Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изостудия «Веселая палитра»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Федотова Александра Сергеевна

Направленность: художественная

Нормативный срок освоения программы:

- от 7 до 10 лет – 4 года (1 час в неделю – ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_fgosy_fedotova.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Изостудия  «Веселая палитра»

Направленность: художественная

Нормативный срок освоения программы:

- от 7 до 10 лет – 4 года (1 час в неделю – ФГОС)

Составитель: Федотова Александра Сергеевна,

                                                         педагог дополнительного образования

г. Пыть-Ях

2016г.

I. Пояснительная записка

1.1.  Характеристика программы

1. По характеру деятельности данная программа – образовательная.

2. По педагогическим целям - общеобразовательная, профессионально-ориентированная.

3. По возрастным особенностям – предназначена для детей  от 7 до 10 лет.

4. Нормативный срок освоения программы: 4 года обучения, 1 час в неделю, 36 часов в год.

5. По форме занятий –  коллективные, индивидуальные, групповые.

Главная роль художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Предмет «Изобразительное искусство» достигает этой цели с помощью специальных средств содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.

         В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.

 Общеизвестно, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление  об окружающем мире (что создает положительный, эмоциональный настрой), развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знания о форме и цвете. Однако, как нам представляется, происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны преподавателя, который может позволить ученику рисовать все, что вызывает его искренний интерес, удивление и восхищение. И это не просто стремление выразить свои чувства или поделиться  впечатлениями  с теми, кто увидит рисунок.

         Рисуя, дети не только отражают мир, но и  показывают его!  

1.2. Актуальность и новизна программы

         Данная программа актуальна тем, что составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В неё включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а так же направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы:

Средствами изобразительного искусства  развить у детей не только художественные навыки, но и в первую очередь развивать у детей эстетические чувства и понимание прекрасного: воспитывать интерес и любовь к искусству, природе, к миру в целом.

Задачи программы:

- Ознакомить детей с основными элементами художественного творчества.

- Развитие творческого воображения, при проведении практических работ.

- Привлечение детей к современной работе в творчестве.

- Воспитание личности, умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческое решение.

- Стимулировать познавательный интерес детей, через развитие художественно-творческой деятельности.

1.4. Источники программы

Данная программа модифицированная. При разработке программы использованы методики:

- Изобразительное искусство по программе В.С Кузина.

- Изобразительное искусство по программе Б.М.Немеского.

- Педагогика искусства Б.М. Немеского.-«Просвещение» Изобразительное искусство и художественный труд .Под руководством Б.М.Неменского.

1.5. Условия набора и формирования групп

          Данная программа способствует профессиональному становлению личности в области изобразительного искусства.

В изостудию «Веселая палитра» принимаются дети с 7 до 10 лет.

Основной набор обучающихся проводится в начале учебного года. Дети, обучающиеся 4 года  обучения, могут при поступлении не иметь предварительной подготовки, но должны обладать художественным вкусом творческим воображением.

Занятия: групповые в сочетании с индивидуальными.

Недельная нагрузка 1 час (занятия проводятся 1  раз в неделю по 1 часу),  36 часов в год.

1.6. Оценка результатов и качество освоение программы

  1. Мониторинг компетентности обучающихся  – промежуточный, полугодовой, итоговая аттестация.
  2. Участие в выставках и конкурсах различного уровня

                                                II. Программа

1 год обучения

(возраст 7-10 лет)

1 час в неделю

Задачи 1 года обучения

1. Познакомить обучающихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи цвет есть средство выражения эмоционального состояния или тематического содержания (пейзаж).

2. Формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа.

3. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства живописном изображением, художественным словом и музыкальном произведением.

4. Отражать полученные впечатления в творческих работах.

 Учебно-тематический план

1 год обучения (1 час в неделю)

Тема

Теория

Практика

Всего

часов:

1.

Рисунок

2

8

10

2.

Живопись

2

16

18

3.

