Интегрированный урок «Поэзия и музыка осени» 2 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Козориз Наталья Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok._2_klass._osen.docx32.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока «Поэзия и музыка осени»

(УМК «Школа 21 века»)

Подготовили: Калачева Л.А., Козориз Н.В., Дуденкова М.А.

Цель урока: формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примерах стихотворений великих поэтов: А.С.Пушкина, К.Д.Бальмонта; совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;

 развитие творческих способностей, воображения, образной речи, памяти;

помочь детям понять и прочувствовать значимость русской музыки, живописи, поэзии, пробудить желание больше читать о музыке, об искусстве.

Оборудование: доска, интерактивная доска, осенние листочки из цветной бумаги со словами, демонстрационные карточки с музыкальными инструментами, карточки для рефлексии, раздаточный материал (стихи, таблицы).

Ход урока:

1.Организационный момент (Калачева Л.А.).

- Здравствуйте, ребята! Подтянулись, улыбнулись, встрепенулись! Садитесь, пожалуйста!

2. Тема урока.

- Скажите, пожалуйста, какое у нас сегодня число на календаре?

-1 декабря.

-То есть это означает, что сегодня началась….

- ЗИМА

-Ребята, а знаете, что мы с вами забыли? Мы забыли попрощаться с осенью. Поэтому сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем прощаться с осенью, которая целых три месяца то радовала нас своим богатством красок, то огорчала ветрами, дождями и мрачными тучами. И все-таки хорошего, я думаю, было больше! Давайте и мы на прощание порадуем осень своими знаниями, замечательными стихотворениями, усердной и внимательной работой на уроке. Сегодня мы обобщим изученный материал, но и узнаем много нового и интересного. У нас сегодня на уроке гости. Я верю, что у вас все получится, и мы всех приятно удивим! Тема нашего сегодняшнего урока «Поэзия и музыка осени»

Литературная часть (Калачева Л,А,)

Как осень хороша! Как чисты небеса!

Как блещут и горят янтарные леса

В оттенках золотых, в багряных  переливах!

Как солнце светится в волнах, на свежих нивах!

Как сердцу радостно раскрыться и дышать,

Любуяся кругом на божью благодать…

Вот так восхвалял осень поэт Вяземский Петр Андреевич.

Ребята, а вы помните, как назвал осень Г.А.Скребицкий в рассказе «Осень»?

-Художником.

-Правильно, художником. Даша, напомни нам, пожалуйста, как осень разукрасила лес в рассказе Г.А.Скребицкого.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

- Вот сколько красок у осени. Назовите, ребята, какие цвета использовала осень (желтый, ярко-красный). С чем сравнивает эти цвета писатель (с лимоном, спелыми яблоками, с огнем). Действительно, осень удивительное и очень красивое время года. Не случайно, что своим богатством красок, своей загадочностью осенью вдохновляла писателей, поэтов, художников, музыкантов…

Мы с вами изучили уже много произведений об осени. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал.

Задание. К нам на урок прилетели осенние листья. Нужно выложить из листочков название раздела, изучение которого мы закончили. «Уж небо осенью дышало». Из какого произведения этот отрывок? Назовите фамилию автора и заголовок произведения. («Уж небо осенью дышало?» А.С.Пушкин). Слайд 2 (портрет А.С.Пушкина)  Маша, прочти нам, пожалуйста, это стихотворение, а вы ребята посмотрите на интерактивную доску и полюбуйтесь на прекрасные осенние картины. Слайд 3-9.

А.С.Пушкин

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

- Какая модель обложки подходит к этому произведению. (Слайд 10).

- Вторая.

- Правильно! Почему? (на второй модели изображен зеленый треугольник – стихотворение о природе). Как вы узнали, что это стихотворение? Что такое рифма? Что такое ритм?

- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, как А.С.Пушкин относился к осени?

-Ответы учащихся (А.С.Пушкин восхищался осенью, любил ее).

-Ребята, а в стихотворении «Уж небо осенью дышало» какое настроение вызывает осень у поэта? (грусть, тоску, печаль, скуку). Ребята, скажите, как можно описать эту грусть? Она светлая или темная мрачная?  (светлая) Да, я согласна, это светлая грусть. Конечно, осенью природа увядает, засыпает. Но ведь это не навсегда…Весной она оживет вновь.

То есть только по этому стихотворению мы не можем понять, насколько трепетно и тепло поэт относился к осени.

Новый материал. Сегодня мы познакомимся с отрывками из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». А помогут нам в этом Щербаков Артем и Гусейниева Мадина.

А.С.Пушкин. Осень.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго;

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

В их сенях ветра  шум и свежее дыханье

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца  луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками (здесь необходимо упомянуть о таком явлении, как Болдинская осень). Ребята, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

-Ответы учащихся (радостное, восторженное, торжественное, восхищенное).

