Интегрированный урок «Поэзия и музыка осени» 2 класс
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока «Поэзия и музыка осени»
(УМК «Школа 21 века»)
Подготовили: Калачева Л.А., Козориз Н.В., Дуденкова М.А.
Цель урока: формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примерах стихотворений великих поэтов: А.С.Пушкина, К.Д.Бальмонта; совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
развитие творческих способностей, воображения, образной речи, памяти;
помочь детям понять и прочувствовать значимость русской музыки, живописи, поэзии, пробудить желание больше читать о музыке, об искусстве.
Оборудование: доска, интерактивная доска, осенние листочки из цветной бумаги со словами, демонстрационные карточки с музыкальными инструментами, карточки для рефлексии, раздаточный материал (стихи, таблицы).
Ход урока:
1.Организационный момент (Калачева Л.А.).
- Здравствуйте, ребята! Подтянулись, улыбнулись, встрепенулись! Садитесь, пожалуйста!
2. Тема урока.
- Скажите, пожалуйста, какое у нас сегодня число на календаре?
-1 декабря.
-То есть это означает, что сегодня началась….
- ЗИМА
-Ребята, а знаете, что мы с вами забыли? Мы забыли попрощаться с осенью. Поэтому сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем прощаться с осенью, которая целых три месяца то радовала нас своим богатством красок, то огорчала ветрами, дождями и мрачными тучами. И все-таки хорошего, я думаю, было больше! Давайте и мы на прощание порадуем осень своими знаниями, замечательными стихотворениями, усердной и внимательной работой на уроке. Сегодня мы обобщим изученный материал, но и узнаем много нового и интересного. У нас сегодня на уроке гости. Я верю, что у вас все получится, и мы всех приятно удивим! Тема нашего сегодняшнего урока «Поэзия и музыка осени»
Литературная часть (Калачева Л,А,)
Как осень хороша! Как чисты небеса!
Как блещут и горят янтарные леса
В оттенках золотых, в багряных переливах!
Как солнце светится в волнах, на свежих нивах!
Как сердцу радостно раскрыться и дышать,
Любуяся кругом на божью благодать…
Вот так восхвалял осень поэт Вяземский Петр Андреевич.
Ребята, а вы помните, как назвал осень Г.А.Скребицкий в рассказе «Осень»?
-Художником.
-Правильно, художником. Даша, напомни нам, пожалуйста, как осень разукрасила лес в рассказе Г.А.Скребицкого.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
- Вот сколько красок у осени. Назовите, ребята, какие цвета использовала осень (желтый, ярко-красный). С чем сравнивает эти цвета писатель (с лимоном, спелыми яблоками, с огнем). Действительно, осень удивительное и очень красивое время года. Не случайно, что своим богатством красок, своей загадочностью осенью вдохновляла писателей, поэтов, художников, музыкантов…
Мы с вами изучили уже много произведений об осени. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал.
Задание. К нам на урок прилетели осенние листья. Нужно выложить из листочков название раздела, изучение которого мы закончили. «Уж небо осенью дышало». Из какого произведения этот отрывок? Назовите фамилию автора и заголовок произведения. («Уж небо осенью дышало?» А.С.Пушкин). Слайд 2 (портрет А.С.Пушкина) Маша, прочти нам, пожалуйста, это стихотворение, а вы ребята посмотрите на интерактивную доску и полюбуйтесь на прекрасные осенние картины. Слайд 3-9.
А.С.Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какая модель обложки подходит к этому произведению. (Слайд 10).
- Вторая.
- Правильно! Почему? (на второй модели изображен зеленый треугольник – стихотворение о природе). Как вы узнали, что это стихотворение? Что такое рифма? Что такое ритм?
- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, как А.С.Пушкин относился к осени?
-Ответы учащихся (А.С.Пушкин восхищался осенью, любил ее).
-Ребята, а в стихотворении «Уж небо осенью дышало» какое настроение вызывает осень у поэта? (грусть, тоску, печаль, скуку). Ребята, скажите, как можно описать эту грусть? Она светлая или темная мрачная? (светлая) Да, я согласна, это светлая грусть. Конечно, осенью природа увядает, засыпает. Но ведь это не навсегда…Весной она оживет вновь.
То есть только по этому стихотворению мы не можем понять, насколько трепетно и тепло поэт относился к осени.
Новый материал. Сегодня мы познакомимся с отрывками из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». А помогут нам в этом Щербаков Артем и Гусейниева Мадина.
А.С.Пушкин. Осень.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго;
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками (здесь необходимо упомянуть о таком явлении, как Болдинская осень). Ребята, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
-Ответы учащихся (радостное, восторженное, торжественное, восхищенное).
- Но не все поэт радовались приходу осени. Настя нам прочтет сейчас стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». А вы, пожалуйста, внимательно послушайте, чтобы понять, какое настроение вызывала осень у Бальмонта.
