Методическая разработка «МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫОГО УРОКА, СОЗДАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Богоприимцева Елена Анатольевна

Пошаговая методическая разработка интегрированного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка
«МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫОГО УРОКА, СОЗДАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ»

Введение

Зачем нужен предмет Изобразительное искусство в школе?

Вопрос, который звучит всё чаще.

Принятая всеми формулировка: «Изобразительное искусство развивает пространственное и логическое мышление, воображение, фантазию, чувство гармонии,  эмоциональность, духовность,  чувство прекрасного, чувство цвета и композиции. На примерах произведений изобразительного искусства изучается мировая культура и история» безусловно, верна. Но в цифровой век  ответы на вопросы,  в том числе и по искусству,  можно найти в Интернете, научиться рисовать  по видеоурокам,  пройти  с видеоэкскурсиями по величайшим музеем мира. Пространство Интернета доступно большинству учеников.

Вопрос в другом: «Зачем искать?».

Изобразительное искусство – это предмет, где важным является эмоциональное отношение к миру, формируется  опыт эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству.

У современных практичных детей можно попробовать «разбудить»  интерес к изобразительной деятельности,  тем самым сформировать   мотивацию!

А что лучше сформирует интерес и мотивацию  как ни наличие необходимости.

Актуальность

Самым  наглядным  и простым  способом, который ведет к формированию мотивации, является возможность показать на интегрированных уроках как на самом деле необходимо уметь видеть окружающий мир во всем его многообразии, уметь рисовать, знать историю искусства и архитектуры, иметь навыки в черчении. То есть  с помощью или при наличии навыков  изобразительной деятельности  ученик, используя их, осваивает другие более важные, как сейчас считается, предметы: литературу, физику, математику, географию, иностранный язык.

Во-вторых, сам предмет изобразительное искусство необходим современному перегруженному информацией ученику. На уроке надо дать возможность ребенку выплеснуться эмоциями, красками, графикой, созданием образа. Надо помочь научиться не бояться рисовать, выражать свои мысли на бумаге… Предмет изобразительное искусство – это психологическая разгрузка ребенка в школе. Это тот предмет, где возможно создание ситуации успеха. Успешность – это очень важная составляющая для реализации личности. Успешность не только в рамках школьного или школьных предметов, а в состоятельности человека вообще, его признании и формировании успешной личности, самореализации и полезности для общества.

Третий,  и не менее важный вопрос актуальности - это затруднения учащихся переносить знания и умения с одного школьного предмета на другой. Самостоятельность предметов, их неявная связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. Поэтому есть необходимость в интеграции школьных предметов. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.  

И если взять в более широком смысле, то интегрированные уроки направлены на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствуют развитию креативности и  коммуникативных способностей.  

Новизна и практическая значимость.

Интегрированные уроки – не новинка. Они всегда были интересны учителям и ученикам. Структура интегрированного урока отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимосвязью учебного материала каждого из предметов на каждом этапе урока.

Деятельность учителя направлена на сотрудничество, что способствует деловой атмосфере на уроке, взаимопониманию, мотивированным действиям.

Представленные технологические карты уроков показывают, что можно сделать интегрированный урок интересным, логически выверенным, с четко сформулированной целью и задачами, не перегруженным, а главное, продуктивным. Технологические карты доступны для применения в массовой практике и предполагают возможность изменения содержательной и организационной части образовательного процесса на уроке.

Характеристика методических и организационно-педагогических  
условий проектирования интегрированных уроков

Теория – интересная и необходимая  составляющая часть любой науки  и любого исследования. Это то, что должно дать ответ на вопросы: «Что?», «Зачем?» и «Как этим пользоваться?».

Методические и организационно-педагогические условия проектирования –  это совокупность мер, методов и приемов, направленных на создание, разработку  методик (алгоритмов) интегрированных уроков с участием предмета «Изобразительное искусство», учитывая объективные характеристики  педагогической системы, отражающей совокупность потенциальных возможностей образовательной среды.
        Интегрированный урок — это особый тип организации урока.

Интеграция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.

Интегрированный урок — это урок со своей структурой  

  • для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук;
  • это урок,   объединяющий  в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ современной науки. Для проведения интегрированного урока необходимо четко формулировать тему, цели, задачи, понятия, объединяющие системные науки.

Интегрированные уроки могут быть:

  • бинарными (одновременное обучение),
  • информационно-понятийными (согласование учителями разных предметов информации и проведение уроков по отдельности)

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы  и средства обучения. Если в интегрированном уроке используется принцип объединения по нескольким дисциплинам, то всегда должна быть выделена   ведущая дисциплина, выступающая интегратором и дисциплина или дисциплины вспомогательные, которые способствуют  углублению, расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.

Задачи, которые позволяет решать интегрированный урок:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  •  организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.  Типы уроков, которые могут  быть использованы  для обеспечения наилучших результатов поставленных целей и задач распространяются и на  интегрированные уроки:

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала;
  •  Урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • Урок обобщения и систематизации знаний;
  • Урок контроля знаний, умений и навыков;
  • Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока (это справедливо и для интегрированных уроков) определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке :

  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Практическая работа.
  5. Лабораторная работа.
  6. Конференция.
  7. Семинар.
  8. Контрольная работа.
  9. Зачет.
  10. Деловая игра.
  11. Экскурсия.
  12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Структура интегрированных уроков  позволяет организовать на уроке смену деятельности, переключения внимания и, как итог,  ведет к меньшей утомляемости учащихся.  Структура  интегрированного урока сочетает этапы, которые зависят от типа и формы урока и могут варьироваться:

  • Организационный;
  • Постановка цели;
  • Актуализация  знаний;
  • Проверка домашнего задания
  • Введение знаний;
  • Первичное закрепление и систематизация знаний;
  • Умение пользоваться знаниями и навыками при решении практических задач;
  • Подведение итогов;
  • Определение домашнего задания и  инструктаж по его выполнению.

Формы работы тоже разнообразны:  фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Результатами поставленных задач могут являться:

  • познавательных: умение искать связи между явлениями, событиями, фактами, во времени и пространстве; делать всевозможные выводы;
  • развивающих: умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать логические умозаключения;
  • воспитательных: нравственное, морально-осознанное отношение в поведении ко всему, что окружает учащихся.

Педагогические технологии, используемые при создании интегрированных уроков, могут быть различными. Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла применяются технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.). К технологиям личностно-ориентированного обучения относятся:

  • Исследовательская (проблемно-поисковая);
  • Коммуникативная (дискуссионная);
  • Игровая; 
  • Деятельностная;
  • Дифференциального обучения;
  • Проектной деятельности;
  • Рефлексивная и др.

 При создании интегрированного урока часто применяются несколько технологий одновременно. Тогда речь идет об  интегральной технологии.

  Важную роль в интегрированном уроке играет искусство учителей - личные качества, обученность, коммуникативность,  как учителя  взаимодействует с учениками и между собой, принимают учебные цели и задачи, подбирают задания и упражнения, пользуются мультимедийными средствами обучения, ежеминутно владеют ситуацией урока.

Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес  к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.  Работа над интегрированным уроком  способствует  развитию сотрудничества педагогов,  работа  на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.

Практикующие педагоги активно используют интегрированные уроки в своей работе, делятся полученным опытом в своих статьях и публикациях. На основе анализа опубликованных материалов была  разработана  методика проектирования и созданы технологические карты  урока «Английский язык/Изобразительное искусство, 5 класс».

На примере  интегрированного урока «Английский язык/Изобразительное искусство, 5 класс» рассмотрим методику проектирования урока  и создание технологической карты урока.

 Подготовка к уроку.

