Рабочая программа 5 кл. по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 5 классов в 2016-2017 учебном году.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы под ред. Б.М.Неменского. Обучение ведется по учебнику: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учереждений: авт.-сост. Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2013. - 191 с. Учебник входит в федеральный перечень учебников, к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" входит в предметную область "Искусство". Курс изобразительного искусства в 5 классе расчитан на 34 часа , в неделю - 1 час.

Общая цель преподавания изобразительного искусства как учебного предмета - развитие визуально- пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы свмовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_kl._po_fgos.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вавожская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО

учителей филологии и искусства

Протокол от……………..№…….

Председатель М/О………./Гарачева М.И./

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол………………..№….

Утверждено приказом по школе

от………………………...№….

Рабочая программа

 по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

для 5 класса

в 2016-2017 учебном году

Составитель:

Серебренникова Лариса Петровна,

             учитель  изобразительного искусства,

первая квалификационная категория

Вавож, 2016


Раздел 1

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Вавожская СОШ»;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы под ред. Б.М.Неменского.

Обучение ведется по учебнику: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: авт.-сост. Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». Курс изобразительного искусства в 5 классе рассчитан на 34 часа,  в неделю – 1 час.  

         Общая цель преподавания изобразительного искусства как учебного предметаразвитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусства»

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Организация целенаправленной учебно-творческой деятельности по освоению изобразительного искусства способствует личностному развитию учащихся: эмоционально-ценностного отношения к искусству, окружающему миру, человеку-творцу, участникам образовательного процесса, развитию и реализации творческого потенциала личности ребенка и предметно-продуктивной деятельности, формированию навыков делового сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе выполнения совместных общественно значимых проектов, развитие нравственных чувств, уважение к великой культуре многонациональной России и других стран.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

 Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Тематический план

раздела

Тема раздела/подраздела

Всего  часов

В том числе

Проект

1

Древние корни народного искусства

9

2

Связь времен в народном искусстве

7

1

3

Декор – человек, общество, время

10

4

Декоративное искусство в современном мире

6

1

5

Повторение

2

1

Итого:

34

3

      В рабочей программе предусмотрено изучение основы духовно-нравственной культуры народов России на следующих уроках:

  • Древние образы в народном искусстве.
  • Народные праздничные обряды.
  • О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

В ходе преподавания предмета изобразительное искусство могут применяться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение.

Основными средствами (или формами) реализации электронного обучения являются: e-mail, дистанционные конкурсы и олимпиады, видео-лекции, эл. учебник.

Раздел 2

 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

 1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

13) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:

1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.


№п/п

Тема раздела

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Древние корни народного искусства  

 Обучающийся научится:

- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки), создавать декоративные изображения на основе русских образов;

- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

- способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- понимать нравстенность, веру и религию в жизни человека, семьи и общества;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне).

Обучающийся получит возможность научиться:

- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Познавательные:  

- умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;

- умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России;

Регулятивные:

- умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов разных регионов России;

- умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности;

- выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);  

умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.  

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2

Связь времен в народном искусстве

Обучающийся научится:

- различать несколько народных художественных промыслов России;

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца и Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- передавать в творческих работах единство  формы и декора народных художественных промыслов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды в стилистике народных художественных промыслов России.

Познавательные:  

умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность,  связанную  с  традициями;  умение  сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

- умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями.

Регулятивные:

- умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

- умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

- умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы. 

Коммункативные:

- умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные  отношения,  распределять роли  в  соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты. 

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

3

Декор – человек, общество, время

Обучающийся научится:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные одной стилистикой (предметы быта, мебель, одежду, детали интерьера определенной эпохи);

- способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- понимать нравстенность, веру и религию в жизни человека, семьи и общества.

Обучающийся получит возможность научиться:

- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды в стилистике народных художественных промыслов России.

- использовать язык декоративно-прикладного искусства и принципы  декоративного обобщения.

Познавательные:

- умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики.

Регулятивные: 

-  умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства;        -умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4

Декоративное искусство в современном мире

Обучающийся научится:

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Обучающийся получит возможность научиться:

- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

- исполнять работы декоративно-прикладного искусства в конкретном материале (батик, витраж и т.д.).

Познавательные:

- умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой.

Регулятивные:

- выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу; 

- умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности. 

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Повторение

Обучающийся научится:

- создавать в конкретном материале плоскостные или объемные декоративные композиции, используя практические навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема и пространства.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

Познавательные:

- умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства.

Регулятивные:

- осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира;

- умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности. 

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.


          Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

        Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый, текущий, рубежный, итоговый)

Оценкой достижения метапредметных результатов является защита индивидуального или группового проекта, исследовательской работы, творческой работы.

При оценивании предметных результатов освоения учебной программы применяется  уровневый подход.

Средством выявления практических навыков изображения и создания декоративных композиций можно применять рисунок, эскизный проект, декоративное панно.

Раздел 3

Содержание учебного предмета

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве

         Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер, духовно-нравственное воспитание и веротерпимости.

         Теория. Семантическое значение традиционных образов, мотивов.

Убранство русской избы.

         Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

         Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

      Теория.  Единство декора и конструкции русского жилища. Декор русской избы.

Внутренний мир русской.

          Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Внутренне убранство русской и удмуртской избы в сравнении.

Теория. Интерьер. Символика внутреннего пространства крестьянского дома.

Конструкция и декор предметов народного быта

         Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Теория. Предметы народного быта. Символика, декор и конструкция.

Русская народная вышивка

         Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Теория. Символика вышивки. Орнамент. Узор. Орнаментальное построение в вышивке.

Народный праздничный костюм

         Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

         Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

         Теория.  Северорусский и южнорусский комплекс одежды. 

Народные праздничные обряды

         Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение, национальное воспитание.

         Теория. Календарные народные праздники. Обрядовые действия. Символическое значение народного праздника.

Связь времен в народном искусстве

 Древние образы в современных народных игрушках

         Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

     Теория.  Глиняные игрушки. Дымково. Филимоново. Каргополь.                                                

                                                     

 Искусство Гжели

         Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

         Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

         Теория. Промысел. Ремесло. Гжель. Особенности гжельской росписи.

Городецкая роспись.

         Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

         Теория. Городецкая роспись. Основные приемы росписи.

Хохлома.

         Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа  письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить«травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

         Теория. Хохломская роспись. Основные приемы хохломского письма.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

         Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

         Теория. Народный промысел. Искусство художественного сувенира.

Декор – человек, общество, время

Зачем людям украшения.

         Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

         Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

         Теория. Костюм. Символика цвета и украшений.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

         Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

         Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

          Теория. Искусство Древнего Египта. Символика украшений.

Одежда «говорит» о человеке.

         Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

         Декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко, которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

         Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

         Теория. Классовое сословие. Профессиональные признаки. Прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко. Декоративное искусство Древнего Китая и Греции.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

         Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

         Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.

         Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые  из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба.

       Символы и гербы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, партии, фирмы и др. Духовно-нравственное и национальное воспитание.

         Теория. Герб. Символ. Эмблема. Щит. Искусство геральдики.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

     Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

         Теория. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

         Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

         Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

         Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

         Теория. Многообразие материалов и техник ДПИ. Виды декоративно-прикладного искусства.

Витраж

         Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

         Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

         Теория. Витраж. История возникновения витража. Символика.

Декоративная игрушка

         Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

         Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманной игрушки. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее изделие.

         Теория. Виды игрушек. Современная декоративная игрушка.

Повторение

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

         Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

         Реализация разнообразных творческих замыслов с учетом свойств  тканных и нетканых материалов.

         Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

         Теория. Современные виды декоративно-прикладного искусства.

Раздел 4

Тематическое планирование

Раздел/подраздел

№ п/п урока

Тема  урока

Кол-во часов

Примечание

Древние корни народного искусства

1

Древние образы в народном искусстве

1

Декоративная композиция

2

Древние образы в народном искусстве

1

3

Убранство русской избы

1

Эскиз  декоративного убранства избы

4

Убранство русской избы

1

5

Внутренний мир русской избы

1

Композиция внутреннего пространства избы

6

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Роспись предметов быта

7

Русская народная вышивка

1

Эскиз узора вышивки

8

Народный праздничный костюм

1

 Эскиз народного костюма

9

Народные праздничные обряды

1

Презентация

Игра

Связь времен в народном искусстве

10

Древние образы в современных народных игрушках

1

Эскиз народной игрушки

11

Древние образы в современных народных игрушках

1

12

Искусство Гжели

1

роспись

13

Городецкая роспись

1

роспись

14

Хохлома

1

роспись

15

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Проект сувенира

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Декор – человек, общество, время

17

Зачем людям украшения

1

Сообщение

Эскиз украшения

18

Зачем людям украшения

1

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

Презентация

Эскиз украшения

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

21

Одежда «говорит» о человеке

1

Декоративное панно

22

Одежда «говорит» о человеке

1

23

О чем нам рассказывают гербы и эмблемы

1

Проект герба

24

О чем нам рассказывают гербы и эмблемы

1

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Игра-викторина

Проект костюма

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Декоративное искусство в современном мире

27

Современное выставочное искусство

1

Проект журнала декоративно-прикладного искусства

28

Современное выставочное искусство

1

29

Витраж

1

Эскиз декоративного витража

30

Витраж

1

31

Декоративная игрушка

1

Декоративная игрушка

32

Декоративная игрушка

1

Повторение

33

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

1

Проект изделия в современной технике декоративно-прикладного искусства

34

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

1

Раздел 5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы для учителя

1. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: авт.-сост. Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с. 

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

4.Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 143с.

5. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.Э.Кашекова, Е.П.Олесина; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 128с.

6.Коллекция дисков издательского дома «Первое сентября»: выставки, уроки, беседы об истории искусства и творчестве художников, современное искусство и т.д. (6 дисков).

7.Электронный учебник на  http://www.gimn3.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=163&Itemid=166  

Список литературы для учащихся

1. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: авт.-сост. Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с. 

2. Болтон Р. Живопись: от первобытного искусства до XXв. / пер. Н.Мухановой. – М.: Эксмо. 2006.

3. Шедевры искусства 20 века / под ред. Н.А.Борисовской. – Издательство «Трилистник». 1997.

4.Мутер Р. Всеобщая история живописи. – М.: Эксмо. 2007.

5. Н.И.Платонова. Искусство: энциклопедия / М.: Росмен-Пресс. 2002.

Средства обучения

1. Таблицы: цвета и акварель; ахроматическая гармония; типы смешения красок; теплые и холодные цвета в живописи; цветовая композиция; колорит.

2. Изразцы с орнаментами: акантовый лист; ветка лотоса; гроздь винограда.

3. Иллюстрации «Русские народные игрушки»

4.Демонстрационный материал: «Дымковская игрушка»; «Жостовская роспись»; «Хохлома»; «Гжель».

5.Учебное пособие в двух частях « Изобоазительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»

6. Компьютер.

7. Проектор.

8. Экран.

9. Коллекция презентаций для 5 класса : Древние русские обряды; Древние образы народного искусства; Русская народная игрушка; Русская вышивка; Городецкая роспись; Костюм в русском стиле; Игрушки из помпонов; Народная глиняная игрушка; Символы олимпиады; Гжель; Какие разные дома в Вавоже.

