Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Л.Г. Савенкова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Дальгаймер Оксана Алексеевна

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_6_kl_.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Голухинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

C МО БШ учителей Голухинского школьного округа

Протокол от ____ 20__№ __    

Руководитель МО БШ ____________/ ___________

ПРИНЯТО                    

Заседанием педагогического  совета

Протокол №  

от  

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «Голухинская СОШ»

______________ Бельц О.В.

Приказ №            от

Рабочая программа  учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класса по основной общеобразовательной  программе базового уровня  

 на 2016-2017 учебный год.

Составитель: Дальгаймер О.А., учитель изобразительного искусства.

Голуха 2016

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии

 нормативно-правовой базой:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
  • авторская программа Изобразительное искусство: интегрированная программа:5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская., Е.С. Медкова/М.: Вентана-Граф, 2014 
  • основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».

Количестве учебных часов на которое рассчитано преподавание предмета -в год 35 ч, в неделю -1 час.

         Целью уроков изобразительного искусства в 6 классе является реализация фактора общего и эстетического развития, формирование  целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений разных видов искусства, развитие нравственных и эстетических чувств; интереса к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре; усвоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

  1. Развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе, и их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на  Земле;
  2. Развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от вмещающего ландшафта, природных условий, общей экологии.

Изменения в авторскую программу не внесены.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

       Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

        Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. 

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством. 

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

9. Активное творчество самих детей. 

Выделено три направления развития учащихся:

1)Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму

2)Развитие фантазии и воображения
3)Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика)

Направления работы: работа на плоскости, декоративно-прикладные виды деятельности, работа в объёме, художественно-творческое восприятие произведений искусства.

Оценка достижения планируемых результатов

Оценка деятельности учащихся происходит  с учётом личностного индивидуального роста каждого ученика.

Оценивается реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение. Копирование – метод освоения навыков и приёмов, но не творческая деятельность в полном смысле. Положительно оценивается стремление к коллективным видам творчества. В коллективной работе творчество каждого ученика не оценивается, а оценивается готовый продукт в целом.

        Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий Предмет «Изобразительное искусство»в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся, раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
  2.  Личностно ориентированное развивающее обучение
  3. Технология саморазвивающего обучения

Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально

 в учебно-воспитательном процессе и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел Введение

История развития представлений человека о мироздании – 1 ч

Раздел Мифология в народном творчестве – 5 ч

 Мифы творения мира. Мифология и символика русской избы. Фантастические звери в русском народном творчестве. Символы в орнаменте. Пермская деревянная скульптура.

Деятельность учащихся:

Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика). Использовать в композиции знаки и символы. Уметь объяснять символику изображения. Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Передавать образ фантастического зверя в природной среде.

Раздел Мир архитектуры – 5 ч

Храмовая архитектура. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. Дворянские усадьбы России. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. Садово-парковая архитектура.

 Деятельность учащихся:

Получить представление о храме как символической модели мироздания. Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры. Различать характер и особенности архитектурных сооружений.

Использовать правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой. Выполнять эскиз фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги с учётом конкретного здания.

Раздел Искусство в интерьере дворянской усадьбы – 3 ч

Дворянский быт, интерьер дворянского дома. Литературная гостиная и литературный салон.

 Музыка в пространстве интерьера.

Деятельность учащихся:

Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.

Раздел Портрет в искусстве – 3 ч

Костюм как произведение искусства. Исторический портрет, парадный портрет. Графический портрет.

Деятельность учащихся:

Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох. Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги.

Использовать в работе готовые фотопортреты.  Использовать греческий канон изображения человека на портрете. Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.

Раздел Натюрморт – 4 ч

Декоративный натюрморт. Построение геометрических тел. Ахроматический натюрморт.

Символика в живописи.

 Деятельность учащихся:

Создавать декоративный натюрморт. Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла . Представлять натюрморт как один из важнейших жанров изобразительного искусства. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах. Осваивать по подсказке технологию создания ахроматической композиции натюрморта.

Раздел Художественно-промышленное производство в культуре России – 4 ч

Тульский самовар. Резьба по камню и кости. Художественная обработка металла. Павловопосадские платки.

Деятельность учащихся:

Создавать композицию по мотивам литературных произведений. Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры. Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла павловопосадских платков.

Раздел Книга как произведение искусства – 3 ч

Искусство оформления книги.   Художественный шрифт. Шрифтовая композиция.

Деятельность учащихся:

Получать представление о книге как о свёрнутом мироздании. Знать элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка. Создавать макет, иллюстрации. Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания., плаката, журнала .Различать шрифт по написанию, определять по нему исторический период. Выполнять шрифтовую композицию.

Раздел  Малые формы в графике – 3 ч

Экслибрис. Эмблема. Марка как произведение искусства.

 Деятельность учащихся:

Получить представление о книжном знаке — экслибрисе, его назначении. Знать имена известных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства. Создавать серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников. Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.

Раздел Проекты – 2 ч

Город будущего. Архитектурный проект школы будущего.

 Деятельность учащихся:

Создавать предметно-пространственные композиции в смешанной технике. Работать по представлению и воображению. Продумывать и изображать детали, соответствующие общей идее композиции ..

Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре .Уметь передавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов. Использовать в работе готовые оригинальные формы.

Уметь объяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм.

Раздел Великие имена в искусстве – 2 ч

Художник-живописец. Художник-график.

Деятельность учащихся:        

Получить представление о разнообразии видов и жанров живописи. Знать и уметь применять в беседе термины, обозначающие выразительные средства живописи, соотносить их с другими видами искусства. Создавать живописное произведение, подражая манере письма известного художника. Получить представление о разнообразии видов и жанров, которые существуют в графическом искусстве. Знать и уметь применять в беседе термины, обозначающие выразительные средства графики (силуэт, линия, пятно, форма, штрих), соотносить их с другими видами искусства.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во

часов

Тема урока

1

Введение.

1

1

История развития представлений человека о мироздании

5

Мифология в народном творчестве

2

1

Мифы творения мира

3

1

Мифология и символика русской избы

4

1

Фантастические звери в русском народном творчестве

5

1

Символы в орнаменте

6

1

Пермская деревянная скульптура

5

Мир архитектуры

7

1

Храмовая архитектура

8

1

Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов

9

1

Дворянские усадьбы России

10

1

Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства

11

1

Садово-парковая архитектура

3

Искусство в интерьере дворянской усадьбы

12

1

Дворянский быт, интерьер дворянского дома

13

1

Литературная гостиная и литературный салон

14

1

Музыка в пространстве интерьера

3

Портрет в искусстве

15

1

Костюм как произведение искусства

16

1

Исторический портрет, парадный портрет

17

1

Графический портрет

4

Натюрморт

18

1

Декоративный натюрморт

19

1

Построение геометрических тел

20

1

Ахроматический натюрморт

21

1

Символика в живописи

4

Художественно—промышленное производство в культуре России

22

1

Тульский самовар

23

1

Резьба по камню и кости

24

1

Художественная обработка металла

25

1

Павловопосадские платки

3

Книга как произведение искусства

26

1

Искусство оформления книги

27

1

Художественный шрифт

28

1

Шрифтовая композиция

3

Малые формы в графике

29

1

Экслибрис

30

1

Эмблема

31

1

Марка как произведение искусства

2

Проекты

32

1

Город будущего

33

1

Архитектурный проект школы будущего

2

Великие имена в искусстве

34

1

Художник-живописец

35

1

Художник-график

Итого: 35 часов

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные УУД

1. Социализация личности, формирование чувств гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

3. Развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение в рисунке и творческой работе.

6. Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

7. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.

8. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую среду красоту.

9. Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

10. Бережное отношение к художественным ценностям.

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). Мифология в народном творчестве

Предметные результаты:

Учащийся научится:

Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика). Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад крестьянского дома — избы.

Учащийся получит возможность научиться:

 Выполнять наброски с натуры фигуры человека в статичной позе.

 Мир архитектуры

Учащийся научится:

Представлению о храме как символической модели мироздания.

Учащийся получит возможность научиться:

Самостоятельно создавать проект храма в технике объёмно-пространственной композиции.

Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Учащийся научится:

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.

Учащийся получит возможность научиться:

Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.

Портрет в искусстве

Учащийся научится:

Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.

Учащийся получит возможность научиться:

Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи.

Натюрморт

Учащийся научится:

Создавать декоративный натюрморт.  Применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.

Художественно-промышленное производство в культуре России

Учащийся научится:

Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Понимать связь всех изображаемых элементов в сюжетной композиции. Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Книга как произведение искусства

Учащийся научится:

Понимать особенности и специфику искусства создания книги.  Элементы оформления книги: форзац, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.

Учащийся получит возможность научиться:

 Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания.

Малые формы в графике

Учащийся научится:

Умению создавать экслибрис для своей библиотеки. Плоскости. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.

Учащийся получит возможность научиться:

 Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.

Проекты

Учащийся научится:

Представлять, что такое архитектурный проект. Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре. Уметь передавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов. Использовать в работе готовые оригинальные формы.

Учащийся получит возможность научиться:

Уметь объяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм.

Великие имена в искусстве

Учащийся научится:

Создавать композиции, подражая графическим техникам, манере работы известного художника.

  1.  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЭФУ Изобразительное искусство. Учебник для 5-6 класса. Савенкова Л.Г. /М.: Русское слово, 2016

Изобразительное искусство: интегрированная программа:5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская., Е.С. Медкова/М.: Вентана-Граф, 2014

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ТСО:

  • Проектор
  • Экран
  • Компьютер
  • Таблицы:
  • Хохлома
  •  Гжель
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Методический фонд:
  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
  • Презентации по темам.

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой....

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...