При подготовке к интегрированному уроку учитель должен решить вопросы: 

  • Выбор темы урока
  • Цель, тип, вид, структуры урока
  • Разработка Технологической карты

При решении этих вопросов учитывается:

  • Особенностей учащихся класса: успеваемость, отношение к предмету, темп работы,  формы работы…
  • Учет  индивидуальных особенностей преподавателей: темперамент, коммуникативность, управление восприятием учащихся, собственная импровизация…

Тему урока определяет реализация образовательной программы по предмету.  При проектировании  интегрированного урока  тема выбирается исходя из  программ по двум (в данном случае)  предметам.

    Тема данного урока  была сформулирована исходя из учебно-тематических планов двух дисциплин:

  1. Английский язык 5 класс.
  2. Изобразительное искусство 5 класс

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематическое планирование
5 класс английский язык:

Тематическое планирование
5 класс ИЗО:

Разделы и темы
рабочей программы

Разделы и темы
рабочей программы

1

Модуль «Мой дом - моя крепость»

1

Раздел 1.«Древние корни народного искусства» .

Урок 4,5. «Дома в России»

Урок 2. «Убранство русской избы»

Урок 3. «Внутренний мир русской избы»

Модуль  программы по английскому языку «Мой дом - моя крепость» по календарно-тематическому планированию приходится на вторую четверть. Тема «Древние корни народного искусства» по Изобразительному искусству -  это  первая четверть.  Урок был спланирован на начало второй четверти, когда тема по Изо уже пройдена и не составляет затруднений для учащихся. По английскому языку тема  в работе. Интегрированный урок является логичным  по двум предметам. Тема урока:    «Старинные русские постройки» в рамках темы  " Мой дом – моя крепость".

Цель, тип, вид, структуры урока.

Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся умений спланировать и выполнить творческий мини-проект, используя знания и умения, ранее полученные на уроках английского языка и ИЗО.

Тип урока: Комбинированный урок

Структура урока может содержать этапы:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация субъективного опыта учащихся
  4. Изучение новых знаний и способов деятельности
  5. Первичная проверка понимания изученного
  6. Закрепление пройденного материала
  7. Применение изученного материала
  8. Обобщение и систематизация
  9. Контроль и самоконтроль
  10. Коррекция
  11. Домашнее задание
  12. Подведение итогов учебного занятия
  13. Рефлексия.

При необходимости этапы могут быть объединены или исключены  из урока.

В  интегрированный урок   «Старинные русские постройки» в рамках темы « Мой дом – моя крепость»  включены этапы:

  1. Организационный  момент
  2. Получение знаний и фиксация затруднений в деятельности
  3. Закрепление с проговариванием во внешней речи (самостоятельная работа над проектом)
  4. Обобщение и систематизация полученных знаний
  5. Применение знаний и умений
  6. Обобщение и систематизация
  7. Рефлексия

Урок был разработан вместе двумя учителями, исходя из особенностей учащихся класса, успеваемости, отношения к предмету, темпа работы,  формы работы, дисциплины.

В интегрированном уроке были объединены  блоки знаний двух  предметов, поэтому  было важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

При проведении интегрированного урока важна координация действий педагогов. Были учтены индивидуальные особенности учителей. Заранее были распределены роли и время на участие в ведении урока.

Так как интегрированные уроки должны способствовать снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока,  весь урок был построен на смене видов деятельности.

Интересным моментом этого урока является место проведения -  Музей «Русская Изба», который создан и много лет функционирует в школе.

 

Выбор  технологической карты

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Технологическая карта отвечает на вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.
  • В какой последовательности выполняются операции.
  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
  • Результат выполнения каждой операции.
  • Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.

Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

(Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методческое пособие. — Витебск, 2006 год) 

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Выбор Технологических карт урока представляет  «Объединенная издательская группа  «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ» ( Приложение ).