Бальмонт К.Д.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется —
И заплачет спросонья.
Давайте сравним стихотворение А.С.Пушкина «Осень», с которым мы познакомились сегодня, и стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень»
Сравнительная таблица
Фамилия автора | Заголовок | Жанр, тема | Настроение | Время года |
Далее ученики должны самостоятельно сделать вывод: чем стихотворения похожи и чем отличаются. Затем учитель добавляет: ребята, а еще эти стихи объединяет то, что они написано о родной природе. А Родина прекрасна в любое время года!
Вывод по разделу «Уж небо осенью дышало». Ребята, давайте подведем итог. Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает осень у разных писателей и поэтов.
- Ответы учащихся (радость, грусть, восхищение, уныние…)
-Да, вы правы, чувства самые разные. Но и есть то, что объединяет писателей и поэтов: осень их всех вдохновляет. Именно поэтому создано так много красивых стихотворений, рассказов, сказок об осени! А теперь пришло время немного передохнуть и подвигаться. Встаньте, пожалуйста, ребята.
Музыкальная физкультминутка. Песня с движениями:
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Культурологическая часть (Дуденкова М.А.)
Учитель истории: Ребята, вот вы послушали, как изображают осень поэты и писатели, а кто еще может донести до нас волшебную картину осени?
Дети: Художники, музыканты!
Учитель истории: Верно! А какие средства используют художники, чтобы изобразить красоту осени?
Дети: Кисти, краски, бумагу!
Учитель истории: Молодцы! Художники создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку с помощью звуков, для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.
Конечно, помимо того, что вы назвали, художники используют свои фантазии, свои представления!
Давайте и мы с вами немножко помечтаем. Закройте, пожалуйста, глаза (учитель включает музыку), послушайте и постарайтесь представить, как вы идете по осеннему лесу. Вас окружают краски, звуки. Вы словно попадаете в сказку! Вокруг вас падают разноцветные листья, складываясь в волшебный узор. Сколько тайн в этом осеннем лесу! Вы возвращаетесь в класс и приносите с собой эти тайны.
Какие образы возникли перед мысленным взором каждого из вас?
Ответы детей.
Учитель истории: Вот видите, каждый из вас представил свою картину осени! Так и художники, каждый из них по своему чувствует волшебство осени. Кто-то рисует солнечный день, какие тогда краски он использует?
Дети: Яркие, светлые краски!
Учитель истории: А кто-то их художников рисует позднюю, дождливую, хмурую осень. Какими, в таком случае, красками пользуется художник?
Дети: Тёмными, мрачными!
Учитель истории: Перед вами две известные картины, посвященные осени. Давайте попробуем почувствовать, что хотел передать нам художник своей картиной!
А как мы с вами сможем понять настроение художника? Его чувства во время написания картины?
Дети: Посмотреть какие краски использовал художник, что на ней изображено.
Сравниваем и обсуждаем картины С. Ю. Жуковского «Осень. Веранда» и В.Д. Поленова «Осень в Абрамцево». Во время обсуждения дети выполняют задание
Художник | Название картины | Варианты ответов |
С. Ю. Жуковский | «Осень. Веранда» | тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно. |
В.Д. Поленов | «Осень в Абрамцево».
| тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно. |
Учитель истории: Видите, ребята, у каждого художника своя осень. Она разная. У каждого из них она вызывает разные чувства. Поэтому каждый художник использует свои линии, цвета, светотени, свои краски. Осень рисовали такие известные художники: Бродский, Шишкин, Жуковский, Герасимов, Поленов, Левитан…
Учитель истории: Как мы называем картины, на которых изображена природа?
Дети: Пейзаж!
Учитель истории: Молодцы! А может ли музыка рисовать картины?
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Задание: Подчеркни нужное слово, соответствующее картине.
Художник | Название картины | Варианты ответов |
И.И.Левитан | «Золотая осень» | тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно. |
В. Ван Гог | «Тополиная аллея осенью» | тоскливо, весело, нежно, печально, светло, тревожно, прозрачно, хмуро, спокойно. |
Музыкальная часть (Козориз Н.В.)
Учитель музыки: Ребята, закройте глаза и представьте, что вы попали в удивительную страну, в которой живут сказочные герои, писатели, поэты, художники и музыканты. И царствуют в этой стране три подружки Поэзия и Музыка и Живопись. Они очень любят и хорошо понимают друг друга. Дружба их всегда неразделима и взаимна.
Ребята, наша речь– это универсальный язык общения между собой. Однако не всё можно передать словами, и тогда на помощь Поэзии приходит Музыка. Ведь музыкальные звуки помогают понять то, что «написано» между строк поэзии, дорисовывают в воображении полную картину, дополняют и обогащают ее.
