«Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа». Мастер-класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Павлова Ирина Владимировна

мастер-класс

«Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Павлова Ирина Владимировна

Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа»

Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия: мастер-класс.
Формы работы учащихся:  работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение.
Цель: Популизация русских народных ремесел.

Задачи.
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Доля».
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного  творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.

УУД :

Личностные: 

- Знание народных традиций;

- Чувство гордости за русскую культуру;

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Ресурсы: ИКТ (презентация), разработанная учителем, лоскуты, нитки, тесьма, ленты, образцы кукол, рисунки с изображением русских народных костюмов

Технологическая карта изучения темы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

                                      УУД

1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия

Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.    (слайд 2)

Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека», что это за игрушка?

Словарь В.Даля: «Сделанное из трепья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...»

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не  простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов?

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин утверждал: « Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа».
(слайд 3)

Народная кукла – это игрушка или подружка,а может быть она и защищала от невзгод? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.

 Кукла сопровождала человека от рождения до последних дней жизни. Были куклы для младенцев, дети росли – появлялись новые куклы, собирались замуж или жениться – их сопровождали другие куклы, у женщин, и даже у бабушек были свои куклы. Они защищали от дурных взглядов, приносили удачу, здоровье своим хозяйкам. Сегодня мы познакомимся с девичьими куклами, куклами –оберегами. И научимся изготавливать одну из них. (слайд 4)

Ответы детей

Из которого вынесли тему урока

- Сегодня мы рассмотрим русские народные куклы.

ответ, дискуссия.

(тряпичную куклу из лоскутков и ленточек)

Слушают, рассуждают, приводят свои доводы

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

самостоятельное выделение познавательной цели,

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3 этап  выявления места и причины затруднения

  - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали и что общего между народным костюмом и куклой?

- Что нам необходимо для создания куклы?

  Дети вспоминают элементы костюма

Показ эскизов костюмов и демонстрация кукол

Проговаривают материалы, необходимые для создания кукол

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание  объективных трудностей

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап построения проекта выхода из затруднения

Знакомство с видами кукол  (слайды 5-12)

Дети должны найти подходящую куклу среди тех, что  представлены им для примера

Есть и другие куклы – обереги, хотели бы вы про них узнать и сделать их самостоятельно? Сегодня мы сделаем куклу на счастье, куклу ДОЛЯ

 (слайд 13)

Показ мастер-класса (слайды 14-24)

 Приглашаются ученики ,которые выбирают кукол

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме  конкретной
цель своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение  организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать  способы решения проблем творческого характера

Умение анализировать и обсуждать

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

5 этап  

поэтапная самостоятельной работа с
самопроверкой

по эталону

Учитель дает самостоятельную  творческую работу:

 Сейчас мы вместе сделаем свою куклу

Слайд 15

Нам необходимы для работы:

  •  ножницы
  • отрезок белой ткани 12 см на 20 см (для туловища)
  • отрезок белой ткани 12 см на 12 см (для головы и ручек)
  • вата или шерсть или лен (для головы)
  • отрезок белой ткани 4 см на 6 см (для фартука)
  • отрезок цветной ткани 20 см на 7 см (для сарафана)
  • 2 отрезка  круглой форма R2,5 см (для обуви)
  • Тесьма
  • Нитка красного цвета
  • Лен или нитки (для волос)

Слайд 16

Из отрезка белого цвета (12*20) скручиваем тугой жгут. Так, чтобы длина жгута получилась 12 см

Слайд 17

      Складываем жгут пополам (рис 2). Формируем, с помощью красной нитки, голову.

Используя отрезки ткани круглой форм, формируем ножки нашей куклы. (рис 3)

Готовим себе материал для головы (рис 4)

Слайд 18, 19

    Формируем из отрезка ткани 12*12 и ваты голову и туловище с руками. Красную нить перевязываем под головой и руками, образую крест на груди и спине куклы

  Слайд 20,21,22

  Используя лен или нитки,  изготавливаем волосы, из которой плетем косу. (Чем она длиннее – тем лучше).

 Волосы привязываются к голове  по шее красной ниткой.

 Ленту в косу можно вплести или сделать только ободок на голове из ленты.

Слайд 23

Из отрезка цветной ткани 20*7см формируем сарафан

Слайд 24

И для завершения образа добавляем передник

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать с тканью, подбирать цвета ткани

Дети подбирают необходимые материалы (из уже готовых отрезков)

 Дети повторяют действия учителя

6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает презентовать творческую  работу

Демонстрируют свою работу

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение  высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7 этап  Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

- Чему мы учились на мастер-классе?

 - Что нового и интересного узнали?

-Хотели бы вы научиться делать и других кукол?

 

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение  о работе и  полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8 этап- домашнее задание

Предлагается  найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень- представить в письменной форме с презентацией

Выбирают уровень

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные тряпичные куклы ОБЕРЕГИ Павлова Ирина Владимировна учитель ИЗО ГБОУ школы № 476 МАСТЕР – КЛАСС

Слайд 2

Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Слайд 3

Куколка ДОЛЯ (на Счастье) сила женщины в волосах. Опираясь своей косичкой о Землю, из Матушки Сырой Земли черпает она силушку, тем самым увеличивает свою обережную силу. У куколки маленькие ножки, которые бегут вперед навстречу своему счастью. Маленькая женская подружка, помощница и защитница.