При разработке интегрированного  урока была использована Технологическая карта № 4 с методической структурой:

Дидактическая структура
урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный  
момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические приемы
и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Дидактическая структура состоит из трех этапов:
Первый этап – это актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий.
Второй этап – формирование новых понятий и способов действий.
Третий этап  –  этап применения знаний, повторение и закрепление.
Дидактическая структура урока имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Методическая структура урока:

 1.  Методы обучения:  учитель указывает, какой из методов обучения словесный, наглядный, контроля, проблемный и пр., он будет применять на том или ином этапе урока. Это поможет согласовать методы обучения  и ожидаемые результаты.
2.  Форма деятельности: учитель продумывает соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока и целесообразность использования предложенных форм.

3. Методические приемы и их содержание: Заполнение третьего модуля помогает учителю в прогнозировании разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

4. Средства обучения: в этой графе указываем  вербальные, визуальные, технические и другие  средства обучения, которые будем  применять для достижения планируемого результата  на данном этапе урока, правильнее сказать   «современные системы средств обучения» как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения.

5. Способы организации деятельности:  в этой графе указываем предполагаемый вид самостоятельной деятельности учащихся для решения дидактической задачи урока, характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий), форм взаимопомощи, инструментов  формирующего оценивания, интерактивной составляющей и доли самостоятельной работы обучающихся с ИКТ (в зависимости от уровня технической оснащенности класса).

 Признаки решения дидактических задач:

В этой графе прописываем формы контроля. Анализируем планируемые результаты.

Технологическая карта Е.В. Якушиной  с методической структурой урока предлагает  учителю анализ внешних и внутренних  связей.

Результатом работы стала «Технологическая карта урока с методической структурой   «Английский язык/Изобразительное искусство  «Старинные русские постройки, 5 класс».

Авторская методическая составляющая:

  • Местом  проведения интегрированного урока  является  музей «Русская изба», который создан и функционирует в школе.  
  • Письмо, которое отправляют  учащиеся по e-mail , пишется и отправляется в реальном времени. К письму прикрепляются изображения, сделанные  и  оцифрованные на уроке.
  • К уроку разработан раздаточный материал.


  1. Анализ результатов.

Полученный в результате работы опыт позволяет сделать следующий вывод:

  1. Предмет «Изобразительное искусство»  дает  отличную возможность интеграции с  предметами различных циклов школьной  программы.
  2. Процесс познания на уроке и  продукт, являющийся результатом урока, повышает интерес учащихся  к школьным предметам.
  3. В процессе обучения у учащихся формируется  общее понятие о единстве окружающего мира,  его закономерностях в целом.
  4. Интегрированный подход способствует развитию научного стиля мышления.
  5. Интегрированный урок дает понимание возможности применять полученные знания на практике, в повседневной жизни и окружающей  действительности.
  6. Формирует убеждение у учащихся, что  они сами могут  изучать и понимать  более сложные вещи, в сравнении с теми, что предлагает учебник.
  7. Успешность – это очень важная составляющая для реализации личности. Успехи на межпредметном уровне интегрированного урока ведут к росту самооценки учащихся, повышают общую их успешность.

Заключение    

В процессе изучения, анализа  и обобщения  теоретического и исторического материала по теме дипломной работы можно сделать следующие выводы:

  • Процесс интеграции не возник на пустом месте. Это  длительный этап, который включает в себя  преподавание в российской школе с конца IXX  века до нашего времени.
  • На сегодняшний день написано много статей, публикаций по данной теме. К изучению проблемы приступили учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати и интернета. Но пока нет разработанных программ, учебников, методических рекомендаций, хотя тема популярна и действительно актуальна.
  • В программах по школьным предметам много «перекрестных тем», которые можно и оправдано давать,  используя интегрированные уроки. Это поможет убрать границы между предметами и  будет способствовать  формированию у учащихся целостной картины мира.
  • Предмет «Изобразительное искусство»  хорошо интегрируется со всеми предметами школьного курса в любом возрасте. Этот предмет затрагивает потребность человека в рисовании, в развитии  навыков и художественных способностей, показывая их истинную ценность и необходимость в повседневной жизни, рассматривая навыки рисования как важные метапредметные  и общекультурные. Это подтверждает и большое количество публикации по интегрированным урокам именно с предметом «Изобразительное искусство».

