Программа дополнительного образования "Юный художник" для 5-7 классов.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) по теме

Степанькова Светлана Александровна

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Обращение к народному искусству  России и стран Мира завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Изделия, сделанные руками ребят,  могут служить украшением школьных и домашних интерьеров, школьного музея. Так же это прекрасные сувениры для подарков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_hudozhnik.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катынская средняя школа

Смоленский район  Смоленская область

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ / Н.В. Байкова        /

«____» _______________ 201  г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

___________  / Н.И.Старовойтова

приказ  № ___от_______201  г.

.

  ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

 «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

(ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ)

2 часа в неделю – 72 часа в год

Педагог дополнительного образования

Степанькова Светлана Александровна

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Декоративная композиция» относится к образовательной области «Искусство».

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.

 Обращение к народному искусству  России и стран Мира завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Изделия, сделанные руками ребят,  могут служить украшением школьных и домашних интерьеров. Так же это прекрасные сувениры для подарков. Одним из основных изобразительно-выразительных средств изобразительного искусства является КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio-составление, соединение) – соотношение частей художественного произведения в соответствии с какой-либо идеей, ее пластическое выражение. Главная задача композиции – создание целостного художественного образа. Декоративная композиция служит художественному, эстетическому оформлению материальной предметной среды, придает очарование вещам.

Цель программы: изучить основы декоративной композиции и помочь учащимся овладеть элементарными навыками декоративного украшения различных объектов, воспитание у детей интереса к народному искусству.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • Cистематизировать и закрепить имеющиеся знания по изобразительному искусству;
  • познакомить с разнообразием композиционных приемов;
  • продолжить формирование определенных умений и навыков в работе над декоративной композицией;
  • продолжить приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов

2. Развивающие:

  • способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;
  • развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою деятельность;
  • развивать воображение, художественно-образное мышление на основе наблюдательности и фантазии.

3. Воспитательные:

  • воспитывать художественную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • формировать понимание роли искусства в жизни людей; роль искусства в организации форм среды, в которой мы живем; окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми;
  • воспитание патриотических чувств, чувство гордости за свою Родину, освоение древних корней искусства;
  • воспитывать  самостоятельное  видение мира, основанного на освоении опыта художественной культуры.

Программа состоит из 6 частей.

  • Орнамент и цвет в декоративной композиции.
  • Работа над росписью по хохломским мотивам
  • Работа над мезенской росписью
  • Роспись по стеклу
  • Роспись по ткани
  • Оформление материальной предметной среды. Творческая работа

Программа рассчитана на 72 учебных часа. Принцип набора учащихся – по интересам. Количество обучающихся в объединении не более 10 человек. Способ подачи информации – репродуктивный.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся.

Методы:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  • По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, объяснительно – репродуктивный.

Формы: индивидуальная, индивидуально – групповая, кооперативно – групповая, организационная (практическая работа, творческое задание, выставка творческих 2

работ).

Средства обучения: репродукции, фотографии, художественные альбомы, учебники по композиции.

Психологическое обеспечение программы:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творчества учащихся в практической деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения. 

По окончании обучения учащиеся должны:

знать:

  • законы композиции: гармония, контраст, симметрия, асимметрия, динамическое равновесие, движение, статика, ритм;
  • основные принципы организации декоративной композиции;
  • композицию цветового пространства;
  • изобразительный язык стилизации;
  • графические возможности в декоративном изображении объектов;
  • традиционное крестьянское бытовое искусство;
  • знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
  • знать значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества;

                           -   знать разнообразие видов современного декоративного творчества,                                материалов, техник (роспись по стеклу, роспись по ткани)

       уметь:

  • применять знания о декоративной композиции на практике;
  • разрабатывать эскизы творческих работ;
  • выполнять учебные композиции на плоскости и в объеме;
  • выполнять декоративные картины – импровизации;
  • изготавливать декоративные поделки, картины, коллажи;
  • работать со специальной и дополнительной литературой;
  • применять правила безопасности труда;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

 Обладать базовыми компетенциями:

умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

  • для решения простейших задач;
  • для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • умения  самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
  • способности задавать и отвечать на вопросы;
  • умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Умение разделять процессы на этапы, выделение причинно – следственных связей;
  • умение действовать по алгоритму. Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

 Коммуникативные:

  • умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
  • уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных

Учебно-познавательные:

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
  • умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор
  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  Оценка результативности учебных занятий.

  • Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся (устный, письменный опрос, собеседование с учащимися).
  • Текущий контроль – это оценка качества усвоения материала (творческие задания, собеседование). В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выполнения творческих заданий, работ.
  • Итоговый контроль – выставка творческих работ учащихся, оформление класса, школы, своей квартиры; участие в школьных, районных, областных конкурсах детского творчества.

Примерный перечень творческих работ:

Расписные матрёшки. Разделочные доски. Декоративные панно. Волшебные шкатулки.

Разноцветные рамки. Полезные вещицы. Посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Оформление интерьера школы и т. п.

Содержание

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Общие сведения о декоративной композиции: основные принципы, цвет в декоративной композиции, декоративное изображение объектов. Охрана труда.

Орнамент и цвет в декоративной композиции. (6 ч.)

Понятие «композиция», способы размещения изображаемых объектов на формате плоскости, их взаимосвязи с учетом оптических (зрительных иллюзий), возникающих  при восприятии (равновесие, соотношение форм, ритмическая организация мотивов, доминанта – композиционный центр, явление оверлепинга и его роль в декоративной композиции, способы организации пространства). Цвет в декоративной композиции. Ахроматические и хроматические цвета. Основные признаки цвета. Одновременный световой контраст. Одновременный цветовой    контраст. Холодные и теплые цвета. Цветовой круг, как замкнутый спектр. Понятие «стилизация», переработка природной формы в различных видах декоративной композиций. Стилизация и стиль. Стилизация в орнаменте. Стилизация природных форм. Декоративная стилизация в натюрморте. Графические возможности в декоративном изображении объектов.

Работа над росписью по хохломским мотивам (10 ч.)

Рассказ о центре народного промысла - Хохломе. Два характерных приёма росписи «верховая» и «под фон». Способы выполнения элементов «верховой» росписи («травка» и «под листок»). Подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки,  роспись по дереву, закрепление росписи. Исполнение композиций с применением хохломских мотивов.

Работа над мезенской росписью (10 ч.) 

Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства. Семантическое значение традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки). Способы выполнения мезенской росписи. Подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки,  роспись по дереву, закрепление росписи. Исполнение композиций с применением мезенской росписи.

Роспись по стеклу (14 ч.)

Рассказ о современных видах декоративного искусства. Роль материала в создании художественного образа вещи в декоративном творчестве. Многообразие проявлений современного искусства, взаимосвязь материала, формы и содержания. Роспись по стеклу 6- очень интересное и увлекательное хобби.  Выбор мотивов. Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. Роспись изделий.

Роспись по ткани (16 ч.)

Роспись по ткани - удивительное искусство. Батик: холодный (техника гутта) и горячий,  свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).

            Оформление материальной предметной среды. Творческая работа (4 ч.)

Выполнение творческой работы по выбору: «Матрёшки», «Роспись по стеклу», «Роспись разделочной доски»,«Роспись по ткани» и т. п. (осуществляется по выбору учащихся). Выбор мотивов. Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. Роспись изделий.

Тематический план

№ п/п

Наименование

темы

Всего часов

Беседа

Теория,

упражнения

Практика

Примечание

1.

Введение.

2

2

2.

Орнамент и цвет в декоративной композиции.

6

 1  

1

3.

Работа над росписью по хохломским мотивам

10

1

1

8

4.

Работа над мезенской росписью

10

1

1

8

5.

