Этнокультурное образование
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Реализация национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_obrazovanie.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация национально-регионального компонента

на уроках изобразительного искусства.

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности и восприятии мира.

В основу программы изобразительное искусство Б.М. Неменского положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры…Национальное искусство-тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства»

Новые образовательные стандарты уделяют большое внимание знакомству обучающихся с историческими и культурными традициями своего региона, в том числе посредством преподавания такой предметной области, как «Искусство». В результате изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты:

1.личностные - чувство гордости за культуру и искусство Родины своего народа, уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

2.метапредметные-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

3.предметные-сформированность основ художественной культуры, в том  числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и общении с искусством.

Для достижения результатов, самым выразительным  и доступным для детского восприятия, искусством является изобразительное.

Тематическая цельность и последовательность программы Б.М Неменского позволяет ребенку подниматься урок за уроком по ступенькам познания личностных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры, этнокультурными особенностями родного края.

Начиная с первого класса учащиеся гимназии, знакомятся со своей малой Родиной вместе с мастерами Изображения, Украшения и Постройки. Например, с мастером Украшения ребята учатся рисовать орнамент и находить на предметах  быта, одежде, головных уборах. Мастер Постройки приглашает в путешествие по достопримечательностям села, обращает внимание на архитектурные постройки: храм, библиотеку, музей.

Во втором и третьем классе обращаю внимание на самобытное искусство мастеров села Красногорское.

   С этой целью организуем и проводим познавательные экскурсии в краеведческую комнату МАОУ Красногорской гимназии. Побывать в мастерской мастера, прикоснуться к ремеслу на мастер-классе, самим побывать в роли художника декоративно-прикладного искусства приглашает Красногорский Дом ремесел.

 В четвертом классе, после изучения ряда тем по культуре России «Пейзаж родной земли», «Деревня-деревянный мир», «Красота человека», «Народные праздники» и «Праздничный костюм» удмуртского народа, учащиеся с интересом выполняют проекты национальных костюмов, участвуют в создании коллективных работ.  

Ежегодно в гимназии проводится декада «Планета детского творчества», в рамках которой традиционным мероприятием является организация  итоговой выставки детских работ, на которой учащиеся c удовольствием показывают свое творчество родителям, ребятам из других школ, друзьям.

Преемственность в реализации национального компонента продолжается и в среднем звене на уроках изобразительного искусства. Так в пятом классе при изучении темы «Внутренний мир русской избы»учащиеся принимают участие в игре «В старину едали деды», которую проводит музей.

Традиционный интерьер русской избы представленный в районном Красногорском краеведческом музее позволяет учащимся детально рассматривать жизненно важные участки крестьянского интерьера.В ходе игры внимание учащихся обращается на связь предметов, входящих в пространстранство красного угла, в целом на предметы крестьянского быта. По итогам работы  ребята делают фотоотчет в форме лэпбука.

Система работы в 6-7 классах позволяет реализовать региональный компонент через проектную деятельность социального значения.

В шестом классе ребята знакомятся с художниками Удмуртии,когда изучают тему «Пейзаж в живописи». Результатом творческой работы становятся иллюстрированные книжки со стихами, которые дарят ребята продленной группе Красногорской гимназии.

Для детского сада, учащимися седьмого класса был спроектирован макет улицы с архитектурными постройками села, развязкой дорог и парком.Настольная игра-макет помогает малышам изучать правила дорожного движения,знакомиться с архитектурными объектами нашего села,учит работать в команде.

Эстафету изобразительного искусства в 8-9 классе принимает искусство театра,кино, фотографии.Практика работы показывает интерес учащихся к фотоискусству.Фотоотчет, презентация или видеоотчет, позволяет старшим классам реализовать себя профессионально в роли режиссера и фотографа. Сюжеты отчетов разнообразны «Прозрачный ключ, святой источник..», «Пока звонят колокола..» «Во саду ли в огороде», «Печь краса-в доме чудеса», «История в лицах».

Результат работы по  приобщению к этнокультурным традициям и включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится началом для деятельностного освоения пространства народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....

Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....

Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....

этнокультурное образование и воспитание в сельской школе

Школа является экспериментальной площадкой по проблеме"этнокультурное образование и воспитание в условиях сельской малокомплектной школы".в статье предоставлен первый опыт работы школы по данному напр...

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- и...

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

Доклад "ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....