В ходе работы были выявлены конкретные методические условия проектирования интегрированных уроков с участием предмета «Изобразительное искусство».

Список литературы:

Нормативная литература

  1.  "Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ". Издательство: Проспект, 2015 г. Серия: Законы и Кодексы
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС». Редактор: Казакова А. А. Издательство:
     
    Просвещение, 2016 г. Серия: Стандарты второго поколения.
  3. "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования".  Редактор: Гончарова Н. В.Абрамян Г. С.  Издательство: 
    Просвещение, 2017 г. Серия: Стандарты второго поколения.
  4. "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. ФГОС". Редактор: Казакова А. А.

Издательство:  Просвещение, 2016 г. Серия: Стандарты второго поколения.

Энциклопедии и словари

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов/ под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова.24-е изд., испр. М: Оникс: Мир и образование, 2007. 640 с.
  2. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с
  3.  Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / сост. Д. А. Поспелов. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 439 с.
  4. "Словарь синонимов и антонимов русского языка". Автор: Михайлова Ольга Алексеевна,  Редактор: Шаблина П. Издательство: АСТ, 2016 г.

Учебные пособия

  1. "Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы к линии учебников под ред. Б. М. Неменского" Автор: Неменский Борис МихайловичНеменская Лариса АлександровнаГоряева Нина Алексеевна

Редактор: Комарова Е. А.Издательство: Просвещение, 2016 г.

Серия: Музыка и изобразительное искусство в начальной школе.

  1. Неменский Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Издательство: Издательство Просвещение,  2016, Класс: 1-9 класс 
  2. Рабочая программа 5 класс к УМК Английский в фокусе Spotlight, 5 класс под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс
  3. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человек,  5 класс, Учебник для общеобразовательных школ, под ред. Б.М. Неменского, Н.А. Горяева, О.В. Островская, Москва «Просвещение», 2014
  4. Максимова З.Н. "Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей" Москва, 1981 год
  5. Неменскии Б.М. Эстетическое воспитание на современном этапе: Сб. статей. — М., 1990.
  6. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. — 44 с.
  7. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 24-28.
  8. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. — 2008. — № 9. — С. 42-47
  9. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
  10. Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
  11. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  12. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
  13. Пауэл У. Ф.Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
  14. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
  15. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
  16. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  17. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
  18. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  19. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  20. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  21. Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
  22. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

Статьи

  1. Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка (педагогический проект) Волкова Е.В. Томск, 2011г.
  2. Володин А.А., Бондаренко Н. Г.  Журнал « Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки»,  «АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ».
  3. А. С. Сивцева, аспирант (Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого) alexandra_291179@yahoo.com ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
  4. Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников - http://www.solideducator.ru/refeds-27-1.html
  5. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия», Володин  А. А., Бондаренко Н.Г. Журнал Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск № 2 / 2014  Народное образование. Педагогика
  6. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya#ixzz4RsVaoP82
  7. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия. Луканина Елена Александровна - http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/25/integrirovannyy-urok-kak-sredstvo-mezhpredmetnogo
  8.  Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985. – 184с.

Диссертации

  1. Диссертация на получение академической степени магистра Болтаева М.Э. «Организация интегрированных уроков в начальных классах». http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1260._1VX9BofvIwRdSelQhTkiXnBjVzuG6pIG1tvm_7ACXC7AcXPDx4h2Y-Xe7uE5WubUf76ATGm1TWA4hLo9g0Ga2ORojGuaSfewdPOiW