ДПИ

6

2

8

Итого:

10

26

36

Содержание программы

1год обучения (возраст 7-10 лет)  1 час в неделю

1. Рисунок (10 часов)

Теория:

  1. Что такое рисунок?
  2. Построение
  3. Форма внутренней и внешней поверхности объекта
  4. Основы рисунка

Практика:

1. Мастер Изображения учит видеть. Рисунок.

2. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Рисунок.

3. Узоры,  которые создали люди. Рисунок.

4. Дом снаружи и внутри. Рисунок.

5. Все имеет свое строение. Рисунок.

  1. Живопись (18 часов)

Теория:

  1. Что такое живопись?
  2. Основы живописи.
  3. Цветоведение.

Практика:

1. Изображения всюду вокруг нас. Живопись.

2. Волшебный мир красок. Разноцветные краски.  Живопись.

3. Волшебный мир красок. Разноцветные краски.  Живопись.

4. Как украшает себя человек. Завершение работы. Живопись.

5. Город, в котором мы живем. Живопись.

3. ДПИ (8 часов)

Теория:

  1. Основы ДПИ.
  2. Виды декоративно прикладного искусства.

Практика:

1. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска.

2. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация.

3. Постройка предметов (упаковок).

4. «Сказочная страна». Создание панно.

         Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения

На конец учебного года обучающиеся должны знать

Понятия:

«декоративно-прикладное искусство», «художественный образ», «симметрия», «цвет», «силуэт», «ритм», «орнамент».

 На конец учебного года обучающиеся должны уметь

Применять художественные материалы гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств.

2 год обучения

(возраст 7-10 лет)

1 час в неделю

 Задачи 2 года обучения

1. Овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна.

 2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

3. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства живописном изображением, художественным словом и музыкальном произведением.

4. Отражать полученные впечатления в творческих работах.

 Учебно-тематический план

1 год обучения (1 час в неделю)

Тема

Теория

Практика

Всего

часов:

1.

Рисунок

4

8

12

2.

Живопись

3

14

17

3.

ДПИ

3

4

7

Итого:

10

26

36

 Содержание программы

2год обучения (возраст 7-10 лет)  1 час в неделю

1. Рисунок (12 часов)

Теория:

  1. Что такое рисунок?
  2. Построение
  3. Форма внутренней и внешней поверхности объекта
  4. Основы рисунка

Практика:

1. Графика зимнего леса. Выразительные возможности графических материалов. Рисунок

2. Кружевные узоры. Рисунок

3. Обитатели подводно мира. Рисунок.

4. Осенний листопад. Рисунок.

5. Сказочная птица. Рисунок.

2. Живопись (17 часов)

Теория:

  1. Что такое живопись?
  2. Основы живописи.
  3. Цветоведение.

Практика:

  1. «Цветочная поляна». Три основных цвета. Живопись
  2. «Обитатели подводного мира».Живопись
  3. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. Живопись.

  1. ДПИ (7 часов)

Теория:

  1. Основы ДПИ.
  2. Виды декоративно прикладного искусства.

Практика:

  1. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. ДПИ
  2. Изготовление открытки к празднику 8 марта.
  3. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).

 Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения

На конец учебного года обучающиеся должны знать:

Понятия:

«декоративно-прикладное искусство», «художественный образ», «симметрия», «цвет», «силуэт», «ритм», «орнамент».

 На конец учебного года обучающиеся должны уметь:

1.Высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

2.Верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

3.Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;

4.Определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

3 год обучения

(возраст 7-10 лет)

1 час в неделю

 Задачи 3 года обучения

  1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
  2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
  3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

 Учебно-тематический план

3 год обучения (1 час в неделю)

Тема

Теория

Практика

Всего

часов:

1.

Рисунок

3

7

10

2.

Живопись

6

13

19

3.

ДПИ

3

4

7

Итого:

10

26

36

 Содержание программы

3год обучения (возраст 7-10 лет)  

1 час в неделю

1. Рисунок (10 часов)

Теория:

  1. Что такое рисунок?
  2. Построение
  3. Основы штриховки

Практика:

  1. Образ театрального героя. Эскиз куклы. Рисунок
  2. Афиша, плакат к спектаклю. Рисунок
  3. Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. Рисунок
  4. Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты. Рисунок

2. Живопись (19 часов)

Теория:

  1. Изображение с натуры, по воображению и памяти.
  2. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.

