КТП по ИЗО для 5 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Бельды Валентина Александровна

КТП по ИЗО для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_dlya_5_klassa_2016-17_gotovo.docx51.71 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 5 класс

 

Дата

Тема урока

Тип урока

Учебно-творческое задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Элементы дополните-льного содержания

Домашнее задание

5 «А»

5 «Б»

5 «Г»

1 тема  «Древние корни народного искусства» - 9 часов

 

1.

03.09

05.09

05.09

Древние образы в народном искусстве

Урок - усвоения новых знаний.

Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?»

Мифы Древней Руси

Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного  ДПИ

2.

10.09

12.09

12.09

Орнамент как основа декоративного украшения

 

Комбиниро-ванный урок

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки.

Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага

 

 

 

Орнамент как основа декоративного украшения.

Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный).

Типы орнаментальных композиций  ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ.

Стилизация. Зооморфный орнамент.

Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы.

3.

17.09

19.09

19.09

Декор русской избы

Комбиниро-ванный урок

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска).

Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы

Уметь использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции.

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментально композиции.

 

Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора

4.

24.09

26.09

26.09

Внутренний мир русской избы

Комбиниро-ванный урок

Коллективная работа «В русской избе»

Материал: упаковочная коробка, пластилин,  стеки, фольга, картон,  цветная бумага, ножницы.

Единство пользы и красоты в организации пространства дома.

Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.

Принимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе

Фронтальный опрос. Самоанализ  этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.

 

 

5.

01.10

03.10

03.10

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

 

Комбиниро-ванный урок

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

 

Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ

 

Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слон)

6.

08.10

10.10

10.10

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

 

Комбиниро-ванный урок

Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры,  акварель, бумага в клеточку)

Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

Обмен кроссвордами, решение и  взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного  художественного творчества

Связь вещи со всеми основными этапами становления человека, обрядовая роль полотенца в народном быту.

Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме

(опережающее задание)

7

15.10

17.10

17.10

Народный праздничный костюм

 

Комбиниро-ванный урок

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания.

Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

Просмотр и анализ работ

Разнообра-зие форм и украшений Р.н.праздничного костюма различных губерний

( цвет, декор, конструкция).

Северорусский народный костюм.

Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены и как проходили?

8.

22.10

24.10

24.10

Народный праздничный костюм

Комбиниро-ванный урок

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме.

Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

Просмотр и анализ работ

Разнообра-зие форм и украшений Р.н.праздничного костюма различных губерний

( цвет, декор, конструкция).

Южнорусский народный костюм.

Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены и как проходили?

9.

29.10

07.11

07.11

Народные праздничные обряды, праздники

Повторительно-обобщающий урок

 

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представление  о роли  ДПИ в укладе жизни русского  на рода

Экспресс-выставка

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Синкретич -

ность  народного искусства.

 

2 тема  «Связь времен в народном искусстве» 9-часов

 

10

12.11

14.11

14.11

Древние образы в современных народных игрушках

 

Комбиниро-ванный урок

 

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.

Живучесть древних образов в современных народных игрушках.  Особенности пластической формы, цветового строя  и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-
новской, дымковской, каргополь
ской игрушек).

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности.

Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»

 

Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки

11.

19.11

21.11

21.11

Древние образы в современных народных игрушках

Комбиниро-ванный урок

 

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.

Особенности пластической формы, цветового строя  и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-
новской, дымковской, каргополь
ской игрушек).

Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета

Просмотр, анализ и оценивание

работ

 

Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки

12

26.11

28.11

28.11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

 

Комбинированный урок

 

Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей,  акварель, кисти

История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью.

Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель).

Опрос. Просмотр и анализ работ

 

Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы

13.

03.12

05.12

05.12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

 

Комбинированный урок

 

Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей,  акварель, кисти

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств  с функциональностью предмета

Опрос. Просмотр и анализ работ

 

Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы

14

10.12

12.12

12.12

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Комбиниро-ванный  урок.

 

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность  линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь);  язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Взаимо анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)

 

Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ

15.

17.12

19.12

19.12

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

 

Комбиниро-ванный  урок

 

Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая).

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Игра «Художники-зрители»

 

Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?»

 

16.

24.12

09.01

09.01

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

 

Комбиниро-ванный  урок

 

Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Игра «Художники-зрители»

 

Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?»

