УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
методическая разработка по математике (8 класс)

Луговая Татьяна Александровна

   В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch.metod_._razr._proekt.ur_.matem_.v_usl._fgos.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Составила: учитель математики ГБОУ Морской школы Московского района г. Санкт-Петербурга  Луговая Т.А

     Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.  Особенность ФГОС нового поколения – деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.  Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.  Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений СПО и НПО они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и мета-предметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

     При проектировании  уроков ФГОС их  классифицируют на типы и виды (составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

-урок совершенствования знаний, умений, навыков;

 -урок изучения нового материала;

 - урок контроля; - урок обобщающего повторения;

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

 - итоговый урок;

 3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

 - урок-семинар;

 - урок-лекция;

- урок-зачет;

 - урок-игра;

- урок-конференция;

 - урок-экскурсия и др;

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

 - урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения:

 5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

 - информирующий урок;

- проблемный урок;

 - исследовательский урок;

 - эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиа-урок.

     Для проектирования современного урока  с точки зрения требований новых ФГОС необходимо:

 Первое: - четко определить и сформулировать для себя тему урока; - определить место темы в учебном курсе; - определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; - обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе: - определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике  системно-деятельностного подхода к образованию?  В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), мета-предметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.  В традиционном подходе  цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.

Третье: 

1. Спланировать учебный материал;

 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: - узнавание нового материала; - воспроизведение; - применение знаний в новой ситуации; - применение знаний в незнакомой ситуации; - творческий подход к знаниям.

 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному";

4.Составить три набора заданий: - задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; - задания, способствующие осмыслению материала учащимся; - задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Четвертое: Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, обще-учебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Пятое: Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

 Шестое: Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы: - мотивационно-целевой; - процессуальный; - рефлексивно-оценочный.

Седьмое: Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: - что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое: Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

 Девятое: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

     Для проектирования уроков математики в условиях ФГОС необходимо применять ряд методических приёмов. В данной учебно-методической разработке приведено краткое описание этих методических приёмов.

 

 «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»   Преподаватель дополняет реальную  ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию  на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…

 

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»  Преподаватель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полу-шуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)". Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.  

 

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»  Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.

 

«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»  Преподаватель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

 

«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»  Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.  

 

«ЭПИГРАФ»  Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

 «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»  Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.

 

«ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»  В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.  

  «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.  

 

«НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК» Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

 «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД» К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:  

- если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; - затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; - оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.  

     Для проектирования уроков в условиях реализации ФГОС необходима постановка целей урока, мотивация учебной деятельности.

«ТЕМА-ВОПРОС»  Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.    

 

 «РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»  Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".  

 

«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»  Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.            

 

«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»  На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

 

«ГРУППИРОВКА»  Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

 «ИСКЛЮЧЕНИЕ»  Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

 

«ДОМЫСЛИВАНИЕ»  Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим.  С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.                  

 

«ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ»  Преподаватель чертит на доске  линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.  

«ГЕНЕРАТОРЫ – КРИТИКИ»  Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.  Пример: Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.  

 

«НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА»  Приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.  Пример: Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.  Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?  Данный вопрос записывает в уголке классной доски.  Преподаватель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…  

 

«ЗИГЗАГ» Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:  • анализировать текст совместно с другими людьми;  • вести исследовательскую работу в группе;

 

 • доступно передавать информацию другому человеку;  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.  Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.  

     Проектирование уроков в условиях реализации ФГОС общего образования невозможно без «открытия» нового знания, первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов).  Некоторые из этих приёмов приведены ниже. 

«УДИВЛЯЙ!»  Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

 

«ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»  Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать раскрывающие ее вопросы.

 

«КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ» Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами,  предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

 

«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»  Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей или неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

 

«МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ» Мультимедийная презентация - это представление материала с использованием компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

 

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.  Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.  1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.  2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.  

