Методическая разработка по изобразительному искусству."Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Базанова Лариса Александровна

Методическая разработка по изобразительному искусству . "Декоративная композиция  по мотивам жостовской росписи" 5 класс. Программа под ред. Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.32.47 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку.2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

Технологическая карта урока.

Учитель: Базанова Лариса Александровна,  учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 355.

УМК: Базовый учебник  Горяева Н.А., Островская О.В.  «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в   жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского, Л.А.Неменская.

Тема урока: «Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи».

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать декоративную  композицию по мотивам жостовской росписи в технике

 коллаж.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся из предметов дпи выделять жостовские изделия.

Познакомятся с основными особенностями  жостовской росписи.

Получат возможность  выполнить творческую работу по мотивам жостовской росписи.  

Метапредметные: 

научатся определять цель в учебной деятельности, принимать учебную задачу;

получат возможности излагать свое мнение; делать выводы; планировать деятельность в учебной ситуации; аргументированно оценивать свою работу;

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.

Методы и формы обучения: 

Беседа, практический, творческий поиск; индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

Наглядно-демонстрационные материалы: 

Презентация к уроку, предметы ДПИ, таблицы, работы из методического фонда.

У детей: готовый фон, заготовки цветов, клей, гелиевая ручка для творческой работы; учебник, технологическая карта учащегося.

 

Дидактическая    структура урока

 

 

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Ресурсы

1. Организационный момент 2м.

1.  Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

1. Приветствие.

2. Проверка рабочего места.

3. Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя.

Личностные:

- принятие нравственных норм поведения (дисциплина, ответственность);

Предметные:

- оценивание своей готовности  к  работе.

2. Мотивация.

Осмысление учебных задач. 7 мин.

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление

2. Сформулировать тему, учебную цель и  учебную задачу урока.

1. Создание проблемы. Учитель предлагает диктант по ДПИ. Народные промыслы  (хохлома, гжель, городец, жостово)  (Прил. 1. Таблица.)

 2. Предлагает определить тему урока, цель.

3. Обозначает задачу урока.

Учащиеся распределяют данные учителем объекты в таблице. Взаимопроверка  (работа в парах). Оставшийся предмет относят к ещё не изученному, тем самым определяют тему урока.

Участвуют в формулировании темы и цели.

Принимают задачу урока.

Предметные: 

 - самостоятельное выделение темы и формулирование познавательной цели;

Регулятивные УУД:

-осуществляют самоконтроль.

-принятие задачи урока.

Приложение 1.

3. Открытие нового знания.  12-15 мин.

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

2.  Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1.Как слагается эта цветочная сказка? Полюбуемся жостовскими подносами.

Слайд 2 (1 мин.)

 2.Учащиеся работают с учебником и отвечают на вопросы (3 мин)

Распределимся на  3 группы ( по рядам)

1 группа. Какие бывают формы подносов?

2 группа. Какие композиции встречаются?

3 группа. Что изображено на подносах?

-Заслушивает ответы 1 ряда. Показывает 3 слайд.

- круглой,  прямоугольной, овальной, восьмиугольной, комбинированной

-Заслушивает ответы 2 ряда. Показывает 4 слайд. Обобщает ответы.

- букет, венок, полувенок, роспись с углов, букет в раскидку.

--Заслушивает ответы 3 ряда. Показывает 5 слайд. Обобщает ответы. 

- сюжетные композиции, букеты цветов, часто изображают птиц.

Этапы росписи.

-Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название (6,7,8 слайды):

1.Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.

2.Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

3.Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.

4.Прокладка. Уточняются многие детали.

5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.

6.Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.

7.Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

8.Уборка. Украшение борта подноса.

Учитель обобщает, уточняет

1 слушают, смотрят фильм, осмысливают учебный материал;

2. работают с учебником.

3. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Предметные:

Познакомятся с основными особенностями  жостовской росписи.

Личностные УУД: знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России 

Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

Регулятивные УУД:

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

-осуществляют самоконтроль.

Работа с учебником

Приложение 2.

Презентация.

