Технологии обучения в ходе знакомства с художественными выставками в 5 классе
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Технологии обучения в современной школе становятся решающей составляющей при формировании УУД. Стаья раскрывает возможности художественных выставок при обучении пятиклассников. Предлагаются современные педагогические технологии для создания мотивации на уроках ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologii_obucheniya.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии  обучения  в ходе знакомства с художественными выставками в 5 классе

Формирование УУД происходит на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». Существует раздел программы «Декоративное искусство в современном мире» «Современное выставочное искусство»: развитие интеллектуально – познавательных качеств в личности в процессе творческой и проектной деятельности. См. Приложение №1.

На уроках Изо учитель ставит пред собой цель: познакомить учащихся с декоративным искусством, показать тенденции современного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов. Через проектную и выставочную деятельность, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей воспитывать чуткое отношение к прекрасному, способное формировать гармонично развитую личность.

Решает следующие задачи:

- формирование интересов учащихся к миру традиционной культуры и развитие интереса к современному декоративному творчеству; содержательному смыслу художественно-образного языка

- привитие любви к прикладному искусству; приобщение к миру окружающей красоты;

- развитие практических умений и навыков работы с различными материалами, популярными в современном декоративном искусстве;

- дальнейшее развитие художественно-творческих способностей учащихся, графических умений, связанных с приёмами декоративной трактовки, стилизации различных образов.

При изучении данного раздела учитывается не только возрастные и индивидуальные особенности учащегося, но и особенности их мышления, круг запросов и интересов. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие памяти и мыслительных способностей.

Содержание занятий по данному разделу определяется на основе соответствия содержания предлагаемого объема знаний общим требованиям и задачам учебно-воспитательного процесса.

Для формирования творческой индивидуальности и социальной активности личности, учащимся не дается сумма готовых знаний, а предлагается самостоятельный поиск, отбор и анализ используемой информации.

Кроме того, учитываются базовые знания, умения и навыки учащегося, способность организовать свою деятельность, определять цели и задачи, работать в группе, использовать информационные и исследовательские учения.

Система учебно-творческих заданий направлена на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей учащегося.

Систематичность и последовательность в обучении во многом обусловливают успешное развитие мышления ребенка, активное познание школьником окружающего мира.

Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе.

В пятом классе несколько  уроков посвящены работе с различными материалами. Детям предлагается придумать самим и подготовить к уроку необычные материалы на выбор (природные материалы, бумага, ткань и др.), продумать способы их крепления. Конечно, при подготовке к уроку ребятам помогают родители, но в процессе работы на уроке создаётся интересный неповторимый продукт творческой деятельности.

Приобретая практические умения и навыки в области проектного художественного творчества на уроках ИЗО, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.

На каждом уроке, подводя итог, проводится выставка работ.

Пятиклассники, осваивая на занятиях русское крестьянское искусство, овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративного творчества.

Как научить ребенка вступать в самостоятельный диалог с любым

зрительным образом, даже таким сложным и многомерным, как произведение изобразительного искусства? Решение этой задачи – в признании необходимости уделять внимание обучению «читать»произведение изобразительного искусства не менее тщательно, чем учить читать (воспринимать, осмыслять, интерпретировать) литературные

произведения.

Что же делает произведения изобразительного искусства важнейшим инструментом формирования визуальной культуры личности? Они: предполагают множество различных, порой противоречащих друг другу, но при этом имеющих право на существование интерпретаций.

Потенциал картины нельзя свести к одному, даже самому серьезному и

глубокому прочтению. «Исчерпать до дна» смыслы картины раз и навсегда не в состоянии не только опытный искусствовед, но даже и сам художник, зачастую творящий интуитивно. Картина по-разному проживает разные исторические эпохи, теряя одни смыслы и «обрастая» новыми значениями и ассоциациями. Картина раскрывается по-разному даже для одного человека разные периоды его жизни; в том или ином виде существовали и существуют во всех культурах.

Ориентация на теорию стадий позволяет ставить перед ребенком задачи соответственно его эстетическому уровню и видеть изменения.[1]

Каждый художественно оформленный предмет был включён в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентации обучающихся.

В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, придаёт ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства. Однако существуют эффективные способы преодоления ситуации. Приведем пример работ обучающихся с выставки «Год Греции в России», см. Приложение № 2.

Завершается общий курс вполне закономерно — знакомством с современным декоративным искусством и работой в конкретном материале. Дети работают с самыми разными художественными материалами и в разных техниках, что даёт им возможность создания достаточно интересных индивидуальных творческих работ и проектов.

Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — всё это единые проявления человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.

Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена, металла и т.д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве современных профессиональных художников.[2]

Знакомство с произведениями современного декоративного искусства даёт учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

Освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.

Выставочное искусство - единичные, авторские художественные произведения, в которых наиболее ярко проявлена творческая индивидуальность профессионального художника.

Искусство очень разнообразно и порой приобретает самые неожиданные формы. Выставочное искусство в полной мере может проявить уникальность автора и представить его малоизвестные работы.

Керамика, фарфор, гобелен, мозаика, витраж, любые художественные произведения ассоциируются сегодня с современным искусством. Цель любого искусства – донести определенные идеи до людей. В наше время искусство разделилось на массовое и авторское. См. Приложение № 3.

Принцип наглядности обучения. Сама специфика нашего предмета требует постоянного оперирования зрительными, наглядными образами, постоянного чувственного восприятия объектов и явлений действительности. Наглядность обеспечивает связь обучения с жизнью.

Использование на уроках наглядных пособий, а так же предметов ДПИ помогают учащимся в освоении предмета. Однако сегодня мы предлагаем взаимодействие в новом формате. Рассмотрим понятие «диалог».

  1. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
  2. Учитель и ученик должны вместе решать поставленные на уроке проблемы. Конечно, равенство в диалоге не означает равенства в знании. Для учащихся диалог является, прежде всего, пониманием равенства со своим собеседником.
  3.   Если говорить об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей: наличие единой для всех проблемы; наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания; наличие цели организации диалога; наличие обратной связи; наличие диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Главной из задач обучения изобразительному искусству в школе считается развитие у учащихся компетентности активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Для этого есть два пути: приобщение к «золотому фонду» художественного наследия мира, приобретение искусствоведческих знаний и опыт собственной художественной деятельности на их основе.

Учащиеся школы № 212 активно занимаются выставочной деятельностью, участвуют во внеклассных мероприятиях по предмету, добиваются высоких результатов, являются победителями и дипломантами конкурсов изобразительного искусства на разных уровнях.

Организация экскурсий открывает перед учителем широкий простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, артели народных художественных промыслов, краеведческие музеи, фабрики по производству декоративных тканей, мебели, посуды. Современная выставочная деятельность очень разнообразна. И все чаще можно встретить в музейных комплексах специальные программы, которые включают технологии интерактивного обучения. Логически продолжая тему на уроках, после посещения  художественных выставок, учитель использует в учебной деятельности различные современные технологии.

        Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и  соответствующей информации.

        Технология проблемного обучения предполагает постановку проблемы ,проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия проблемной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

        Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар – диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре – диспуте могут быть различными.

        Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная  идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели.

        Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

- постановка проблемы;

- формирование малых групп (микрогрупп по 5 – 7 человек), распределение ролей в них, пояснение преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

- обсуждение проблемы в микрогруппах;

- представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

- продолжение обсуждения и подведение итогов.

См. Приложении № 4.

        «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

        Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология  дидактической игры состоит из трех этапов.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

        Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающие реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой – умение вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Результаты обучения (УУД)

Личностные УУД:

-действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  - действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

             Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

       Коммуникативные УУД:

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. См. Приложение № 5.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

       Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


[1]Ванюшкина Л. М. Образ и мысль. 2013

[2]        Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки.  Выпуск I. От древнейших времён по XVI в.  М.: Искусство, 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по МХК в ходе прохождения промежуточной аттестации для 7 класса

Контрольная работа в форме теста предназначена для 7 класса. Составлена для прохождения обучающимися промежуточной аттесации. Работа состоит из двух частей: первая часть состоит из двадцати вопросов с...

Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена по литературе в 9 классе в форме ГИА (по материалам демонстрационной версии 2013г.)

Документ содержит список произведений и терминов, включенных в ГИА по литературе в 2013 году (составлен по демоверсии, размещенной на  сайте ФИПИ)...

План урока по теме "Куда можно ходить по воскресеньям" во 2-м классе по УМК Биболетовой М.З

План урока по теме "Куда можно ходить по воскресеньям" во 2-м классе по УМК Биболетовой М.З...

Классный час «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности»

Классный час на основе исследовательской работы наших учениковЦель: познакомить учащихся с организацией всероссийской промышленно-художественной выставки, достижениями науки и промышленности России в ...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Встреча на художественной выставке

В статье представлен опыт работы в музейном пространстве. Занятие с учащимися второго класса по предмету «Изобразительное искусство» проходило на временной выставке «Праздники по-рус...