Метапредметные технологии на уроках изобразительного искусства в основной школе
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

 Хижняк Людмила Германовна

Смысл организации образовательного процесса на уроках изобразительного искусства при метопредметном подходе заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izo.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Г. Хижняк,

МБОУ «СОШ № 6», г. Югорск

 Метапредметные технологии  на уроках изобразительного искусства

 в основной школе

         Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.[6] Преподавание предмета «изобразительное искусство»  на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни.

         Смысл организации образовательного процесса на уроках изобразительного искусства при метапредметном подходе заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования. И на своих занятиях мы имеем возможность создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость.

         Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроках разные технологии, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. На уроках изобразительного искусства ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

         В настоящее время много  инновационных педагогических средств и методов, но  на уроках изобразительного искусства наиболее эффективны: технологии проектно-исследовательского обучения, технология деятельностного метода, информационно-коммуникативные технологии.

         Использование технологии проектно-исследовательского обучения на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования.  Это позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Практика показала, что технология проектно-исследовательского обучения применима на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. В своей  работе я применяю мини-проекты,  которые выполняются на одном уроке, в паре или группе (5 класс: «Древо жизни», «Иллюстрации к сказкам народов ханты и манси», «Конструирование избы из бумаги» и др.). Замена традиционных уроков проектной деятельностью дает возможность выполнять коллективные проекты на уроках изобразительного искусства («Традиции и современность», «Экологические плакаты для городского парка», «Оформление холла для первоклассников»).

         Длительные проекты (неделя, месяц, четверть)  могут выполняться в группах, индивидуально и в разновозрастных группах (в школьном лагере).  Длительный  проект  в зависимости от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время. Итогом такого проекта является защита на уровне школы, муниципалитета на конференции или фестивале.

          В рамках  программы развития школы у нас реализуется социальный проект «Сделай город ярче», который складывается из проектов учащихся заинтересованных этой темой. Школьники активно участвуют в проектах по обустройству города, реализуя проекты «Автобусная остановка – остров фантазий», «Украсим школьный двор», «Радуга в нашем дворе» и другие.

         Технология деятельностного метода может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность.  Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. Данный метод, как правило, не предусматривает уроков только закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем. Такой подход позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы "не спеша" усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают "пищу для ума", что делает уроки привлекательными для всех детей и сильных, и слабых. [3]

         Информационно-коммуникативные технологии – это педагогические технологии, применяющие специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. [3] В рамках использования данной технологии,  дети создают книжки  о художниках, скульпторах нашего города, организуются выставки рисунков компьютерной графики.

         Таким образом, использование метапредметных технологий  на уроках «изобразительного искусства» помогает учащимся получать общепредметные знания и формировать целостное представление о мире, о взаимосвязях его частей. Умение решать нестандартные жизненные ситуации способствует  воспитанию человека не только знающего, но и человека думающего т.е.   целостной человеческой личности.

Литература

  1. Гузеев В.В. Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения./ Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  2. Курило Г.А.П проектно-исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства ДВ-207238. 2015г.
  3. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». - Киров: 1999 – 2002.
  4. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256 с.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  6. Шпикалова Т. Я. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. М. : Просвещение, 2011.- (с 2-3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.

Статья  может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным т...

Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"

Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике;  в статье рассказывается об основах графической ...

Основные особенности современного урока изобразительного искусства в основной школе

Краткое описание отличий современного урока от урока с применением традиционного подхода....

Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе.

Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе....

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...