«Древние образы в современных народных игрушках»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Величко Татьяна Витальевна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_drevnie_obrazy_v_igrushkah_izo_5_klass.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой»

Технологическая карта урока по теме:

«Древние образы в современных народных игрушках»

Разработала:

Учитель изобразительного искусства и технологии

Величко Татьяна Витальевна

г. Санкт Петербург

2015/2016 учебный года

Предмет: Изобразительное искусство (автор Б.М.  Неменский)

Класс: 5

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5 класса в предметной области «Изобразительное искусство» по теме: «Древние образы в современных народных игрушках»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 -  Активизация учебной познавательной деятельности

-  Развитие мелкой моторики рук, глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса.

 - Формирование любви к народному искусству

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

- Формирование умения различать различные виды народных игрушек, классифицировать (познавательные УУД);

- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);

- Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  •  Освоение знаний по теме: «Древние образы в современных народных игрушках ».

Ключевые вопросы для детей: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»

Оборудование урока

ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, образцы народных игрушек, пластичный материал  и дощечка для лепки,  салфетка для рук.

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА  И УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулируемые УУД

1

Организационный

Контроль,  за организацией  рабочего места учащихся, формирование групп

Учащиеся рассаживаются по группам

Коммуникативные

2

Активизация внимания

Звучит фрагмент  песни  В. Леонтьева «Ярмарка»

 Слайд№1 «Ярмарка народных игрушек». Сообщение о том, что сегодня на уроке мы отправимся  на ярмарку народных игрушек

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости

Личностные

3

Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими  жизнь русских людей. Что это за образы? (женская фигура, конь, древо жизни, птица)  Назовите предметы, украшаемые древними образами?

Какие символы  использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? Слайд №2 «Древние образы в народном искусстве»  

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные

Умение формулировать полученные знания

4

Мотивация учебной деятельности

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времён и существующая до сих пор,- это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и  наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в  представлении наших предков, оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его традиции.

Форма игрушек очень пластичная и обобщённая, но всё же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию её образа.

 На нашей ярмарке четыре главных павильона, в которых представлены Дымковская, Абашевская Филимоновская и Каргопольская игрушки. Слайд№3 (Народные глиняные игрушки)

Наша задача научиться их различать, лепить и украшать.

Но сначала, давайте определим, в каком павильоне оказалась каждая  группа.

 Раздаётся текст (приложение 1)

Рассматривают игрушки, которые получила каждая группа, и по описанию определяют её принадлежность к определённому народному промыслу.

Регулятивные

Учатся слушать вопросы, размышлять, анализировать.

5

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний

А сейчас давайте проанализируем отличительные особенности народных глиняных игрушек из Дымково, Филимоново, Каргополя и Абашево заполняя таблицу.

слайд 4 (Таблица выводится на экран и заполняется в соответствии с ответами учеников)

Каждая группа выделяет в тексте особенности формы, орнамента  и

основные используемые цвета.

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные.

6

Применение знаний и умений

А теперь я предлагаю поиграть в игрушки .

Для каждой группы своя игра – задание

1группа  - приложение 2

2группа  - приложение 3

3группа  - приложение 4

4группа –  приложение 5

Каждая группа применяет ранее полученные художественные навыки,

Выполняют КОТ

Регулятивные

Коммуникативные

7

Контроль усвоения Проверка выполненных заданий

Проверка выполненных заданий, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

 приложение 2 – слайд№ 5

 приложение 3 – слайд№ 6

 приложение 4 – слайд№ 7

 приложение 5 – слайд№ 8

Зачитывают ответы,

Комментируют их

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать

8

Практическая работа

Тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо, молодцы.

А сейчас предлагаю вам побывать в роли  мастеров  и попробовать создать пластическую форму народной  игрушки, но, не копируя, а привнося в неё нечто новое, своё.

Слайд 9 (Приёмы работы пластилином)

Звучат русские народные наигрыши

Рассматривают приёмы работы на

презентации

Самостоятельно работают каждый над своим образом игрушки

Познавательные, Регулятивные

 

Коммуникативные.

9

Рефлексия

Домашнее задание

Сегодня вы познакомились с четырьмя  видами народной глиняной  игрушки. Какой вид игрушек понравился вам больше? Какую игрушку вы хотели бы иметь у себя дома?

Домашнее задание: покрыть игрушку белой гуашью. И повторить какое значение имеют символы народного орнамента

Дают ответ

Записывают домашнее задание

Регулятивные

Прогнозируемый результат:    Знать  истоки народных промыслов:  Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево и уметь  различать их  по стилистическим особенностям. Вылепить форму народной игрушки и подготовить её для украшения.

Приложение  1

   Дымковская игрушка. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой (ныне  Кировская область) лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. 

Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью.

      Большинство   игрушек были свистульки, расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка.
       Роспись её нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

          Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Барыни, всадники, кони, олени, бараны, петухи - образуют весёлый, яркий хоровод.  Игрушки имеют вытянутые пропорции, они выглядят изящными, стройными  Барыни с тонкими талиями щеголяют в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

 Покрывают  игрушки диковинным  узором,  это чередующиеся полоски, точки, круги, овалы,  треугольники; часто изображается ветвистая «елочка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко» Основные цвета, используемые в росписи - жёлтый, красный, зелёный.

          Каргопольская игрушка - Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя.
Тематика её  заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки,

 дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Тут и Полкан – сказочное чудовище,

в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Неизменно встречаются медведь, другие звери и птицы.  Игрушки приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам - черным, красным, желтым, бледно-зеленым, синим цветами.

                 Абашевская игрушка  родом из села Абашево  Пензенской области
Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Слайд №4 Таблица выводится на экран и  заполняется в соответствии с ответами учеников

Вид игрушки

Область

Форма

Орнамент росписи

Основные цвета

Филимоновская

Дымковская

Каргопольская

Абашевская

Таблица выводится на экран и  заполняется в соответствии с ответами учеников

Вид игрушки

Область

Форма

Орнамент росписи

Основные цвета

Филимоновская

Тульская

Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы,  треугольники;

часто изображается
ветвистая «елочка», лучистая «звездочка»

 или яркое «солнышко»

красный, желтый, зеленый

Дымковская

Кировская

Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью

Расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

малиновый, синий, зелёный,

жёлто-оранжевый цвет.

Каргопольская

Архангельская

Приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

Символы солнца – большие  круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

черный, красный, желтый, синий,

бледно-зеленый,

Абашевская

Пензенская

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей.

Орнаментальное украшение отсутствует

синий, зеленый, красный Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. ...

"Древние образы в современных народных игрушках"

Декоративная роспись круглых форм...

Презентация "Древние образы в современных народных игрушках"

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росп...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...