План-конспект урока «Наука и искусство» 9 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Сапунова Вероника Андреевна

План-конспект урока «Наука и искусство» 9 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наука и искусство ИСКУССТВО – 8 класс урок – 3

Слайд 2

Это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования НАУКА ИСКУССТВО

Слайд 3

Наука и искусство решают разные задачи изучает объективные изучает отношение законы мироздания человека к миру, к другим людям, к самому себе

Слайд 4

Еще в Древней Греции ученые задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества. М.де Вооз . Аполлон и музы

Слайд 5

Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тросниковой флейтой Эвтерпа , Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев. Авсоний

Слайд 6

О. Роден. Поэт и муза Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – « технэ ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

Слайд 7

И в древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». Саркофаг муз. II век

Слайд 8

Знание научное и знание художественное

Слайд 9

Л. Да Винчи. Витрувианский человек Леонардо да Винчи (1452 1519) – многогранная личность, основоположник художественной культуры Высокого Возрождения – вот уже пять столетий восхищает человечество.

Слайд 10

Л. Да Винчи. Витрувианский человек Символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В 20 в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Слайд 11

Л. Да Винчи. Джоконда Портреты кисти Леонардо да Винчи – это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. Художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке. Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. «Глаза – распахнутые окна, открывающие душе все красоты мира, заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке» Л. Да Винчи.

Слайд 12

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого.

Слайд 13

Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий мастеров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. Наскальная живопись бушметов

Слайд 14

Донателло. Благовещение. Церковь Санта-Кроче . Флоренция

Слайд 15

Д. Фетти . Архимед Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени .

Слайд 16

Домашнее задание: Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

Слайд 2

Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Миланский собор

Слайд 3

Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И.-В. Гёте

Слайд 4

И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Старинный римский акведук

Слайд 5

Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе. В. Екимов

Слайд 6

Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества. Вуэ Симон "Аполлон и музы"

Слайд 7

Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа , Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, Саркофаг муз

Слайд 8

С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев. Поэт и муза. Роден.

Слайд 9

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — « технэ ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

Слайд 10

И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед. ( Египет)

Слайд 11

В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности. Адриан ван Остаде . Мастерская художника. 1663.

Слайд 12

Леонардо да Винчи (1452—1519 Многогранная личность Леонардо да Винчи - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество .

Слайд 13

Леонардо да Винчи Этот итальянский художник ( живописец, скульптор, архитектор ) был еще и писателем , ученым и инженером , изобретателем и анатомом . Парашют

Слайд 14

Леонардо да Винчи-изобретатель Его гениальные догадки как ученого, инженера, Конструктор намного опередили современную ему эпоху. Танк Многоствольное орудие Водолазный костюм

Слайд 15

Леонардо да Винчи – живописец. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.

Слайд 16

Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека. «Тосканский пейзаж». 1473

Слайд 17

На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять , насколько неразрывно научное и художественное творчество . Натюрморт с атрибутами науки. 1731 - Картины Ж.-Б. Шардена.

Слайд 18

Рисунок « Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат.

Слайд 19

Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Слайд 20

Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. Портрет дамы с горностаем Портрет Джиневры д e Бенчи. Мадонна Бенуа

Слайд 21

Портрет — «Джоконда», или « Мона Лиза» произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе…»

Слайд 22

Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба , тающий в холодной дымке.

Слайд 23

Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все Красоты мира , которые заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке.

Слайд 24

Открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская.

Слайд 25

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. А.Фетти . Архимед. Пифагор

Слайд 26

После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Ян Матейко, 1872 Астроном Коперник. Разговор с Богом.

Слайд 27

В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий мастеров древности.

Слайд 28

Главной темой искусства во все времена был человек . Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого. Рисунки бушменов . Египет Скульптура палеолита

Слайд 29

Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека. Вопрос?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

Слайд 2

Вопросы Что такое наука? Что такое искусство? Что объединяет эти две области деятельности человека?

Слайд 3

Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Слайд 4

Роль искусства в жизни людей Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Слайд 5

Вспомнить имена муз вам поможет стихотворение древнеримского поэта Авсония . Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа , Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа , Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

Слайд 6

Никола Пуссен (1617-1682) Аполлон и музы (Парнас) 1630 г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Слайд 7

Саркофаг муз. II в. н.э

Слайд 8

Девять муз Каллиопа эпическая поэзия Эвтерпа лирическая поэзия Мельпомена трагедия Талия комедия Эрато любовная поэзия Полигимния пантомимы и гимны Терпсихора танцы Клио история Урания астрономия

Слайд 9

Наука и искусства в разные эпохи Науки, искусства и ремесла в античности не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу. И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.

Слайд 10

Леонардо да Винчи Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Слайд 11

Леонардо да Винчи. Басня Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы, и стал он размышлять: — Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости. И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце. Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.

Слайд 12

Леонардо да Винчи Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство». «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?

Слайд 13

Л. да Винчи. Джоконда

Слайд 14

Документальный фильм компании BBC «Леонардо Да Винчи» (2003) Вопросы для обсуждения фильма. Как построен фильм? Для чего, на ваш взгляд, создатели фильма именно таким образом знакомят зрителя с судьбой Леонардо да Винчи? Какие интересные факты из жизни Леонардо да Винчи вы узнали? Чем привлекает личность Леонардо да Винчи?

Слайд 15

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.

Слайд 16

Наука и искусство В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой искусства во все времена был человек.

Слайд 17

Наука и искусство Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства

Слайд 18

Домашнее задание Вспомните факты биографии М.В. Ломоносова. Как бы вы сделали документальный фильм о Ломоносове? О каких фактах биографии рассказали, где бы снимали, к кому бы обратились за интервью и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наука и искусство

Слайд 2

Культуре в равной мере нужны и наука и искусство. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, она должна быть тесно связана с искусством.

Слайд 3

И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели – постижение истины, красоты и добра. В.А.Серов . Девочка с персиками И.И.Шишкин . Утро в сосновом бору

Слайд 4

Людей науки и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека

Слайд 5

Однако, наука и искусство решают разные задачи Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе

Слайд 6

Функции науки: 1. познавательная ; 2. практически- деятельностная ; 3. культурная ; 4. культурно-мировоззренческая ; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

Слайд 7

Функции искусства : 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность) 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8 . Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9 . Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).

Слайд 8

… Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества

Слайд 9

Саркофаг муз. II в.

Слайд 10

М. де Вооз АПОЛЛОН И МУЗЫ

Слайд 11

Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой Эвтерпа , Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времён героических в книге хранит Каллиопа , Звезды небес изучает Урания , неба вращенье, Жестами всё выражая, Полигимния славит героев. Авсоний

Слайд 12

Имя Чему покровительствует Каллиопа ---- эпическая поэзия Эвтерпа ---- лирическая поэзия Мельпомена ---- трагедия Талия ---- комедия Эрато ---- любовная поэзия Полигимния ---- пантомима и гимны Терпсихора ---- танцы Клио ---- история Урания ---- астрономия

Слайд 13

Науки, искусства и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – « технэ » Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.

Слайд 14

В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой - на искусстве? Приведите конкретные примеры.

Слайд 15

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца… А. С. Пушкин О. Роден. Поэт и муза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План – конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии.

Тема урока: «Праздник Масленица».Тип урока: интегрированный урок.Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы....