Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор:Б,М,Неменский , М.: Просвещение, 2011г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение изобразительного искусства в 5 классе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор:Б,М,Неменский , М.: Просвещение, 2011г.).
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным ранее, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира.
Задачи:
— развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
— развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
— подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания обучения изобразительному искусству в 5____ классе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.
Изучение изобразительного искусства в _5___ классе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках, проектная деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5___ класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Шугуровская СОШ». Предмет «Изобразительное искусство» изучается в __5__ классе в объеме 34 часа
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в _______ классе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в _________ классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов МБОУ «_Шугуровская СОШ » предоставляет возможность ученику 5 класса научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Содержание программы
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящёна изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Представленное тематическое планирование позволит целенаправленно и последовательно обучать пятиклассников грамоте декоративно-прикладного искусства.
Преобладающие методы обучения
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:
– организация проектной – художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;
– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– использование игровых методов ;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
- фронтальная
- парная
- групповая
-индивидуальная
деятельности.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль
- самоконтроль
- взаимоконтроль учащихся
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
№ | Тема | Количество часов |
I четверть «Древние корни народного искусства» (8 часов)
1 | Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы | 1 1 |
2 | Внутренний мир русской избы | 2 |
3 | Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. | 1 1 |
4 | Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. | 1 1 |
II четверть «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)
1 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
2 | Искусство Гжели. Городецкая роспись. | 1 1 |
3 | Хохлома. Жостово. Роспись по металлу | 1 1 |
4 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 1 |
III четверть «Декор-человек, общество, время» (10 часов)
1 | Зачем людям украшения. | 2 |
2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 |
3 | Одежда говорит о человеке | 2 |
4 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 |
5 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 2 |
IV четверть «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)
1 | Современное выставочное искусство. | 2 |
2 | Современное выставочное искусство. | 2 |
3 | Ты сам – мастер. | 2 |
4 | Ты сам – мастер. | 2 |
Содержание рабочей программы
В течение I четверти в теме «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Во второй четверти в теме «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Третья четверть раскрывается в теме «Декор – человек, общество, время».
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
4 четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире».
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощени
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол. часов | Краткое содержание тем и заданий | Дата по плану и фактич. | Задачи и цели | Художественный материал | Пособия | |
1. | 1 | Виды и жанры изобразительного искусства | Воспитание чувства любви и интереса к изобразительному искусству | Альбом, карандаш | Репродукции, иллюстрации | ||
1 четверть Древние корни народного искусства | |||||||
2 | 2 |
| - - Развивать ассоциативное мышлени нать символический характер народного декоративного искусства. Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и т.д).
| Альбом, карандаши, краски, кисть, палитра | Текст загадок, иллюстрации Т.Мавриной | ||
3 | 2 |
2. Творческая работа | - Знакомство с архитектурой изб, постройки русских теремов - Знать основы постройки домика - Формировать навыки конструктивного анализа и наблюдения с разных сторон - Уметь декоративно оформлять конструктивность избы Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. | Куб, альбом, карандаши, краски, кисть | Наглядный материал «Куб» Репродукции, иллюстрации | ||
4 | 2 | 1.Конструкция и декор предметов народного быта. 2.Русская народная вышивка. | Знать крестьянский костюм-образная модель мироздания. Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы. Уметь работать с различными материалами | Альбом, карандаш, тушь, перо, палочка, цв. карандаши | Наглядно-методическое пособие «Животные» | ||
5 | 2 |
1.Народный праздничный костюм. 2.Народные праздничные обряды. | - Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы. Уметь работать с различными материалами _ | Альбом Карандаш Краски Палитра | Иллюстрации: И.Билибина Т.Мавриной В.Васнецова Н.Рехина Работы учащихся | ||
2 четверть Историческое прошлое нашей Родины | |||||||
1. | 3 | 1.Древние образы в современных народных игрушках Задание: 1 Беседа о народном прикладном искусстве, изображение сосуда зверя, птицы т.д. 2. Роспись, декорирование Задание на дом: подготовиться к Мордовскому эпосу . материал 3.Творческая работа |
| _ Углублять знания учащихся о народном декоративно-прикладом искусстве - керамическая посада: устного фольклора - Уметь определять форму с сочетаниями фигур животных, птиц - Уметь расписывать форму с приёмами декоративного реализма Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. | Альбом Карандаш Гуашь Кисть Палитра | Репродукции иллюстрации Книга альбом «Народное искусство» керамическая посуда | |
2. | 2 | 1.Искусство Гжели. 2.Городецкая роспись. Задание на дом: подбор материала по архитектуре родного края, худ, материал | - Знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Знать основные приемы городецкой росписи - | Альбом Карандаш Гуашь Кисть палитра | Репродукции Иллюстрации Текст сказок | ||
3. | 2 | 1. Хохлома. Жостово. 2. Творческая работа Задание на до: наблюдение за природой, худ. материал | - Знать основные приемы хохломской и жостовской росписи. | Альбом Карандаш Цв. Карандаш (краски) | Репродукции иллюстрации работы учащихся | ||
4. | 2 | 1. «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте 2.. Роль народных художественных промыслов в современной жизни | - Знать особенности росписи и резьбы по дереву. Знать несколько традиционных промыслов России.
