Урок ИЗО в 8 классе "Понятие модуля"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Спиричева Светлана Николаевна

Модуль - основа любой конструкции. Находка этого урока - применить развертки геометрических тел для сооружения здания современной конструкции, где нет симметрии, а правит асимметрия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_modulya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

"Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм. 

Понятие модуля "

урок изо 8 класс

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

Ребята давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

- Архитектура говорит на своем языке. Например, язык живописи – цвет, тон, колорит. А что является языком архитектуры? (фактура, объем, пространственность…)

Архитектура — это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура —  искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово «архитектор» означает «строитель»).

2. Операционно-содержательный этап.

- Вот наша школа. Из чего она состоит? (стены, перекрытия, кабинеты, коридоры).

- Четыре стены, перекрытых полом и потолком – это что? (объем).

Архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в  систему построения пространства в которой живет и работает человек. И это пространство в свою очередь влияет на человека.

На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие горизонтально или вертикально расположенных объемов, скомпонованных между собой. Достаточно нескольких геометрических форм чтобы создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.

Конструкция – это составление целого из отдельных частей. Важное композиционное средство конструкции - это пропорции. Отношения по высоте, длине и ширине отдельных предметов.

Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма, вызывающее у человека определенное настроение, переживание, восприятие объекта.

- Ребята вы некогда не задумывались, почему на некоторые здания мы обращаем внимание, а другие даже не замечаем?  Можем ли мы в поселке обратить особое внимание на какое-то здание? (нет, все дома одинаковы).

- Посмотрите, пожалуйста, на архитектурные постройки и выразите свое мнение и отношение к ним (презентация)

Небольшое здание, спроектированное архитекторами ADM неподалеку от станции метро «Беляево». Магнетизм этого дома – в том, что видимая простота решений скрывает множество нюансов, деталей, придающих ему определенное очарование. Не выходя за рамки простых прямоугольных объемов, архитекторы не только выстраивают между ними тонкую пластическую игру, основанную на чередовании контрастов с нюансами, аккуратно вплетая ее в контекст блочно-панельного окружения, но и создавая на «своем» участке фрагмент продуманной и современной городской среды.

Танцующий дом, построенный по совместному проекту архитекторов Милуновича и Фрэнка Гери.

«Резиденции в La Encantada», что в пригороде города Лима (Перу). Здание в минималистском стиле представляет собой два пересекающихся геометрических объема с прямолинейными пространствами. В одном из прямоугольников белого цвета расположены спальни, в другом — жилая зона. Позади резиденции разместилась L-образная открытая веранда и главный вход.

Тип дома «Свитчер». Образован сочетанием двух простых прямоугольных объемов.

Архитекторы часто используют язык символов, преобразуя графическое начертание в форму. Китайский иероглиф ‘Ren’ , означающий «Народ», послужил для архитекторов отправной точкой в создании этого проекта общественно-делового центра в Шанхае.

Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр, цилиндр и т.д.

Сочетание различных объемов.

Объемы и их сочетания влияют на образный характер постройки на функциональность и художественную красоту.

Создавая тот или иной объект, архитектор стремится так организовать его пространство, чтобы оно было функциональным и удобным для эксплуатации.

По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.

Центр международной торговли. Единый архитектурный комплекс зданий.

Ребята как вы думаете, что такое модуль в архитектуре?

Модуль (от лат. modulus — мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за модуль принимались разные величины. Модулем сооружения могут быть размер строительного изделия (длина кирпича, бревна).

В массовом типовом строительстве многообразие форм достигается не за  счет создания неповторимых конструкций, а за счет оригинальности сочетания одинаковых, точнее единообразных элементов - модулей.

III . Практическая работа

Задания:

1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);

2) создание макета дома, построенного из модульных объемов, одинаковых  по величине или подобных друг другу по пропорциям.

Задание первое предполагает создание объемно-пространственной композиций. Это одно из важнейших заданий  учебного года, так как в процессе  выполнения у учащихся закладывается понимание основ формообразования. От понятий «точка», «линия» и «плоскость» учащиеся переходят к понятиям «поверхность», «объем» и «пространство». Плоскость листа (полоски) бумаги, скручиваясь, превращается в объемное тело цилиндра или конуса, а согнутая резкими гранями, она становится кубом, призмой или пирамидой.  Задание, цель которого — соединение объемных форм в единый архитектурный облик.

Во втором задании рассматривается модуль как основа цельности в конструкции. Учащимся предлагается,  сделать эскизный макет дома, состоящего из одинаковых, подобных  элементов (модулей). Выполняя это задание, ученики на практике познакомятся с таким важным для архитектурно-дизайнерской деятельности понятием, как унификация. Надо сказать, что все дети с ним уже в какой-то степени знакомы, поскольку все складывали кубики, играли в «Конструктор». Однако теперь они должны сами придумать унифицированные элементы и применить их в своих постройках.

Модули можно изготовить из бумаги или из любого другого материала.    

IV. Подведение итогов.

V. Завершение урока и задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

Презентация к уроку"Графики уравнений с модулями"

Методическая разработка для повышения наглядности и качества усвоения материала по теме:"Графики уравнений с модулями".Основная цель-познакомить учащихся с основными приёмами построения графиков уравн...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1.      Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

презентация к уроку на тему "Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов."

презентация к уроку на тему "Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов."...

Презентация к уроку "Добро и зло" (модуль "Основы светской этики)

Тема урока: « Добро и зло»Урок №9  по теме «Добро и зло»Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи нап...