 

17

14.01

16.01

16.01

Роль народных промыслов в современной жизни

Комбиниро-ванный урок

 

Изготовление карандашницы  в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

Преемственность

 в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой

 

Экспресс-выставка

 

 

18

21.01

23.01

23.01

Связь времён в народном искусстве

 

Повторительно -обощающий урок

 

(Соревновательная игра)

Выполнение конкурсных заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновские игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного

 

Иметь представление  о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий

 

 

3 тема  «Декор – человек, общество, время»  - 8  часов

 

19

28.01

30.01

30.01

Зачем людям украшения

Урок формирования новых знаний

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

 

 

Фронтальный опрос (устно)

 

 

20

04.02

06.02

06.02

Декор и положение человека в обществе

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта

Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом

Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата

 

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран

 

21.

11.02

13.02

13.02

Одежда говорит о человеке

Комбинированный  урок

(коллективная работа) Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки  Ш. Перро «Золушка»

Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти, клей

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

Фронтальный опрос (устно)

Эпоха и стиль

Найти изображение костюмов разных времён и разных народов

22.

18.02

20.02

20.02

Одежда говорит о человеке

Комбинированный  урок

(коллективная работа) Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки  Ш. Перро «Золушка»

Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти, клей

Напоминание о том, что суть декора  - выявить социальный статус людей

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

Анализ результата коллективной работы

Эпоха и стиль

Найти изображение костюмов разных времён и разных народов

23.

25.02

27.02

27.02

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Комбиниро-ванный урок

Проект собственного герба или герба  своей семьи, класса (по выбору)

Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти

История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиция

Фронтальный опрос (устно)

 

 

24.

04.03

06.03

06.03

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Комбиниро-ванный урок

Проект собственного герба или герба  своей семьи, класса (по выбору)

Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти

История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиция

Защита проекта, анализ  результата

25

11.03

13.03

13.03

Символы и эмблемы  в современном обществе.

Комбиниро-ванный  урок

Выполнение композиции герба и флага

Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы

Значение геральдического искусства в жизни современного общества

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом

Презентацияпроектных работ. Анализ и оценивание результатов

Гербы городов России

Составить филворд  на основе изученного материала

(групповая работа)

26

18.03

20.03

20.03

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Повторительно – обобщающий урок

(соревновательная игра) Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.

 

Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора.

 

 

Подведение итогов соревновательной игры

 

 

4 тема  «Декоративное искусство в современном мире»  - 8 часов

 

27

25.03

03.04

03.04

Современное выставочное искусство

Урок усвоения новых знаний

(на базе выставки декоративно-прикладного искусства)

Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты.

Виды ДПИ

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

Выбрать наиболее понравившееся

Произведение и объяснить свой выбор

 

Подобрать изображения художественных изделий

современного ДПИ

28

08.04

10.04

10.04

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный  урок

Изготовление тряпичной куклы-закрутки

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Игра

«Художники-зрители»

 

Подобрать изображения

декоративных игрушек , выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности

29.

15.04

17.04

17.04

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный урок

Изготовление декоративной вазы для украшения  интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема

Фронтальный опрос (устно)

 

 

30.

22.04

24.04

27.02

24.04

27.02

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный урок

Изготовление декоративной вазы для украшения  интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема

Выставка творческих работ

31.

29.04

08.05

08.05

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Урок творческого применения умений и навыков

 

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией.

Этапы работы над произведением  ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Фронтальный опрос (устно)

 

Сбор материала для работы над панно.

32.

06.05

15.05

15.05

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Урок творческого применения умений и навыков

 

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

Этапы работы над произведением  ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Фронтальный опрос (устно)

 

Отбор и оформление работ к итоговой выставке.

33.

13.05

22.05

22.05

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Урок творческого применения умений и навыков

 

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

Этапы работы над произведением  ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

 

Подготовка к обобщающему уроку

34

20.05

29.05

29.05

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музейный урок или

виртуальная экскурсия.

Художественный музей.

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

 

 

Знать виды ДПИ, особенности языка.

 

 

 

35

27.05

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музейный урок или

виртуальная экскурсия.

Художественный музей.

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

 

 

Знать виды ДПИ, особенности языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....