 

«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»  К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

- Почему? - Как доказать? - Чем объяснить? - Вследствие чего? - В каком случае? - Каким образом?  Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.  Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

 

«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ» Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

 «ХОРОШО – ПЛОХО» Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.  Формирует:  - умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;  - умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);  - умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

 Вариант 1.  Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

 Вариант 2.  Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

 Вариант 3.  Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.  

Вариант 4.  Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

 «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ» Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой культуры поведения.  

 

«ВОПРС К ТЕКСТУ» Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.  Совет:  Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…  

     Для проектирования уроков в условиях ФГОС также необходимо применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

 

«СВОЯ ОПОРА»  Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).  Замечательно,  если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.  

 

«ДА-НЕТКА»   Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".  "Да-нетка" учит: • связывать разрозненные факты в единую картину; • систематизировать уже имеющуюся информацию; • слушать и слышать товарищей.

 

«СОРБОНКА»          Прием предназначен  для заучивания исторических дат, всевозможных определений, иностранных слов, и  т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты.

 

«РАБОТА В ГРУППАХ»  Группы получают одно и то же задание.  В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

 

«ИГРА – ТРЕНИНГ» Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия... 1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, преподаватель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. 2. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

 

«ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»»   Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.   Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

 

«ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»  Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "-". На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

 

«ТЕСТЫ». Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.

«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»  Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.

 

«ЧТЕНИЕ – СУММИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАХ». Этот прием особенно эффективен, когда изучаемый текст достаточно ―густой, перегруженный фактическим материалом, касается сложных предметных областей. Попросите учащихся разбиться на пары, а затем пары рассчитаться на 1, 2, 3, 4. Каждая пара получает соответствующий номер. Сообщите учащимся, что они будут сейчас читать статью, но достаточно непривычным образом. Поясните, что статья разделена на четыре части и парам будет дана для изучения часть статьи под соответствующим номером. А теперь каждая из этих ―четвертинок‖ делится пополам. Это делается для того, чтобы один член пары был докладчиком, а другой ответчиком по первой части, на вторую половину они меняются ролями. Однако в конце урока учащиеся должны знать содержание статьи целиком. В задачу докладчика входит: внимательно прочитать текст и быть готовым суммировать прочитанное. После того, как они почитают свою часть, они должны быть готовы доложить партнерам, прочитанное своими словами.

 «РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ» Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

      При выборе карточки ребята проходят три этапа: - 1 этап – выбор задания (по содержанию) - 2 этап – по степени сложности ( * - легкое, ** - сложное) - 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное).

     В заключении, необходимо отметить, что необходимым элементом проектирование уроков в условиях ФГОС общего образования является обобщение усвоенного материала. Обобщение рекомендовано проводить посредством следующих приёмов.

 «ТЕСТ»  Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

 

«СВОЯ ОПОРА»  Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.  

 «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ» Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект-карт следующие: -  Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.; - Основная идея, проблема или слово располагается в центре; - Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки; -  Каждая ветвь имеет свой цвет; - Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями; - Ветки должны быть изогнутыми; - Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово; - Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове; - Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

     Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект-карты учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.

 

«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»  Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.  Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

 

«ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ» Учащиеся разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

 

«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ»  Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем.

 

«СИЛОВОЙ АНАЛИЗ» Прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу: Сегодняшняя ситуация Желательная ситуация   Противодействующие факторы Действия по уничтожению или ослаблению   Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) Действия по усилению  

 

«ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА» Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: "Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?" Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение. В классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении — сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, а не мгновенный выход на решение.

Список используемой литературы:

 1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г;

 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.;

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.  4. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.;

 5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2;

 6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.;

 7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.;

 8. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.;

 9. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.;

10. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.;

11. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.;

12. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.: Просвещение, 2012 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...

Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования

Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.·  Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,·  другие - о воспитании,·...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рекомендованы этапы проектирования урока математики в условиях ФГОС в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

  Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....