- Но не все поэт радовались приходу осени. Настя нам прочтет сейчас стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». А вы, пожалуйста, внимательно послушайте, чтобы понять, какое настроение вызывала осень у Бальмонта.

Бальмонт К.Д.

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется —

И заплачет спросонья.

Давайте сравним стихотворение А.С.Пушкина «Осень», с которым мы познакомились сегодня, и стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень»

Сравнительная таблица

Фамилия автора

Заголовок

Жанр, тема

Настроение

Время года

Далее ученики должны самостоятельно сделать вывод: чем стихотворения похожи и чем отличаются. Затем учитель добавляет: ребята, а еще эти стихи объединяет то, что они написано о родной природе. А Родина прекрасна в любое время года!

Вывод по разделу «Уж небо осенью дышало». Ребята, давайте подведем итог. Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает осень у разных писателей и поэтов.

- Ответы учащихся (радость, грусть, восхищение, уныние…)

-Да, вы правы, чувства самые разные. Но и есть то, что объединяет писателей и поэтов: осень их всех вдохновляет. Именно поэтому создано так много красивых стихотворений, рассказов, сказок об осени! А теперь пришло время немного передохнуть и подвигаться. Встаньте, пожалуйста, ребята.

Музыкальная физкультминутка. Песня с движениями:

Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.

Припев
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.

Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Культурологическая часть (Дуденкова М.А.)

Учитель истории: Ребята, вот вы послушали, как изображают осень поэты и писатели, а кто еще может донести до нас волшебную картину осени?

Дети: Художники, музыканты!

Учитель истории: Верно! А какие средства используют художники, чтобы изобразить красоту осени?

Дети: Кисти, краски, бумагу!

Учитель истории: Молодцы! Художники  создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку с помощью звуков,  для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.

 Конечно, помимо того, что вы назвали, художники используют свои фантазии, свои представления!

Давайте и мы с вами немножко помечтаем. Закройте, пожалуйста, глаза (учитель включает музыку), послушайте и постарайтесь представить, как вы идете по осеннему лесу. Вас окружают краски, звуки. Вы словно попадаете в сказку! Вокруг вас падают разноцветные листья, складываясь в волшебный узор. Сколько тайн в этом осеннем лесу! Вы возвращаетесь в класс и приносите с собой эти тайны.

Какие образы возникли перед мысленным взором каждого из вас?  

Ответы детей.

Учитель истории: Вот видите, каждый из вас представил свою картину осени! Так и художники, каждый из них по своему чувствует волшебство осени. Кто-то рисует солнечный день, какие тогда краски он использует?

Дети: Яркие, светлые краски!

Учитель истории: А кто-то их художников рисует позднюю, дождливую, хмурую осень. Какими, в таком случае, красками пользуется художник?

Дети: Тёмными, мрачными!

Учитель истории:  Перед вами две известные картины, посвященные осени. Давайте попробуем почувствовать, что хотел передать нам художник своей картиной!

А как мы с вами сможем понять настроение художника? Его чувства во время написания картины?

 Дети: Посмотреть какие краски использовал художник, что на ней изображено.

Сравниваем и обсуждаем картины С. Ю. Жуковского «Осень. Веранда» и  В.Д.  Поленова «Осень в Абрамцево». Во время обсуждения дети выполняют задание

Художник

Название картины

             Варианты ответов

С. Ю. Жуковский

«Осень. Веранда»

тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно.

В.Д. Поленов

«Осень в Абрамцево».

        

тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно.

Учитель истории: Видите, ребята, у каждого художника своя осень. Она разная. У каждого из них она вызывает разные чувства. Поэтому каждый художник использует свои линии, цвета, светотени, свои краски. Осень рисовали такие известные художники: Бродский, Шишкин, Жуковский, Герасимов, Поленов, Левитан…

Учитель истории:  Как мы называем картины, на которых изображена природа?

Дети: Пейзаж!

Учитель истории:  Молодцы! А может ли музыка рисовать картины?

 ПРИЛОЖЕНИЕ:

Задание: Подчеркни нужное слово, соответствующее картине.

 

Художник

Название картины

             Варианты ответов

И.И.Левитан

«Золотая осень»

тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно.

В. Ван Гог

«Тополиная аллея осенью»

тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно.

Музыкальная часть (Козориз Н.В.)

Учитель музыки: Ребята, закройте глаза и представьте, что вы попали  в удивительную страну, в которой живут  сказочные герои,  писатели,  поэты, художники и музыканты. И царствуют в этой стране три подружки  Поэзия и Музыка и Живопись. Они очень любят и хорошо понимают друг друга. Дружба их всегда неразделима и взаимна.

