Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Корсакова Галина Алексеевна
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с ОВЗ, имеющих слабовидение (АОПП НОО ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_4_klass.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к  рабочей  программе  учебного предмета «Изобразительное искусство»  (ФГОС НОО)

для обучающихся, имеющих слабовидение (АООП НОО)

 УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся, имеющих слабовидение, составлена по требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   на основе  примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО  МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание предмета направлено на формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка

            Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;  
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;  
  • овладение элементарной художественной грамотой;
  • формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.  

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;  
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами;
  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка;
  • овладение элементарной художественной грамотой.

На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, в 1 классе - 33 часа (33 учебные недели), во 2 – 4-х классах – 34 часа (34 учебные недели).

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Срок реализации программы 4 года.

            Рабочая программа содержит обязательные разделы:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2.Содержание учебного предмета, курса.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся с ОВЗ, имеющих слабовидение,  к концу 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:

       В результате изучения программы обучающиеся:

•        осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

•        приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

•        развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

•        развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•        осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

•        приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли - значение в жизни человека и общества;

•        учатся анализировать произведения искусства; овладевают знаниями о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

•        овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

•        приобретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

•        приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

•        приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

•        приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

•        приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Обучающиеся должны знать/понимать:

•        три сферы художественной деятельности и их единство;

•        роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;

•        роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;

•        многообразие природных форм, их рациональность и красота;

•        основные и составные цвета;

•        цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;

•        имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

  Обучающиеся должны уметь:

•        уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;

•        иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;

•        иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;

•        иметь навыки построения композиции на всем листе;

•        уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;

•        учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;

•        развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;

•        совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,

•        свободно заполнять лист цветовым пятном;

•        уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;

•        уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;

•        уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;

•        творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).

   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена по требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   на основе  примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО  МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно - оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения подвижны - они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В них  основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур составляет богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

-        изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-        декоративная и конструктивная работа;

-        восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-        обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

-        изучение художественного наследия;

-        подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-        прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в I четверти - 8

Количество часов во II четверти -8

Количество часов в III четверти - 9

Количество часов в IV четверти – 9

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

1.        Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд : 1-9 классы / под руководством Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011.

2.        Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2013.

3.        Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс: рабочая тетрадь / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2013.

4.        Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

5.        Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2009.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 4 КЛАСС (34 ЧАСА)

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли

Красота природы в произведениях русской живописи

Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба

Деревня – деревянный мир. Храмовая архитектура

Красота человека. Русская красавица

Женский образ в произведениях художников

Мужской образ в произведениях художников

Календарные праздники

Народные праздники

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 9 часов

2

Древние города нашей земли

Родной угол

Древние соборы

Города Русской земли

Древнерусские воины – защитники

Праздничный пир в теремных палатах (линейный рисунок)

Праздничный пир в теремных палатах (окончание в цвете)

«Золотое кольцо России»

Узорочье теремов

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 8 часов

3

Каждый народ - художник

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры

Образ человека, характер одежды в японской культуре

Народы степей и гор

Юрта как произведение архитектуры

Города в пустыне

Древняя Эллада

Олимпийские игры

Средневековый город

Образ готического храма в средневековом городе

Многообразие художественных культур в мире

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 10 часов

4

Искусство объединяет народы

Тема материнства в искусстве

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве

Мудрость старости

Сопереживание. Дорогою добра

Герои - защитники

Героическая тема в искусстве разных народов

Юность и надежда

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 7 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата по плану

Дата по факту

Истоки родного искусства

1.

Пейзаж родной земли

1

Урок открытия новых знаний

2.

Красота природы в произведениях русской живописи

1

Урок открытия новых знаний

3.

Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба

1

Урок открытия новых знаний

4.

Деревня – деревянный мир. Храмовая архитектура

1

Урок открытия новых знаний

5.

Красота человека. Русская красавица

1

Урок открытия новых знаний

6.

Женский образ в произведениях художников

1

Урок открытия новых знаний

7.

Мужской образ в произведениях художников

1

Урок открытия новых знаний

8.

Календарные праздники

1

Урок открытия новых знаний

9.

Народные праздники (обобщение тем раздела)

1

Урок рефлексии

Древние города нашей земли

10.

Родной угол

1

Урок открытия новых знаний

11.

Древние соборы

1

Урок открытия новых знаний

12.

Города Русской земли

1

Урок открытия новых знаний

13.

Древнерусские воины – защитники

1

Урок открытия новых знаний

14.

Праздничный пир в теремных палатах (линейный рисунок)

1

Урок открытия новых знаний

15.

Праздничный пир в теремных палатах (окончание в цвете)

1

Урок открытия новых знаний

16.

