Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

В соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_7_klass.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области в с. Крутец»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

             __________/Исаева Л.В./

Протокол № 1 от

«   » августа  2016г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по

УВР филиала МОУ

«Ерышовская   СОШ»

_________/Бузин А.А./

«    » августа 2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ

« Ерышовская   СОШ »

__________/ Березкина Л.А./

Приказ № _____ от

«___»___________2016 г.

Программа по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

7 класса

 Чигирева Александра Александровна

                                                      2016- 2017 учебный год

2.Пояснительная записка.

     Программа по изобразительному искусству для  VIII классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественного – творческой деятельности учащихся.  Изучение искусства в основной школе признано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на освоение собственной художественно – творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в  воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно – творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.      Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно- творческих способностей учащихся при эмоционально – ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально – духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В программах выделяют такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне.  Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство сознания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.   Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связь в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией(технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).  Познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно – следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно – творческих работ, участие в проектной деятельности; Информационно – коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации. Рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.   Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и обрской деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Целью  преподавания  изобразительного  искусства   в общеобразовательной  школе  является 

формирование  художественной  культуры  учащихся  как  неотъемлемой  части  культуры  духовной.

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
  • освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
  • овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

В задачи преподавания  изобразительного искусства входит:                    

-формирование  у  учащихся нравственно - эстетической  отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

-формирование художественно - творческой активности школьника

-владение образным  языком изобразительного  искусства посредством  формирования художественных знаний,  умений и навыков.

-азвитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-оспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к  изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-своение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

-владение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 7 класс. Общее число учебных часов в 7 классе - 34 (1ч в неделю).

3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Предметные результаты:

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

4. Содержание  курса «Изобразительное искусство»

Название темы

Количество

часов

Изучаемые в теме вопросы

Тема 1. " Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры."

8 часов

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линия и тоновые пятна. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Многообразие форм графического дизайна.

Тема 2. "Художественный язык конструктивных искусств "

9 часов

От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. Роль цвета в формотворчестве.

Тема 3. "Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека "

10 часов

Образы материальной культуры прошлого. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Город. Микрорайон. Улица. Городской дизайн. Интерьер и вещи в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Тема 4. "Образ жизни и индивидуальное проектирование "

7 часов

Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Пугало в огороде, или … под шёпот фонтанных струй. Встречают по одежде. Встречают по одежде.

5.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Количество часов

Предметные

Метапредметные

Личностные

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (8 час.)

1

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

Обучающийся научится

конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах.

Обучающийся получит возможность научиться

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка;

планирование, контроль за поэтапностью работы;

преобразование практической задачи в познавательную.

Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

проявлять активность;

умение слушать мнение одноклассников;

формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алго-ритм действий;

контроль и оценка процесса и ре-зультата действий постановка и решение проблем.

Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли;

смыслообразова-ние, ценностное отношение к историческому прошлому.

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности.

Иллюстрации, краски, кисти, альбом, МОУ

1

2

Прямые линии и организация пространства

Иллюстрации, краски, кисти, альбом, картон

1

3-4

Цвет – элемент композиционного творчества.

Иллюстрации,  краски, кисти, альбом, пластилин

МОУ

2

5

Свободные формы: линия и тоновые пятна.

Иллюстрации, гуашь, альбом, кисти, МОУ

1

6

Искусство шрифта.

Иллюстрации, краски, кисти, гелевые ручки альбом, МОУ

1

7

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Бумага, гуашь, кисти, мелки, иллюстрации

1

8

Многообразие форм графического дизайна

Иллюстрации, краски, кисти, альбом, МОУ

1

Художественный язык конструктивных искусств. (9 час.)

9

От плоскостного изображения к объёмному макету.

Обучающийся научится

любить  произведениям искусства; отличать работы по видам искусства; обсуждать выполненные работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта.

Обучающийся получит возможность научитьсяиспользовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина).

Регулятивные:

целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка;

планирование, контроль за поэтапностью работы;

преобразование практической задачи в познавательную.

Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

проявлять активность;

умение слушать мнение одноклассников;

формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алго-ритм действий;

контроль и оценка процесса и ре-зультата действий постановка и решение проблем;

выдвижение гипотез

извлечение необходимой информации.

Понимать значение изоб-разительного искусства в жизни человека и общества; эмоциональная отзывчивость;

стремление к самопознанию,

уметь активно воспринимать и понимать виды искусства;

иметь представ-ление  о много-образии и выра-зительности форм;

знать правила объемного изображения геометрических тел; цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.