Интернет-источники

  1. Технология -  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%
  2. Технология личностно-ориентированного обучения - http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/3859-201
  3. Личностно-ориентированные технологии - https://docs.google.com/document/d/1aGcwGRg0h_Yj_PkJFFQEr_cX5vSQU6yjuV7SGJ5Ch7s/edit?_escaped_fragment_
  4. ОБРАЗОВАНИЕ, УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ЦАРСКОГО СЕЛА:  http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/obrazovanie-uchebnye-zavedenija-carskogo-sela/carskoselskaja-imperatorskaja-nikolaevskaja-gimnazija-sistema-obuchenija.html#.V4yyy9KLRdg
  5. Викисловарь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  6. Наука/Педагогика: http://nauka-pedagogika.com
  7. ГАЛКИНА О.В. «РОЛЬ И МЕСТО ПОНЯТИЯ "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ АППАРАТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»   Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике, Самара 2009:
     
    http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-rol-i-mesto-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-v-terminologicheskom-apparate-pedagogicheskoy-nauki#ixzz4FQ62Zx00
  8. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения - http://festival.1september.ru/articles/641461/
  9. Методологическая основа (база) исследования дипломной работы (ВКР, диссертации) - http://disshelp.ru/1-9/metod-osnova.html
  10. Лапчинский А. Н. Воздушная армия -  http://l.120-bal.ru/voennoe/3911/index.html?page=4
  11. ИВАШЕНЦОВ ГЛЕБ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1883-1933)- HTTP://TSARSELO.RU/YENCIKLOPEDIJA-CARSKOGO-SELA/ISTORIJA-CARSKOGO-SELA-V-LICAH/IVASHENCOV-GLEB-ALEKSANDROVICH-1883-1933.HTML#.WCA2RTKLTCS
  12. ВИЗЕ ВЛАДИМИР ЮЛЬЕВИЧ - HTTP://TSARSELO.RU/YENCIKLOPEDIJA-CARSKOGO-SELA/ISTORIJA-CARSKOGO-SELA-V-LICAH/VIZE-VLADIMIR-YULEVICH-1886-1954.HTML#.WCA7_DKLTCS
  13. Васенко, Андрей Богданович-http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/624259
  14. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС -http://www.openclass.ru/node/305985
  15. Технологическая карта с методической структурой урока -  http://studopedia.ru/9_224904_tehnologicheskaya-karta-s-metodicheskoy-strukturoy-uroka.html
  16. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия. Луканина Елена Александровна - http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/25/integrirovannyy-urok-kak-sredstvo-mezhpredmetnogo
  17. Интегрированный урок сегодня  - http://neuch.org/thought/integrirovannyjj-urok-segodnya
  1. Интегрированные уроки - http://festival.1september.ru/articles/627614/ Нефедова Е. В., учитель биологии, Тарасова Г. Л., учитель истории и обществознания
  1. Синергетика как основа интеграции учебных дисциплин,гуманитаризации образования. Ревягин Л.Н., к.т.н., ТГУ  -https://ido.tsu.ru/ss/?unit=356&page=1160
  2. Методика преподавания интеграционного курса (литература, изобразительное искусство, компьютерные технологии) в Диалоге Культур Методическое пособие по курсу - https://ido.tsu.ru/ss/?unit=356
  3. Типы и формы интегрированных уроков. Опубликовано 13.09.2014    - Малахова М. В.  - http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/09/13/tipy-i-formy-integrirovannykh-urokov
  4. Вебинар.  Подготовка к уроку: план, конспект, технологическая карта Ведущий Бойцов О. Н. Методист по русскому языку и литературе  Объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ», кандидат филологических наук  - http://drofa-ventana.ru/material/podgotovka-k-uroku-plan-konspekt-tekhnologicheskaya-karta/

 

Приложение

  1.  Технологиеские карты уроков «Объединенная издательская группа  «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему "Интегрированные уроки - средство повышения мотивации к учебной деятельности"

Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами,  предъявляемыми к обучению.Современная система образования направлена на формирование высокообразованной , интеллектуально ...

Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"

Методическая разработка на тему: "Понятие и структура технологической карты урока математики"...

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"

Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...

Методические разработки внеклассных мероприятий,интегрированных уроков, доклады.

Представляю Вашему вниманию самые разнообразные методические разработки - внеклассных мероприятий, уроков, и выступления на педсоветах, методобъединени...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....