Натура Альбом Карандаш ластик | Натура Альбом Карандаш ластик | Наглядно- метод. Пособие Учащихся Учебник « | ||
3 четверть. Декор. Человек, общество, время | |||||||
1. | 1 | 1. Зачем людям украшения. | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Альбом Карандаш Акварель (гуашь) | Репродукции картин. Наглядно метод. Пособие «Украшения» работы учащихся | ||
2. | 2 | :1. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 2. Творческая работа | - Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью её хозяина | Альбом Карандаш Ластик | Наглядно- методическое пособие «Человек» работы учащихся | ||
3. | 2 | 1.Одежда говорит о человеке 2.Творческая работа. Задание на дом: подготовить пластилин | - | Знать что такое костюм, стиль эпохи Средневековья. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Альбом, карандаши, ластик, гуашь | Репродукции иллюстраций Васнецова, Врубеля, Рериха. Работы учащихся | |
4 | 2 | . | |||||
:1. О чем говорят нам гербы и эмблемы 2. Творческая работа | Знать сущность герба как отличительного знака человека Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | Репродукции, иллюстрации, | |||||
5 | 2 | 1. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Задание на дом: подготовить материал по природе, зарисовки, худ. материал | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству. Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов. | Цветная бумага ножницы клеё | Репродукции Наглядно-методическое пособие Работы учащихся | ||
Декор.искусство в совр. мире | |||||||
1. | 2 |
Задание:
Задание на дом: подготовить материал о природе, зарисовки, худ. материал | Знать о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях Уметь работать с соленым тестом или глиной. | Гуашь Кисть палитра | Репродукции иллюстрации художника Чарушина | ||
2. | 2 | 1. Современное выставочное искусство. :2. Творческая работа | Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. | Альбом Гуашь Кисть палитра | Репродукции Иллюстрации | ||
3. | 2 | Ты сам – мастер. 2. Творческая работа Задание:
Задание на дом: Зарисовки, наброски природы. Худ. материал | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы Уметь использовать выразительные возможности материала. | Альбом Карандаш Ластик Краски | Репродукции иллюстрации работы учащихся | ||
4. | 2 | Пленер. Работа на воздухе зарисовки природы | 2 | Развивать чувства восхищения и чуткого отношения перед природой уметь создавать образную характеристику формы природы Развивать графические умения и навыки | Альбом Карандаш ЦВ. Карандаши | Натурная постановка | |
Учебно-методическое обеспечение
Интернет-ресурсы:
26. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
27. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
28. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
29. http://urokizo.ru [Сайт «Урок ИЗО»];
30. http://videouroki.net [Сайт видеоуроков];
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
- Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина.- М.: Агар, 1998.
- Асафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2009.
- Бородулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. и др. Основы художественного ремесла. В 2 ч.Ч.2., М.: Просвещение, 1987.
- Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 1998.
- Горяева Н.А.. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012.
- Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. — М., 1986.
- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дурасов.—Л., 1986.
- Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург. - «Кристалл», 1998.
- Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
- Журнал «Юный художник». № 7, М., 1990.
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1980.
- Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; - СПб.: «Валери СПД», 2001.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова.- М., 1981.
- Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 1993, 1996.
- Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. — М., 1994.
- Миловский А. С. Песнь Жар-птицы / А. С. Миловский. — М.,. 1987.
- Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / А. С. Миловский. — М., 1986.
- Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.
- Неменский Б. М. Культура — искусство — образование / Б. М. Неменский. — М., 1993.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.
- Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
- Свиридова Р.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Старикова В. В. Уроки технологии с использованием информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением 123 с. (Современная школа) – М., Глобус, 2008.
- Стриженова Т.К., Супрун Л.Я. Советское декоративное искусство. Журнал № 9. Советский художник. – М., 1987.
- Тарановская Н.В. Маленькие чудеса. Сборник очерков о русском народном искусстве.- Л.: детск. лит., 1981.
- Учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, ФГОС, Н.А. Горяева, О. В. Островская, под редакцией Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2012.
- Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. Альбом. - М.: «Советская Россия», 1984.
- Уткин П.И., Королёва Н.С. «Народные художественные промыслы».- М., «Высшая школа» 1992г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.
- Фишер Диана. Расписываем керамику. – М., АСТ Астрель, 2006.
Пособия для учащихся:
- Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012.
Пособия для учителей:
- Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
Список источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638).
- Письмо Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. № 03-495 "О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н" (в приложении - приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н "О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2011 г., регистрационный номер 21240).
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
2. Электронные ресурсы
1. Диск «Мультимедийное приложение к урокам»: уроки технологии 1-4 классы. Диск содержит презентации к каждому уроку в программе Power Point. ООО «ГЛОБУС» т./ф. (495) 937-63-84, 688-63-83; (8442)238-144 E-mail: globus-kniga@mail.ru; uchbook@mail.ru http://www.globus-kniqa.ru
2. Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ.- М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; М.О. РФ, 2004.
3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.
3. Интернет ресурсы
- Искусство Древнего Египта.
- http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/
- Вектор. гробница. admin. египет. фараон. тутанхамон. веткор.
- http://www.heyhey.ru/tag/фараон/
4. Печатные пособия.
- Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Дидактический раздаточный материал.
5. Технические средства обучения.
- Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер
- Образовательные ресурсы (диски).
6. Учебно-практическое оборудование.
- Краски акварельные, гуашевые.
- Тушь.
- Бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки, пастель, сангина, уголь.
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
- Пластилин.
- Клей.
- Ножницы.
7. Модели и натурный фонд.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Керамические изделия.
Предметы быта.
8. Оборудование класса.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Стенды для вывешивания иллюстративного материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...