« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»
проект по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение , технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение , технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

СЛАЙД1 Льва  Семёновича  Выгодского называли Моцартом психологии. И вот, что он сказал:" Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». 

СЛАЙД2.  ИСААК  ЯКОВЛЕВИЧ  ЛЕРНЕР. И. Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения.

Одним из способов развития творческих способностей  и научно-технического потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Для этого уроки ИЗО  планируются по методу проектов. В выполнении заданий учащиеся используют различные традиционные и нетрадиционные  материалы и технологии изображения. Эти уроки, отличающиеся от обычных заданий, позволяют ребёнку  раскрепоститься, включаться как бы в игру с фантазией и воображением своих товарищей. Особенно это проявляется на  уроках коллективного творчества.. На уроках изобразительного искусства  я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать(т.е. творить).        

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, палочкой, тычком, кистью, пером;  использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д.

Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

СЛАЙД3..Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:

1.Метод «открытий» .Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 

2.Метод привлечения жизненного опыта детей .В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.

5..Метод диалогичности.Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной  той же задачи. 

7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.        

СЛАЙД5. Рисунки учащихся на тему развития творческого воображения.

СЛАЙД6. Инсталляция- форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

СЛАЙД7. ОТЛИПЫ

СЛАЙД8,9. Игры на уроках

СЛАЙД10. Архитектурные стили
Макет храма.

СЛАЙД11. Макет обелиска павшим воинам.

СЛАЙД12. Создание макета детской площадки и сквера.

СЛАЙД13.Для развития научно-технического потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства мы используем метод проектов в виде исследования различных творческих проявлений в различных областях науки и искусства ,и представляем это на школьных научно-практических конференциях. В прошлом учебном году тема исследования звучала: Ломакина Д., ученица 9А « Современная мультипликация как яркий пример стремительного развития научного прогресса общества»; 

В настоящий момент в нашей стране быстро  развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.  И успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Наиболее гармонично в связи с этим  , на мой взгляд, в школьном обучении  развивать  техническое творчество учащихся, где есть возможность объединить процесс конструирования ( уроки изо, технологии, черчения) и программирования, так популярное сейчас направление, в одном курсе.

СЛАЙД14.

Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, от проектирования и т.д. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения ( в черчении, в технологии, и в изобразительном искусстве), прежде всего чертежи, поэтому  в курсе черчения заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств  личности.

 

Основной задачей черчения в школе для развития  научно-технического потенциала, я считаю, является развитие пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности. Необходимо научить обучающихся  анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображение, читать и выполнять чертежи деталей, читать несложные сборочные и строительные чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.

Формирование пространственного мышления это сложный процесс . Изучая многие предметы в школе, учащиеся в основном имеют дело с изображением плоских фигур. Многие ученики к 8, 9 классу плохо ориентируются в понятиях - плоские и пространственные фигуры, так как в основном в процессе обучения им приходится работать на плоскости, строя, на геометрии или на уроках труда простейшие фигуры, схемы, таблицы.  Например, в процессе овладения математикой учащиеся имеют дело в основном с изображением отдельных геометрических форм, проекциями тел на плоскость, но способы их получения не раскрываются, что затрудняет переход к пониманию законов проецирования.

На протяжении всего курса черчения учащиеся решают задачи на преобразование формы трёхмерных объектов, именно это позволяет развить пространственное мышление.

Особенно этому способствует изучение таких тем как:

-Анализ геометрической формы предмета.

-Развертки поверхностей геометрической тел.

-Чтение чертежей деталей.

-Разрезы и сечения.

-Вырезы на аксонометрических проекциях.

Чтение сборочных чертежей и другие!

СЛАЙД15.Черчение имеет огромное значение в развитии творческого мышления учащихся, работая в 3-х - мерном пространстве учащиеся начинают мыслить по-другому, объёмно, у них меняется представление о мире, это позволяет развивать творческие способности.

Большое значение имеет решение творческих задач, например, с преобразованием формы предмета, изменением его положения в пространстве. Задачи с элементами конструирования позволяют применять полученные навыки на практике.

СЛАЙД16. Из истории искусства. Как связано между собой искусство и робототехника.

Робот Леонардо — человекоподобный механизм, технология которого была разработана Леонардо да Винчи приблизительно в 1495 году.

Чертежи робота были найдены в документах Леонардо, обнаруженных в 1950-х годах. Неизвестно, была ли разработка осуществлена.

На каркас робота была надета германо-итальянская рыцарская броня, он был запрограммирован имитировать человеческие движения (приподниматься и садиться, двигать руками и шеей) и имел анатомически правильное строение челюсти. Технология частично основывалась на исследованиях Леонардо в анатомии, в частности Витрувианском человеке.

СЛАЙД17.В заключении хочется сказать,что все наши занятия по развитию творческого мышления и развитию научно-технического потенциала наших учеников на уроках  изобразительного искусства и черчения  используется при создании действующих моделей в робототехнике. Что позволяет нам воспитывать технически грамотных учеников.

А технически грамотный человек лучше ориентируется в современном мире, мире новейших технологий.

Это позволит познакомить учащихся с основами производства, ориентировать их на выбор профессий связанных с техникой, на что я обращаю внимание на занятиях во внеурочной деятельности" Основы выбора профессии". Сегодня  это особенно актуально в современном мире, когда необходимо развивать производство, строительство.

Доклад на тему:

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Подготовила: учитель ИЗО и технологии

 высшая категория

Викулова Т.Н.

г..Егорьевск

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

« Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства и технологии »

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую...

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках технологии и изобразительного искусства

          Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота...

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и детской школы искусств

Школьный возраст мы рассматриваем потому, что он является   наиболее удачным периодом для развития творческих способностей.  В этом возрасте наблюдается любознательность, впечатлительно...

«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства»

Рекомендации учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов и воспитателям продленного дня общеобразовательных учреждений.Введение ФГОС более остро обозначило проблему организации раб...

Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе.

Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе....

статья «ФОРСАЙТ: новые формы профессионального самоопределения обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Статья посвящена новым формам профессионального самоопределения обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства: форсайту  как  инновационному инструменту моделирования  в...