Практика:

  1. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.
  2. Иллюстрация твоей книжки.
  3. Декор русской избы. Памятники архитектуры — наследие предков. В мире народного зодчества
  4. Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи.

  1. ДПИ (7 часов)

Теория:

  1. Основы ДПИ.
  2. Виды декоративно прикладного искусства.

Практика:

  1. Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства.
  2. Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров.
  3. Конструирование сувенирной куклы.
  4. Изготовление поздравительной открытки к Дню защитника отечества.

 Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения

На конец учебного года обучающиеся должны знать:

Понятия:

1.О рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

2.О художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

3.О цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

 На конец учебного года обучающиеся должны уметь:

1.Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов.

2.Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры.

3.Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов.

4.Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

4 год обучения

(возраст 7-10 лет)

1 час в неделю

 Задачи 4 года обучения

  1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
  2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
  3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учебно-тематический план

4 год обучения (1 час в неделю)

Тема

Теория

Практика

Всего

часов:

1.

Рисунок

5

10

15

2.

Живопись

6

10

16

3.

Истрия искуссв

2

3

5

Итого:

13

23

36

 Содержание программы

4год обучения (возраст 7-10 лет)  

1 час в неделю

1. Рисунок (15 часов)

Теория:

  1. Что такое рисунок?
  2. Построение
  3. Основы штриховки

Практика:

1. Древние соборы.

2. Деревня — деревянный мир

3. Образ русского человека (женский образ)

4. Образ русского человека  (мужской образ)

2. Живопись (16 часов)

Теория:

  1. Изображение с натуры, по воображению и памяти.
  2. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.

Практика:

1. Образ человека, характер одежды в японской культуре.

2. Средневековые готические костюмы

3. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли»

4. Древний город и его жители.

5. Образ русского человека  (мужской образ)

6. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года

  1. История искусств (5 часов)

Теория:

1.Древнегреческая архитектура

2.Искусство народов гор и степей.

3.Средневековые готические костюмы

4.Средневековые готические костюмы

Практика:

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина)

 Оценка эффективности программы к концу 4 года обучения

На конец учебного года обучающиеся должны знать:

Понятия:

1.О рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

2.О цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

 На конец учебного года обучающиеся должны уметь:

1. Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов.

2.Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры.

3.Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов.

4.Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

  1. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение 


1.Телевизор с диагональю

2.Видеомагнитофон.

3.Таблицы по всем основным темам и образцы рисунков.

4. Портреты русских и зарубежных художников

5.Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

6.Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

7.Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

8.Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

9.Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте .

10.Портреты русских и зарубежных художников.

11.Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

12.Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

13.Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.


14.Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

15.Видеофильмы:

- по художественным музеям,
- по видам изобразительного искусства,
- по творчеству отдельных художников,
- по народным промыслам,
- по декоративно-прикладному искусству.

 Используемая литература для педагога при разработке данной программы

 1. «Изобразительное искусство и мир природы» Копцевой Т.А.(эта же программа опубликована в журнале «Искусство в школе»  в 1997-98 году)
 2. «Разноцветный мир» Золочевского С.А.
 3. «Язык изобразительного искусства» Герчук Г.Л. Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством:  Б.М. Неменского

Москва- Просвещение, 2006 год        

4. Программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования».


 Литература для обучающихся

1. Конев А.Ф. «Рисуем деревья» 2003 г.

2. Данилова Н.М «Школа рислвания» 2005г.

3. Рожкова Е.Е Макоед Л.Л «Изобразительное искусство»

4. В.С Кузин. Э.И.Кубышкин «Изобразительное искусство в начальной школе»

5. Рейчел Вульв. Основы техники изображения « Природа акварелью»

6. Клаудина Найс «Рисуем ручкой и тушью». 2001

7. Венди Джельбер «Как работать в смешанной технике»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества»

Краткосрочная дистанционная   дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Палитра творчества»...