«Золотое кольцо России»

1

Урок открытия новых знаний

17.

Узорочье теремов (обобщение тем раздела)

1.

Урок рефлексии

Каждый народ - художник

18.

Многообразие художественных культур в мире

1.

Урок открытия новых знаний

19.

Образ человека, характер одежды в японской культуре

1

Урок открытия новых знаний

20.

Народы степей и гор

1

Урок открытия новых знаний

21.

Юрта как произведение архитектуры

1

Урок открытия новых знаний

22.

Города в пустыне

1

Урок открытия новых знаний

23.

Древняя Эллада

1

Урок открытия новых знаний

24.

Олимпийские игры

1

Урок открытия новых знаний

25.

Средневековый город

1

Урок открытия новых знаний

26.

Образ готического храма в средневековом городе

(обобщение тем раздела)

1

Урок рефлексии

Искусство объединяет народы

27.

Тема материнства в искусстве

1

Урок открытия новых знаний

28.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве

1

Урок открытия новых знаний

29.

Мудрость старости

1

Урок открытия новых знаний

30.

Сопереживание. Дорогою добра

1

Урок открытия новых знаний

31.

Герои – защитники

1

Урок открытия новых знаний

32.

Героическая тема в искусстве разных народов

1

Урок открытия новых знаний

33.

Юность и надежда

1

Урок открытия новых знаний

34.

Тема материнства в искусстве

1

Урок открытия новых знаний

35.

Викторина «Знаешь ли ты искусство?»
(обобщение тем раздела)

1

Урок рефлексии

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

   Дополнительные пособия для учителя:

  1. Кондаков А.М. , Л.П. Кедина. Примерные программы по учебным предметам начальной школы. – М. «Просвещение», 2011. 4-е издание переработанное.
  2. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приёмам художественно – творческой деятельности/ авт.-сост. О. В. Павлова – Волгоград: Учитель, 2009
  3. Изобразительное искусство 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского/авт.-сост.Л. В. Шампарова – Волгоград: Учитель, 2012
  4. Изобразительное искусство 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты /авт. –сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009

   Спарвочники:

                  Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2004

   Интернет –ресурсы:

Средства обучения

Наглядные пособия

Произведения изобразительного искусства:

Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.

Ван Гог В.. Море в Сен - Мари.

Васильев Ф. Перед дождем.

Васнецов В. Автопортрет; Аленушка; Иван – царевич на сером волке; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства.

Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных.

Венецианов А. На жатве. Лето; Захарка.

Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевой букет.

Грабарь И. Неприбранный стол.

Дайнека А. После дождя; Тракторист; Раздолье; Вечер.

Дерен А. Гавань.

Дюрер А. Кролик.

Захаров Г. Улица Чехова. Москва.

Коровин К. Мост; Розы.

Костанди К. Гуси.

Крамской И. Автопортрет; Портрет Ивана Ивановича Шишкина.

Крымов Н. Желтый сарай.

Куинджи А. Березовая роща.

Кукунов М. Рисунки животных.

Левитан И. После дождя. Плес; Золотая осень; Березовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март; Луг на опушке леса.

Лентулов А. Овощи. Натюрморт.

Маковский К. Дети, бегущие от грозы.

Матисс А. Женский портрет.

Машков И. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт; Снедь московская: хлебы.

Пластов А. Жатва; Ужин тракториста; Пейзаж. Прислониха.

Поленов В.  Бабочки.

Репин И. Автопортрет; Портрет Е. Баташевой; Портрет В. А. Серова; Портрет Л. Н. Толстого; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада.

Романдин Н. Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч; Розовый вечер.

Серов В. Портрет балерины Тамары Карсавиной; Октябрь. Домотканово; рисунки животных и иллюстрации; Портрет Исаака Ильича Левитана.

Сидоров В. Тихая моя Родина.

Судейкин С. Натюрморт.

Суриков В. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка; Посещение царевной женского монастыря.

Ткачёв С. В зимний праздник. Деревня.

Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу; Утро в сосновом лесу; Лес зимой; Рожь; На севере диком…; Дубы; Уголок заброшенного сада.

Юон К. Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.

Печатные пособия (таблицы, наглядные средства)

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных
  • Хохлома
  • Гжель
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
  • Таблицы последовательного рисования по темам.
  • Тела геометрические (1 набор)

Информационно – коммуникационные средства обучения

  • Коллекция «Музеи России»
  • Коллекция «Виды и жанры изобразительного искусства»
  • Коллекция «Декоративно-прикладное искусство»

Модели и натурный фонд

  • Муляжи для рисования
  • Коллекция бабочек для рисования
  • Изделия ДПИ и народных промыслов

Технические средства обучения:

  • Мультимедиапроектор
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Рабочая доска
  • Художественные принадлежности

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...