Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках ИЗО 7класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Королькова Валентина Степановна

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям   ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока25.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока:     Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках изобразительного искусства.

                                                                                                                                      (программа - Т.Я. Шпикалова – 7 класс)

Цель:                Способствовать развитию творческого потенциала учащихся при выполнении геометрического

                           орнамента  в мезенской росписи.

Задачи:            Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам росписи народов Русского Севера.

                          Способствовать развитию эстетического вкуса, творческой и познавательной активности.

Тип урока          Комбинированный

Планируемые  результаты:  учащиеся должны знать: основы изобразительной грамоты  при построении геометрического орнамента

 мезенской росписи (симметрия, цвет, тон, ритм, композиция)

 учащиеся  должны уметь: анализировать содержание, образный язык произведений ДПИ  и определять средства

  выразительности (семантику)

Личностные (ЛР)

 -уважительно относится к культуре народного творчества;

 -понимать роль культуры  и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции

  творческих задач данной темы;

УУД Метапредметные  (МПР)

Познавательные УУД

-овладеть умением творческого  видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

- умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД;

-овладеть умением вести диалог;

-владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;

- умение осуществлять поиск и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Регулятивные УУД;

-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-находить варианты решения различных художественно - творческих задач;

-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

Уметь организовать своё рабочее место.

                        Основное содержание темы,  понятия, термины.

    Построение геометрического орнамента в мезенской росписи, цветовое отношение в росписи,

    семантика прочтения   росписи на основе традиций Русского Севера

                       Образовательные ресурсы

Для учителя: иллюстрации с изображением орнамента  мезенской росписи на предметах быта народов Севера.

                       Презентация.

Для учащихся:    Мезенские прописи для обучения геометрического орнамента; красный фломастер, чёрная гелевая ручка.

Ход урока

        Взаимодействие в образовательном процессе

Этап урока

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Действия педагога

Действия  обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

( Контроль,

взаимоконтроль,

самоконтроль.

Оценка, самооценка)

Формирование и развитие

ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию

самооценки обучающимися

готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/ самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

- правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки;

-настрой на урок

2. Актуализация знаний,

Мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний

Определения границ знания и незнания

Беседа о геометрическом орнаменте мезенской росписи, его назначении и необходимости, истории  возникновения и развития.  Орнамент  в изделиях, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (прялка, уточки и лебеди, кони и олени, цветы и деревья.

Материалы изделия: роспись по дереву)

         Презентация

Объясняют смысл понятия « орнамент»

Называют предметы, в которых применяется  мезенская роспись и материалы ДПИ.

3. Постановка учебной задачи

Представления обучающихся  о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока

-Как вы думаете, о чём пойдет  речь  на уроке, какова тема урока?  Каких   знаний  нам не хватает для изображения мезенской росписи?

Проговаривают тему, отделяя знания от незнания. Формируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи

Новое знание: роспись по дереву -  мезенская роспись, принципы  построения,  ритм, цветовое решение, семантика прочтения и её  применение в дизайне человека.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Беседа  о мезенской росписи  и её использовании в изделиях ДПИ. Анализ выполненных работ в прописях. Выделение  раппорта и ритма, схем построения  и цветовых решений, семантика значений.

Участвуют в диалоге, Анализируют новые сведения о мезенской росписи. Рассуждают о назначении орнамента в быту и жизни человека.

     

5.Самостоятельная работа с проверкой в классе

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

Нашу жизнь можно представить серой и скучной или яркой и радостной, благодаря орнаменту, который украшает все уголки нашего проживания.

Помните, при создания рисунка необходимо сохранять симметрию изображения и ритмическое чередование элементов, правильно используйте цвета.

Для работы: красная гуашь, чёрная тушь, кисть беличья №3, ученическая перьевая ручка, палитра , баночка для туши.

6. Оценка

Умение определять уровень овладения знанием, способы деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Организует просмотр работ

-Предлагает оценить результаты своей работы, способы их достижений ( с комментариями)

Выставка рисунков. Самооценивание  и взаимооценивание.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО  к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Рефлексия:

-Что такое орнамент?

-Что такое раппорт?

-Что означает «семантика прочтения?

- Как в современной жизни мы можем применить владение мезенской росписью?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8.Домашнее задание

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению  знаний и способов действий, повторение ранее изученных знаний.

Подобрать иллюстрации изображений мезенской росписи

Запись в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с мезенской росписью

Образовательная программа - основногообщего образования (наименование образовательной программы)  Учебные классы_______6_________(номер учебного класса)  Место проведения...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"

Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...

План- конспект занятия Знакомство с Мезенской росписью

Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи....

Мастер-класс по изготовлению сувенира «Солнышко» в Мезенской росписи.

Целью данного мастер-класса является формирование у обочающихся интереса к художественным промыслам России.В процессе создания сувенира учащиеся знакомятся с элементами Мезенской росписи по дереву....

Методическая разработка по проведению мастер-класса "Кулон именной" (в стиле мезенской росписи)

Мезенская роспись  прекрасно подходит для  использования в творческих занятиях с детьми. Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с ...

Образовательная практика - исследовательский проект "Элементы мезенской росписи в керамике"

Основная задача преподавания декоративно-прикладного творчества – развитие творческого потенциала личности, эмоциональности, духовности, приобщение к искусству через теоретические знания и практическу...