Интернет-ресурсы:

1. fcior.edu.ru

2. festival.1september.ru

3. nsportal.ru

4. pedsovet.su

5. http://school-collection.edu.ru

                                                                                                                               

 Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Тест

5 класс, проверочная работа в конце 1 полугодия

1. Женская фигура – это символ:

А) плодородия б) воды в) солнца

2. Древо жизни в народном представление являлось символом:

А) растительных сил земли б) продолжением рода в) входом в иной мир

3. Какую часть дома человек связывал с землёй:

А) крыша б) клеть в) подклеть

4. Наличники украшают:

А) окно б) дверь в) крыльцо

5. Бревно, венчающее крышу дома:

А) охлупень б) причелина в) жёлоб

6. Какое место в доме является самым почетным:

А) возле печи б) возле порога в) возле красного угла

7. Что не является элементом прялки:

А) лопасть б) ножка в) ковш

8. Какой цвет в орнаменте русской вышивки был главный:

А) синий б) зелёный в) красный

9. Какая часть одежды не является женской:

А) сарафан б) повязка в) порты

10. Чем отличаются филимоновские игрушки от других промыслов:

А) удлиненной формой б) монолитной округлой плавной формой в) неуклюжей тяжеловатой формой

11. Чем грунтуют дымковские игрушки перед росписью:

А) мукой б) белой краской в) мелом, разведённым на молоке

12. Какой краской расписывают гжельские изделия:

А) золотой б) голубой в) разыми цветами

13. Основные цвета хохломской росписи:

А) красный  б) синий в) черный г) золотой

14. Какие цветы используют для Городецкой росписи:

А) ромашки  б) купавки  в) розаны

15. Как называли весёлую весеннюю ярмарку, на которой пекли блины, сжигали чучело:

А) Масленица б) Свистунья в) Святки

Ответы выделены жирным шрифтом

     Оценка тестовых работ

При проведении тематической проверочной работы в форме тестирования следует руководствоваться следующим:

–  при 90 - 100 % выполненных заданий ставится отметка «5»;

– при 70 - 89 %  – отметка «4»;

– при 50 - 69 % – отметка «3»;

– при 0 - 49 % – отметка «2»;

Тест

5 класс, итоговая проверочная работа в конце года

1. Какой цветок в Древнем Египте почитался как символ плодородия, вечной жизни, радости:

А) астра б) нарцисс в) лотос

2. Символ китайского императора:

А) дракон б) грифон в) лев

3.Длинный, чуть выше колен, приталенный кафтан с широкими манжетами на рукавах:

А) жюстокор б) кафтан в) мантия

4. Небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч:

А) платок б) веер в) косынка

5. Наука о составлении, истолковании, изучении гербов:

А) геральдика б) археология в) география

6. Отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т. д. :

А) корона б) герб в) щит

7. Надпись на гербе в виде краткого изречения:

А) девиз б) узор в) адрес
 

8. Изделия, изготовленные из природной глины:

А) керамика б) стекло в) бронза

9. Предварительный рисунок:

А) эскиз б) контур в) эстамп

10. Перечисли виды декоративно-прикладного искусства:

А) живопись б) гобелен в) батик г) скульптура д) художественная обработка ст

Ответы выделены жирным шрифтом

     Оценка тестовых работ

При проведении тематической проверочной работы в форме тестирования следует руководствоваться следующим:

–  при 90 - 100 % выполненных заданий ставится отметка «5»;

– при 70 - 89 %  – отметка «4»;

– при 50 - 69 % – отметка «3»;

– при 0 - 49 % – отметка «2»;

Темы проектно-исследовательских работ

  1. О чем могут рассказать игрушки.
  2. Образ птицы в ДПИ.
  3. Что такое украшение.
  4. Мои украшения.
  5. Образ коня в народном творчестве.
  6. Интерьер крестьянского дома.
  7. Народная одежда – образ мира.
  8. Промыслы нашего края.
  9. Мифы Древней Греции.
  10. Взгляд на символику.
  11. Эмблема моего класса.
  12. Игрушка своими руками.
  13. Современное выставочное искусство.
  14. ДПИ в нашем селе.
  15. Народные праздничные обряды.
  16. Журнал мод Василисы Прекрасной.
  17. Приходите в избу.

        

Лист изменений и дополнений к рабочей программе

Класс

Порядковый номер и название темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Подпись ответственного лица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.

Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...