Новые инновационные методики и технологии.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Дацко Светлана Викторовна

В статье описаны новые инновационные методики и технологии, проектная деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_innovatsionnye_metodiki_i_tehnologii_datsko.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного обучения учителем ИЗО- Дацко С.В.

Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвёртому поколению образовательных технологий относится интегральная технология, одним из элементов которой является “Проектное обучение”. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Метод возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Коллинза. В 60-70-е годы XX века в США развернулась массовая критика этого метода. По мнению критиков, метод проектов приводил к нарушению систематичности обучения и снижению уровня теоретических знаний учащихся по основам наук.

В СССР метод применялся в практике опытных и некоторых массовых школ в первые годы советской власти. Наркомпрос утвердил в 1930 г. Программы, которые были построены на основании комплексов-проектов. Однако был осуждён в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. “О начальной и средней школе”, поскольку противостоял системному предметному обучению. Между тем, в последние годы во многих странах мира (США, Великобритании, Франции) интерес к методу проектов значительно возрос.

Основными требованиями к использованию этого метода являются:

- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью Основными этапами работы над проектом являются:

  • постановка цели: выбор темы проектного задания с учётом его практической значимости, выявление проблемы; формулировка задач;
  • оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта;
  • сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных;
  • разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учётом требований дизайна и эргономики; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
  • обобщение результатов и выводы;
  • оценка качества выполненной работы, защита проекта; анализ успехов и ошибок.

В образовательной области «Изобразительное искусство» использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.

Метод проектов помогает детям лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой.

Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса  ИЗО с целью углубить знания учеников по этой теме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний.

Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность, предполагающая вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы, позволяет учитывать в процессе обучения национальные и региональные условия.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.

Внеаудиторное время.

Тема: «Мы знакомимся с волшебными красками».

Цель: показать волшебные превращения красок в знакомые и красивые образы, создать проблему и решить её, помочь детям выразить своё настроение, отношение к миру через картину, сплотить учащихся, помочь им преодолеть психологические барьеры (в ходе этой работы), получение новых знаний об окружающем мире, закрепить имеющиеся знания о цвете в ходе практической работы, прививать детям чувство прекрасного, позитивного; приучать детей видеть жизнь глазами художника.

Ход занятия: Постановка цели и выявление проблемы.

Мы рассуждаем с детьми о прекрасном мире, говорим о человеческих ценностях, сравниваем с негативом и в процессе беседы выявляем проблему: Что может наш мир сделать прекрасным, избавить от негатива? Какие человеческие чувства, качества помогут нам? (Чувства любви, дружбы, позитивное настроение, умение видеть в обычном мире красоту природы и всего, окружающего нас). Далее мы обращаемся к красоте природы, говорим о солнышке, радуге (при этом вспоминаем семь цветов радуги), о насекомых. Детям раздаются карточки с изображением насекомых, и проводится ИГРА «Найди парочку». В ходе этой игры учащиеся узнают новые сведения о насекомых.

Все вместе мы решаем сделать панно о радости жизни и в нём запечатлеть прекрасное в мире, в котором мы живём, и выразить своё настроение через эту картину.

  1. Оценка интеллектуальных, материальных возможностей обучающихся.

Наше панно из бумаги. Основание – это лист ватмана. В этой работе будут задействованы индивидуальные и групповые работы детей, применён метод аппликации, коллажа и тд.

3. Сбор и обработка необходимой информации.

Дети ещё раз просматривают наглядности и изображение королевы – кисточки (которая им напоминает об организации рабочего места; о том, как пользоваться красками и кисточкой).

  1. Разработка идей выполнения. Работа над панно.

 Группа ребят рисует фон на ватмане (небо, траву). В это время остальные дети работают индивидуально. Они рисуют бабочек, стрекоз, божьих коровок и других жучков. Работа ведётся в несколько этапов. Чтобы её завершить, можно занять ещё один клубный час или задействовать внеаудиторное время. На следующем занятии дети вырезают своих насекомых. В это время группа ребят рисует на фоне солнышко, радугу, горы, цветы. Другая группа детей вырезает из цветной бумаги цветы, а также цветы из старых открыток. После этого составляется композиция. Дети приклеивают к подготовленному ватману цветы и насекомых.

  1. Обобщение результатов, выводы.

Учитель вместе с детьми рассматривает панно, отмечают радостное настроение, царящее на панно, яркость красок и образов. Задача решена.

Вывод: теперь всем ясно, как хорошо, когда в мире радость, согласие и красота. Дети называют панно «Радость жизни» и поют песню о дружбе.

  1. Оценка качества выполненной работы.

Учитель и дети отмечают, что работа выполнена прекрасно, позитивно. Учитель всех благодарит и призывает быть дружными (как и при выполнении коллективной работы) и почаще отмечать прекрасное в своём мире, нежели негативное.

      По такому же принципу выполнены и многие другие коллективные работы   внеаудиторное время .

   В панно «Народное гулянье» (4-5 класс) обобщаются полученные знания за всю тему четверти. Как жили люди в старину – это узнаётся по одежде, обычаям, укладу жизни, архитектуре того времени, природе. Дети видят гармонию человека с природой

      Были созданы панно на темы, как из жизни русских людей, так и из жизни народа Осетии.

  А также удались панно на тему

 «Времена года», например «Осень». 

Метод проектирования использовался мною  во внеклассной работе, в частности при проведении КВН «В гостях у сказки». Командами была создана серия панно, например, «Незнайка и его друзья», «Кот в сапогах», «Там, на неведомых дорожках» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в обучении в сочетании с инновационными методиками и технологиями

Методическая система "Проектно-исследовательская деятельность в обучении в сочетании с инновационными методиками и технологиями"...

Инновационные методики и технологии в изучении географии населения в курсах географии.

С методической точки зрения, что касается школьного обучения  экономической географии, необходимо учесть, что знания о населении больше всего интересуют школьников. Исходя из этого, живой рассказ...

Использование инновационных методик и технологий на уроках изобразительного искусства при обучении младших школьников

   Использование инновационных методик и технологийна уроках изобразительного искусствапри обучении младших школьников...

Применение инновационных методик и технологий в образовании.

Данная статья посвящена тому, как с помощью инновационных методик и технологий привить детям любовь к своему предмету, сделать урок действительно интересным и результативным....

Инновационные методики и технологии в обучении (технология кроссенс на уроках географии)

    В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В федеральных Государственных Образовательных Стандартах  говорится, о переходе парадигмы знаний, ум...

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

«Инновационные методики и технологии в обучении» на уроках технологии

Принцип исследования электрического освещения в помещении, расчет экономию электроэнергии от применения светодиодных ламп....