Слайд 4

Десятиручка- помощница для девушек, помогает в различных заботах по дому и в рукоделии (шитьё, вязание, ткачестве) На каждую руку загадывается желание или дело, в котором рука должна помогать. Например, это может выглядеть так: «Эта ручка будет…»

Слайд 5

НА УДАЧНОЕ ЗАМУЖЕСТВО Делалась куколка без ручек, чтобы, как считалось, муж на руках носил и не было тяжелой работы. У куколки 7 воротничков, на каждый проговаривается качество будущего мужа. Считается, что это своего рода визуализация - как образ сформируется- нужный человек появится в Вашей жизни!

Слайд 6

КУБЫШКА-ТРАВИЦА обережная кукла, хранительница здоровья и долголетия. Следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Эта куколка наполнена ароматными лечебными травами. Куколкой могут играть дети, а если кто-то заболевает, ее ставят у кровати занемогшего человека.

Слайд 7

Хозяюшка-Благополучница Сидит на мешочке-счастье (внутри монетка) достаток и благополучие в дом несет. Она хозяйка в своем доме: и за детьми присмотрит, и взрослым укажет, если что не так. Эта маленькая, но очаровательная защитница. Она защищает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка, заграждает злым силам дорогу к вашему дому, наполняет дом атмосферой радости и благополучия

Слайд 8

кукла СемьЯ Традиционная русская кукла СЕМЬЯ с давних времен считается оберегом для тех, кто хочет приумножить свой род, иметь здоровых детей, для семьи, где заботятся о любви и взаимопонимании между детьми и родителями. Также кукла-оберег СемьЯ считается символом материнской любви, семейного благополучия и достатка в доме. Кукла Семья трехчастная: основа (деревянный столбушок) - отец, мамочка и пятеро деток. Кукла в доме ставится повыше - на верхние полки, на шкаф. Чужим в руки эту куклу не дают.

Слайд 9

кукла Ведучка – это образ мамы, которая заботливо ведет своего малыша по жизни. Всегда она рядом с ним, даже в изготовлении куклы это проявлено - у мамы и малыша ручки выполняются из одного неразрывного свернутого куска ткани. Один из самых трогательных образов среди народных кукол. Повзрослевшим детям хорошо бы иметь такую куклу в доме как напоминание - не забывайте своих мам.

Слайд 11

ПОДОРОЖНИЦА кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача. Куколка не даст сбиться с намеченной дороги и убережет от невзгод. В руках у куклы - кулек с зерном, чтобы дорога была сытной.

Слайд 12

БОГАЧ весьма почитаем в семье, т.к. от него, по поверьям, зависело богатство и процветание рода. Перед ним ставились задачи: защита благополучия и благосостояния семьи; обеспечение прибыли и достатка на будущий год; быть помощником: подсказать, посоветовать, уберечь от неприятностей, связанных с потерей денег, ущерба имуществу. Парой кукле Богач является КРУПЕНИЧКА.

Слайд 13

Крупеничка (наполнена крупой) -оберег на сытость, достаток в семье, благополучие и хозяйственность. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, достаток покининул семью

Слайд 14

Мастер-класс Кукла ДОЛЯ (ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ)

Слайд 15

Для создания куклы необходимы:

Слайд 16

ножницы отрезок белой ткани 12 см на 20 см (для туловища) отрезок белой ткани 12 см на 12 см (для головы и ручек) вата или шерсть или лен (для головы) отрезок белой ткани 4 см на 6 см (для фартука) отрезок цветной ткани 20 см на 7 см (для сарафана) 2 отрезка круглой форма R 2,5 см (для обуви) Тесьма Нитка красного цвета Лен или нитки (для волос)

Слайд 17

1. Из отрезка белого цвета (12*20) скручиваем тугой жгут 12 см

Слайд 18

2 3 4

Слайд 19

5 укладываем заготовку на ткань 12*12

Слайд 20

6 6 7 8 9

Слайд 21

Приступаем к изготовлению прически для куклы

Слайд 22

Для изготовления волос подходит сантехнический лен (у меня такой)

Слайд 23

10 11 12 13

Слайд 24

14

Слайд 25

15. Из отрезка цветной ткани 20*7см формируем сарафан

Слайд 26

16. И для завершения образа добавляем передник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по технологии "Русская тряпичная кукла."

методическая разработка по технологии  для МОучителей технологии...

Презентация "Русская тряпичная кукла" к уроку изобразительного искусства в 6 классе

Презентация "Русская тряпичная кукла" к уроку изобразительного искусства в 6 классе по программе Т.Я Шпикаловой. В презентации представлены фотографии различных видов кукол. представлена их клас...

Методическое пособие "Русская тряпичная кукла"

Виды тряпичных кукол, их символичность, особенности изготовления....

Обобщение педагогического опыта "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"

Обобщение педагогического опыта учителя технологии на конкурс "Учитель года России - 2016"....

Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...

Методическая разработка «История русской тряпичной куклы»

Методическая разработка «История русской тряпичной куклы»...