Таким образом, поэзия становится частью музыки, а творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение.
Какие вы вспомните музыкальные жанры, в которых поэзия и музыка взаимодействуют друг с другом?
Дети: песня, романс, опера, кантата
Учитель музыки: Но есть музыка, в которой нет слов, а мы, слушая ее, все равно понимаем образ, который был задуман композитором.
Ребята, сегодня мы прощаемся с осенью. Образы природы - это излюбленная тема для всех творцов искусства. Природу изображают художники, её воспевают поэты в своих стихах. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже можно прекрасно рисовать природу.
У русского композитора Птра Ильича Чайковского есть замечательное сочинение, которое отличается невероятной живописностью и красочностью.
Пьеса из цикла «Времена года».
Ребята, попробуйте сами догадаться, о каком времени года идёт речь. Прослушав произведение, скажите, какое чувство оно вызывает.
Закройте глаза и запоминайте образы, которые рисует ваше воображение.
(«Осенняя песнь» П. И Чайковского – слушание)
Учитель музыки: Какое чувство вызывает эта музыка?
Дети: притягивает, завораживает, зовет, шепчет, рассказывает.
Учитель музыки: Какое передаёт настроение?
Дети: светлая радость, печаль, грусть, ожидание, мечтательность, задумчивость, меланхолия.
Учитель музыки: Какие звуки природы вы представили, слушая музыку?
Дети: облетают листья, природа засыпает, моросит дождик, серые тучи плывут
Учитель музыки: А какими музыкальными красками пользуется композитор?
Дети: мажор-минор, тембр инструмента фортепиано-мягкий, бархатный, как листва под ногами
Учитель музыки: Так какое же время года изобразил композитор?
Дети: осень!
Учитель музыки: Ребята, а как бы вы сами назвали эту пьесу?
Дети: «Унылая пора», «Прощай,осень!», «Осень золотая», «Грустная осень»
Учитель музыки: В этой пьесе нет слов, но в ней есть эпиграф, который композитор сам выбрал :
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят…»
Ребята, давайте с помощью движений попробуем показать, как кружатся над городом листья, как капает дождик?
Исполнение песенки «Осень,осень наступила» (с движениями)
Слова: С. Насауленко
Музыка: С. Насауленко
Учитель музыки: Картины природы в музыке есть не только у русских композиторов. Итальянский композитор Антонио Вивальди тоже сочинил музыку и посвятил ее временам года. Это цикл концертов, который тоже имеет название «Времена года»
(А. Вивальди. Концерт «Осень», I часть-слушание)
Учитель музыки: Теперь вы можете сравнить эти два сочинения двух разных композиторов.
В чем же главное отличие музыки осени Чайковского от музыки осени Вивальди?
Дети: У Чайковского - пьеса исполняется на фортепиано, а у Вивальди- целым оркестром струнно-смычковой группы.
(Учитель показывает картинки этих музыкальных инструментов - рояль, скрипка, виолончель, контрабас)
Учитель: Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Так и художники пишут новые картины, поэты-стихи, а композиторы сочиняют новые музыкальные произведения, которые живут не одно столетие и радуют нас своей неповторимой красотой.
Заключение (Калачева Л.А.). Ребята, я думаю, что мы с вами устроили замечательные проводы осени. И теперь можем сказать зиме «Добро пожаловать»! Впереди у нас новогодние праздники, много зимних забав. Сегодня на уроке мы с вами увидели, как свою любовь к природе, которая по-своему прекрасна в любое время года, поэты передают словами, композиторы мелодией, а художники краскам. Ребята, огромное вам спасибо за внимание и вашу активную работу!
Рефлексия. Ребята оцените, пожалуйста, свое настроение и работу на сегодняшнем уроке (поднимают карточку с грустным или веселым смайлом, если сомневаются, или остались вопросы, то карточку с «?»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
Урок музыки в 1 классе "Музыка осени"
Программа Е.Д. Критской «Музыка 1 класс» раздел «Музыка вокруг нас» 1.1.5.Тема: «Музыка осени» Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.Цел...
Интегрированный урок ИЗО и музыка "Времена года. Осень."
Интегрированный урок ИЗО и музыка "Времена года. Осень."...
Урок музыки "Музыка осени" 1 класс
Тема: Музыка осени.Цель: активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы, углубить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, ...
Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки."
Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями"....
Презентация. Интегрированный урок(ИЗО и Музыка) "Осенние посиделки".
Интегрированный урок (ИЗО и музыка) "Осенние посиделки" на основе тем : ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах вышивки", музыка "Знакомство с трудовыми русскими народными песнями"....
Конспект интегрированного урока "Поэзия Пушкина - музыке и живописи сестра родная"
Конспект интегрированного урока русского языка, литературы и музыки по поэзии А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения "Туча")...