4. Творческая работа.  (15-18 мин)

Организует работу учащихся, инструктирует, контролирует выполнение задания.

Слайд 9.

1. Предлагаю самим выполнить декоративную композицию по мотивам жостовской росписи, используя  цветочные заготовки, расписать борт гелиевой ручкой (этап - Уборка)

2. Обеспечить контроль

за  выполнением задания.

3. По ходу работы даёт оценку, помогает учащимся.

1. Овладевают  новыми приёмами деятельности создания выразительной композиции

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют,

контролируют  правильность выполнения работы, оценивают свой результат.

ЛичностныеУУД:

- осуществляют работу по выполнению работы в технике коллаж и   украшении  её декоративными элементами в соответствии с традицией жостовского промысла.

Познавательные УУД:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Метапредметные связи:

- межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой.

Презентация.

 Художественные материалы.

5. Итог урока.

3 мин.

Дать оценку результата учебной деятельности класса  и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися.

Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

Коммуникативные УУД:

- умеют использовать речь для регуляции своего действия;

- строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:

- осуществляют взаимоконтроль, оценивание.

6. Рефлексия. 3мин.

Организует рефлексию

Предлагает дать оценку результата учебной деятельности.

Оценивают свою работу Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Как я сегодня поработал» (приложение 3)

Регулятивные УУД:

- дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

Приложение 3

Приложение 1.

Распределить в таблице данные объекты согласно промыслам.

Чашки(3, 5), деревянные доски (1,2), деревянная посуда(4, 6), железные подносы (7, 8).

С предметами какого промысла вы ранее не  встречались на уроке?

Хохломские изделия.

Городецкие изделия

Гжель

Жостово.

 

Приложение № 2

Поработаем с учебником. Тема: Жостово. Роспись по металлу.

1 ряд.  Какие бывают формы подносов?

Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 4 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

2 ряд.  Какие композиции встречаются?

Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 3 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

3 ряд.  Что изображено на подносах?

Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 2 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

Приложение№ 3

Подведем итоги. Как я сегодня поработал?

Как называется новый промысел         ____________________________________                  

Отметь на данном рисунке линию, обозначающую, как ты сегодня поработал и сколько узнал.

(у подножья – я не работал и ничего не узнал; на середине горы – поработал хорошо, что - то узнал, а что- то пропустил, творческую работу не закончил;  

на вершине горы – поработал отлично, работу сделал.

Line Drawing Clip Art Ice Cream Line Drawing Clip Art nagoyaschool.net

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.

Фамилия, имя___________________________________________ Класс 5___

Задание№1.

Распределить в таблице данные объекты согласно промыслам.

Чашки(3, 5),  деревянные доски (1,2),  деревянная посуда(4, 6),  железные подносы (7, 8).

С предметами какого промысла вы ранее не  встречались на уроке?

Хохломские изделия.

Городецкие изделия

Гжель

Жостово.

Задание №2.  Поработаем с учебником. Тема: Жостово. Роспись по металлу.

 1 ряд.  Какие бывают формы подносов?

Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 4 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

2 ряд.  Какие композиции встречаются?

Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 3 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

3 ряд.  Что изображено на подносах?

Прочитай материал в учебнике (стр. 92, 2 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

Задание №3.  Подведём итоги. Как я  сегодня поработал?

Как называется новый промысел         ___________________________________________              

Отметь на данном рисунке линию, обозначающую, как ты сегодня поработал и сколько узнал

(у подножья – я не работал и ничего не узнал; на середине горы – поработал хорошо, что - то узнал, а что- то пропустил, творческую работу не закончил; на вершине горы – поработал отлично, работу сделал.)

Line Drawing Clip Art Ice Cream Line Drawing Clip Art nagoyaschool.net


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.

Методическая разработка и презентация  к уроку.  Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей хохломской росписи, выполнение творческой композиции в ходе групповой деятельности ...

Методическая разработка раздела изобразительного искусства «Композиция на уроках изобразительногоискусства в современной школе»

Урок изобразительного искусства- это особый урок. И требования к нему особые. Он должен строиться по законам искусства, решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Искусство предполагает духов...