Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Алтаева Елена Николаевна

Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennie_posidelki.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «Осенние посиделки». 5 класс.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
  2. Продолжить знакомство  учащихся с трудовыми русскими народными песнями, музыкальными инструментами.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

3. Развивать творческую активность, , навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный, продолжить вокальную работу над народными песнями.

План урока

1. Организационный момент

2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

3. Повторение изученного материала.

4. Объяснение нового материала.

5. Практическое выполнение задания.

6. Анализ работ, подведение итога урока.

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)

Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»

Слайд 1. Сообщение темы урока. Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского народного творчества. Наш  урок  мы посвящаем одновременно музыке, фольклору и декоративно- прикладному искусству. Тема  урока «Осенние посиделки».

Скажите , как можно совместить тему нашего урока с теми направлениями искусства ,  которые я назвала. (ответ)

Уч. Муз.

Слайд2.Знакомство с понятием «Фольклор»

Русский народ много трудился, поэтому появилось огромное число пословиц и поговорок о труде:

Слайд3.Прочтите и выберете ту, которая близка вам. Объясните смысл выбранной пословицы. А какие ещё поговорки и пословицы о труде вы знаете?

В русской народной музыки  существуют различные жанры. Вспомним( лириче ские, хороводно-плясовые, обрядовые и ,конечно, трудовые)

Слайд4.Трудовые песни

Уч.муз.: Как мы можно  отличить народную песню от композиторской?(Распевность, а капелла, использование устаревших слов и оборотов)

Уч.муз.: А ещё? (Песня может звучать в сопровождении русских народных инструментов)

Слайд 5 Убрать лишние инструменты (бандура, скрипка ,литавры)

Уч. Муз.: А теперь ученик 4 Б класса Шаронов Александр сыграет нам на инструменте, входящем в оркестр русских народных инструментов. Давайте послушаем и назовём этот инструмент.(балалайка)

II. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
Уч ИЗО

Слайд 6. 

Прочитайте слова

Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

- Что объединяет эти слова? Речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой.  Посмотрите, какие они красивые.

Слайд 7.8. 

 Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.

- Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде:
-Будете ли вы вытирать ими руки?
(Нет)
- Почему?
(Красивые, жалко и др.)
- Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых
? (Наличием
 вышивки)

 Слайд 9.10. 

Начиная с 8-9 лет девочки приобщались к рукоделию. Под присмотром матери  постигали они секреты вышивки, готовили себе приданое к свадьбе. Кроме одежды скатертей , покрывал –девушки вышивали полотенца.

Полотенце играло в народной жизни важную роль

1.Полотенца развешивали на ветвях  священных деревьев по праздникам.

2.Укрошали красный угол.

3.На полотенце принимали родившегося ребенка.

4. Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками.

. 

Слайд 8.

Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь. 

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.

Слайд 12. - Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов. Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание). Многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее  видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

.

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее  видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.

Слайд 13.14.15.16.18

Наиболее часто встречающиеся узоры - ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень часто на полотенцах вышивали древо жизни – символ никогда не прекращающейся жизни на Земле.

Слайд19.20

Символичен был и цвет:Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный –плодородия, земли. Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленый цвета.

Слайд 21.22.

Уч.муз.: Сегодня мы познакомимся с новой трудовой песней «В тёмном лесе». Я хочу, чтобы представили себя на месте простых деревенских людей 18-19 в.в., которые работают и поют песни.(Слушание и разбор песни, разучивание.)

V. Практическая работа.

Слайды 10-14. Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания

1. Для работы понадобится формат  А3карандаш, краски. На  листе выполним эскиз вышивки2. Составление основного орнамента (главные мотивы).3. Работа в цвете.

VI. Анализ работ.

План анализа:

  1. композиционное решение.
  2. цветовое решение
  3. наличие знаков-символов.
  4. аккуратность
  5. объем выполненной работы

Подведение итога урока.

Уч.муз.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Уборка рабочих мест.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Программа Е.Д. Критской «Музыка 1 класс» раздел «Музыка вокруг нас» 1.1.5.Тема: «Музыка осени» Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.Цел...

Открытый интегрированный урок "Осенние посиделки" ИЗО + Музыка

Проводилось 2 открытых интегрированных урока для учащихся 5 класса. Уроки проводились в системе с учащимися одного класса....

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО в 5 классе (2 часа) «Зимние посиделки»

Тема урока:  «Зимние посиделки»Провели:Изместьева Юлия Дмитриевна, учитель музыкиЗубкова Надежда Викторовна, учитель изобразительного искусстваПрезентация: Изместьева Юлия ДмитриевнаОборудование:...

Урок музыки "Музыка осени" 1 класс

Тема: Музыка осени.Цель: активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы, углубить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, ...

Урок музыки и пения Тема: «Музыка осени».

Конспект урока музыки "Музыка осени"...

Презентация. Интегрированный урок(ИЗО и Музыка) "Осенние посиделки".

Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями"....