Роспись по стеклу

14

1

7

6

Роспись по ткани

16

1

1

14

6.

Оформление материальной предметной среды. Творческая работа

10

10

7.

Оформление выставки

2

Итого 72 ч.

Литература

  1. Семенова М. Мы – славяне!: издательский дом «Азбука-классика»,2007
  2. Чекалов А.К., Полунина В.А.Учебно- наглядное пособие «Русское народное декоративно- прикладное искусство».М.: Просвещение, 1973
  3. Фокина Л.В. Орнамент.- Ростов н\д : Феникс,2005

  1. Дорожин Ю.Г. Лубочные картинки Простые узоры и орнаменты–М.:Мозаика- Синтез,1999.
  2. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись.- М.: Мозаика- Синтез2003.
  3. Дорофеев А. Гжель.- М.: Мозаика- Синтез, 2004
  4. Межуева Ю.А Дымковская игрушка.- М.: Мозаика- Синтез, 2007
  5. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись- М.: Мозаика- Синтез.1999.
  6. Искусство батика /Популярное мздание /Ред. Ивахнов. А,- М.: АСТ Внешсигма, 2001
  7. Макаров К.А. Советское декоративое искусство.- М.: Советский художник, 1974.
  8. Жегалова С.К Росписи Хохломы: Рассказ.- М.: Дет. лит., 1991
  9. Наина Вличко Русская роспись: Знциклопедия. –М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2016
  10. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения справочник: пер. с анг./Грехем Лесли Маккэлэм. М.: АСТ: Астрель,2007.
  11.  Альбом «Стекло и глина» серия «Многоликая планета», - М.: ООО «Бук Хаус»

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Тема, упражнения, практика

Количество   часов

Дата

1.

Введение.

2

Орнамент и цвет в декоративной композиции.

2.

Краткие сведения по цветоведению.

2

3.

Краткие сведения  о композиции.

2

4.

Ознакомление с различными орнаментами, используемыми в росписи материальной предметной среды.

2

Работа над росписью по хохломским мотивам

5.

Изучение техники росписи хохломских мастеров.

2

6.

Составление композиций с применением хохломских мотивов.

2

7.

Обработка древесины.

2

8.

Исполнение композиций с применением хохломских мотивов.

2

9.

Лакирование готовых работ.

2

Работа над мезенской росписью

10.

Изучение техники росписи мезенских мастеров.

2

11.

Составление композиций с применением мезенских мотивов.

2

12.

Обработка древесины.

2

13.

Исполнение композиций с применением хохломских мотивов.

2

14.

Лакирование готовых работ.

Роспись по стеклу

15.

Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе.

2

16.

Роспись изделий.

2

17.

Роспись изделий.

2

18.

Окончательная обработка изделий.

2

19.

Выполнение панно «Морское дно», «Рыбки».

2

20.

Продолжение занятия № 20

2

21.

Выполнение панно «Бабочки».

2

22.

Продолжение занятия № 22

Роспись по ткани

23.

Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе.

2

24.

Холодный батик.

2

25.

Свободная роспись.

2

26.

Узелковая техника.

2

27.

Печатная техника.

2

28.

Творческая работа. Эскиз, перенос рисунка на ткань.

2

29.

Творческая работа.  Роспись по ткани

2

30.

Оформление работы.

2

Оформление материальной предметной среды. Творческая работа.

31.

Выполнение декоративной композиции, используя основные принципы организации декоративной композиции.

2

32.

Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 31).

33.

Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 32).

2

34.

Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 33).

2

35.

Окончательная обработка изделий.

2

36.

Оформление выставки.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Примерный тематический план программы дополнительного образования в 4-5 классах.

Данный материал может использоваться для дополнительного образования учащихся 4-5 классов во второй половине дня....

Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.

Представленна программа дополнительного образования по баскетболу,  7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Рабочая программа дополнительного образования для 3-4 классов

       Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и ф...