Применение на уроках ИЗО технологии творческих мастерских.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Обобщение опыта работы по применению на уроках ИЗО технолгии творческих мастерских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_na_urokah_izo_metoda_tvorcheskih_masterstih.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Применение на уроках ИЗО

технологии творческих мастерских.

Учитель ИЗО Довгополова Г.Б.

Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается, технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.

доктор педагогических наук, профессор

Владимир Павлович Беспалько

Как внушить детям мысли о том, что из современного информационного поля необходимо отбирать не только те сведения, которые им будут практически полезны в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, но и те, которые позволят им быть развитой личностью, в целом воспринимать окружающую действительность?

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология творческих мастерских.  В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога. Использование данной технологии продиктовано и введением ФГОСов.

Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя.

Очень проблематично используя данную технологию втиснуться в рамки 45 минут урока. Но используя программу Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», где темы выстроены блоками, учитель может растянуть прохождение всех этапов технологии творческих мастерских на несколько уроков, что приводит в результате к созданию проекта.

Мало времени на практическую работу.

При использовании данной технологии на уроках создается атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства, что  способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ.

Не случайно педагоги, разработавшие эту технологию выдвинули лозунг «Все способны!».

Основные этапы мастерской.

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. Я использую (метод погружения: тема  Япония 4 класс – звук ветра, перезвон ветерка, японские стихи.  Тема Древние образы в народном искусстве – солнце «Вий» Гоголя значения круга. Народные праздничные обряды Снегурочка. тема Конструкции и декор предметов народного быта, Русская народная вышивка, народный праздничный костюма – показ куклы в народном костюме, примеры из архивных записей, необходимо показать не отвлеченные понятия, а тесную связь с действительностью, жизненную необходимость. Тема Городецкая роспись легенды, анимация, Дымковская игрушка, Исторический жанр – легенды. Графический диктант)

Деконструкция – Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, (Из отсмотренного и услышанного материала ученики формулируют проблему. Отбирают характерные моменты геометрический узор Дымки, проработка мелких деталей Богородской игрушки. анализируют, находя сходства или наоборот отличия – многообразие цветовой палитры Городецкой росписи, ограниченность 4 цвета Хохломы и монохромноть Гжели. Выискиваются техники выполнения при решении поставленной проблемы рисунок, живопись, гротаж, аппликация, декоративка. Анализ принесенного подсобного материала, что было домашним заданием.)

Реконструкция – решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. (обсуждение и создание эскизов)

Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, (непосредственное выполнение работы.)

Афиширование – это наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. На этом этапе ученики обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.  (Выставка защиты своей работы. Доказать правильность выполнения работы подчеркнув характерные особенности. Объяснить принцип выбора той или иной техники.)

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.  (Анализ результатов.  НОУ)

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения, применение полученных знаний в жизни

Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...