Иллюстрации, краски, кисти, альбом, пластилин, картон, МОУ

1

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Иллюстрации, гуашь, альбом, кисти, МОУ

1

11-12

Здание как сочетание различных объёмов.

Иллюстрации, картон, клей.

2

13

Понятие модуля.

Иллюстрации, гуашь, большие и маленькие кисти, МОУ

1

14

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Иллюстрации,  гуашь, большие и маленькие кисти, МОУ

1

15

Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

Иллюстрации, альбом карандаши, МОУ

1

16

Форма и материал

Иллюстрации, гуашь, альбом, кисти, картон, МОУ

1

17

Роль цвета в формотворчестве.

Иллюстрации, МОУ, альбом, краски, кисти

1

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (10 ч.)

18

Образы материальной культуры прошлого.

Обучающийся научится

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

Обучающийся получит возможность научиться

применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция).

Регулятивные:

целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка; адекватно использовать речь;

умение оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, форму-лировать свои затруднения, планирование учебного сотруд-ничества,

аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательные:

рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий;

контроль и оценка процесса и резуль-тата действий постановка и решение проблем;

выдвижение гипотез;

извлечение необходимой информации.

Умение видеть в произведениях искусства раз-личных эпох, единство материала, формы и декора. адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятель-ности;

эмоционально-нравственная отзывчивость; смыслообразова-ние,

ценностное отношение к историческому прошлому; знать материалы и выразительные возможности; поиск информации, создание алгоритма деятельности;  понимание правды жизни и  язык искусства; цветовое решение образа в портрете.

Иллюстрации, карандаши, кисти,краски, МОУ

1

19

Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Иллюстрации, карандаши, альбом, МОУ

1

20

Город.

Иллюстрации,  альбом, карандаши, МОУ

1

21

Микрорайон.

Бумага белая, картон, МОУ

1

22

Улица.

Иллюстрации,  альбом, карандаши, МОУ

1

23

Городской дизайн.

Иллюстрации,  бумага белая, картон, МОУ

1

24

Интерьер и вещи в доме.

Иллюстрации,  МОУ

1

25

Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Бумага белая, картон, МОУ

1

26

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Иллюстрации, МОУ, альбом, краски, кисти

1

27

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Иллюстрации,  альбом, гуашь, разные кисти, МОУ

1

Образ жизни и индивидуальное проектирование. (7 час.)

28

Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Обучающийся научится

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

Обучающийся получит возможность научиться

анализировать произведения архитектуры и дизайна;

отличать конструктивные искусства в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; - особенности образного языка     конструктивных

находить виды  искусства, единство функционального и художественного начал;

определять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы учебных и познавательных задач.

Коммуникатив-ные: проявлять активность для решения познавательных задач; умение с достаточной пол-нотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества;

аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательные:

рассуждать о содержании ри-сунков, сделанных детьми;

узнавать, называть и определять материалы и техники современного декоративно - прикладного искусства.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль; специфика языка художественных материалов; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира; знать прави-ла воздушной и линейной перспективы; уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.

Иллюстрации, бумага, гуашь, кисти.

1

29

Интерьер, который мы создаём.

Иллюстрации, МОУ

1

30

Пугало в огороде, или … под шёпот фонтанных струй.

Иллюстрации, бумага, гуашь, кисти, МОУ

1

31

Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.

Иллюстрации, ткань, краски, клей, кисти

1

32

Встречают по одежде.

Иллюстрации, бумага, гуашь, уветная бумага, МОУ

1

33

Автопортрет на каждый день.

Иллюстрации, бумага, гуашь, кисти, МОУ

1

34

Итоговое тестирование.

Иллюстрации, бумага, гуашь, кисти, МОУ

1

6 Литература

Учебные пособия:

Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 7-8 класс М. Просвещение 2011 год.

Учебно-методическая литература: 

Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

И. П. Волков. Художественная студия в школе

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:  Просвещение,2006

Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:  Наталии Мультатули.

И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.   3-е изд. М., 1998.

ИКТ-средства

-Компьютер

-CD диски

Искусство Древнего Египта. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. (электронное учебное издание), Просвещение, 2009

Познавательная коллекция. Энциклопедия. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2006

-Презентации с интернета        

Наглядные пособия       *таблицы   *картинки *рисунки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...