Ребята,  наша речь–  это универсальный язык общения между собой.  Однако не всё можно передать словами, и тогда на помощь Поэзии приходит Музыка. Ведь музыкальные звуки помогают понять то, что «написано» между строк поэзии, дорисовывают в воображении полную картину, дополняют и обогащают ее.  

Таким образом, поэзия становится частью музыки, а творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение.

Какие вы вспомните музыкальные жанры, в которых поэзия и музыка взаимодействуют друг с другом?

Дети:  песня, романс, опера, кантата

Учитель музыки:  Но есть музыка, в которой нет слов, а мы, слушая ее, все равно понимаем образ, который был задуман композитором.

Ребята, сегодня мы прощаемся с осенью. Образы природы - это излюбленная тема для всех творцов искусства. Природу изображают художники, её воспевают  поэты в своих стихах. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже  можно прекрасно рисовать природу.

У русского композитора Птра Ильича Чайковского есть замечательное сочинение, которое отличается невероятной живописностью и красочностью.

Пьеса из цикла «Времена года».

Ребята, попробуйте сами  догадаться, о каком времени года идёт речь. Прослушав произведение, скажите, какое чувство оно вызывает.

Закройте глаза и запоминайте образы, которые рисует ваше воображение.

 («Осенняя песнь» П. И Чайковского – слушание)

Учитель музыки:  Какое чувство вызывает эта музыка?

Дети: притягивает, завораживает, зовет, шепчет,  рассказывает.

Учитель музыки: Какое передаёт настроение?

Дети:  светлая радость, печаль, грусть,  ожидание, мечтательность, задумчивость, меланхолия.

Учитель музыки: Какие звуки природы вы представили, слушая музыку?  

Дети: облетают листья, природа засыпает, моросит дождик, серые тучи плывут

 

Учитель музыки: А какими музыкальными красками пользуется композитор?

Дети: мажор-минор, тембр инструмента фортепиано-мягкий, бархатный, как листва под ногами

Учитель музыки: Так какое же время года изобразил композитор?

Дети: осень!

Учитель музыки: Ребята, а как бы вы сами назвали эту пьесу?

 

Дети: «Унылая пора», «Прощай,осень!», «Осень золотая», «Грустная осень»

Учитель музыки:  В этой пьесе нет слов, но в ней есть эпиграф, который композитор сам выбрал :

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

 Листья пожелтевшие по ветру летят…»

Ребята, давайте с помощью движений попробуем показать, как кружатся над городом листья, как капает дождик?

Исполнение песенки «Осень,осень наступила» (с движениями)

Слова: С. Насауленко

Музыка: С. Насауленко

Учитель музыки:  Картины природы в музыке есть не только у русских композиторов.  Итальянский композитор Антонио Вивальди тоже сочинил музыку и посвятил ее временам года. Это цикл концертов, который тоже имеет название «Времена года»

(А. Вивальди. Концерт «Осень», I часть-слушание)

Учитель музыки: Теперь вы можете сравнить эти два сочинения двух разных композиторов.

В чем  же главное отличие музыки осени Чайковского от музыки осени Вивальди?

Дети: У Чайковского - пьеса исполняется на фортепиано, а у Вивальди- целым оркестром струнно-смычковой группы.

(Учитель показывает картинки этих музыкальных инструментов - рояль, скрипка, виолончель, контрабас)

Учитель: Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Так и художники пишут новые картины, поэты-стихи, а композиторы сочиняют новые музыкальные произведения, которые живут не одно столетие и радуют нас своей неповторимой красотой.

Заключение (Калачева Л.А.). Ребята, я думаю, что мы с вами устроили замечательные проводы осени. И теперь можем сказать зиме «Добро пожаловать»! Впереди у нас новогодние праздники, много зимних забав. Сегодня на уроке мы с вами увидели, как свою любовь к природе, которая по-своему прекрасна в любое время года, поэты передают словами, композиторы мелодией, а художники краскам. Ребята, огромное вам спасибо за внимание и вашу активную работу!

Рефлексия. Ребята оцените, пожалуйста, свое настроение и работу на сегодняшнем уроке (поднимают карточку с грустным или веселым смайлом, если сомневаются, или остались вопросы, то карточку с «?»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Программа Е.Д. Критской «Музыка 1 класс» раздел «Музыка вокруг нас» 1.1.5.Тема: «Музыка осени» Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.Цел...

Интегрированный урок ИЗО и музыка "Времена года. Осень."

Интегрированный урок ИЗО и музыка "Времена года. Осень."...

Урок музыки "Музыка осени" 1 класс

Тема: Музыка осени.Цель: активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы, углубить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, ...

Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки."

Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями"....

Презентация. Интегрированный урок(ИЗО и Музыка) "Осенние посиделки".

Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями"....

Конспект интегрированного урока "Поэзия Пушкина - музыке и живописи сестра родная"

Конспект интегрированного урока русского языка, литературы и музыки по поэзии А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения "Туча")...