим отправным пунктом для создания подобных картин могло стать кулинарное искусство: до нас дошли описания поразительных банкетов, на которых блюда представляли собой целые композиции, созданные настоящими художниками.
Ещё одна картина: на одной изображена миска с овощами, на другой – картина с фруктами, но если перевернуть эти картины вверх ногами, то перед нами все те же антропоморфные коллажи из овощей или фруктов.
Его знаменитая серия «Времена года», созданная под Новый год в 1569-м, – это четыре портрета, каждый из которых состоит из сезонных примет. Наиболее известен пышный мужчина («Лето»), радующий глаз своими щеками-персиками и многочисленными экзотическими фруктам. Лето, Осень, Зима, Весна.
До нас дошло 14 картин Арчимбольдо . Наиболее известные "фантастические головы" он писал с 1560-х годов.
Вот серия - стихии: Огонь, Вода, Воздух, Земля. Мне хочется еще представить картины, которые отражают понятие АНАМОРФОЗА:
- «Торс из дерева, покрытый ракушками»,
XVIII в., Флоренция
- Ман Рей «Непонятное»
3. Практическая работа.
Задание: выполните портрет с помощью фруктов и овощей.
Этапы работы:
- Выберите форму и место расположения головы.
- Выберите форму основных частей головы (глаз, носа, рта, ушей, бровей).
- На ваше усмотрение добавьте волосы, усы, украшения, аксессуары, элементы одежды
- Убедитесь в практичности композиционного размещения, приклейте детали.
4. Подведение итогов урока.
- Выставка работ учащихся.
- Рефлексия.
-- Что нового для себя вы открыли на уроке?
-- Понравился ли вам сегодняшний урок?
-- Натюрморт, какого художника вам больше понравился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 5 класс "Натюрморт"
Урок - продолжение знакомства с композицией натюрморта...
План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...
План-конспект открытого урока по теме "Портрет литературного героя"
План-конспект открытого урока по теме "Портрет литературного героя"...
Конспект открытого занятия «Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»
Занятие по знакомству с техникой многослойной лессировочной акварели....
Конспект занятия по теме «Натюрморт с цветами»
Занятие по изобразительной деятельности (живопись)....
План - конспект занятия на тему: «Натюрморт «Ваза с цветами»
Цель: – Научить детей рисовать углем, передавая объем предметов, выполняя рисунок с натуры....
Конспект урока на тему "Натюрморт в технике "набрызг"
Конспект урока на тему "Натюрморт в технике "набрызг"...