Сценарий образовательной ситуации по художественному творчеству в подготовительной группе «Снеговик»
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Попова Галина Михайловна

Номинация: Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема: «Снеговик» (оригами)

Основные цели:

1) учить складывать квадратный лист по схеме;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на  основе использования карт - схем, закрепить способ действий « если что-то не знаю, придумаю, а потом посмотрю по образцу»;

3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Попова Галина Михайловна

Номинация: Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема: «Снеговик» (оригами)

Основные цели:

1) учить складывать квадратный лист по схеме;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на  основе использования карт - схем, закрепить способ действий « если что-то не знаю, придумаю, а потом посмотрю по образцу»;

3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Демонстрационный материал: изображение снеговика

Оборудование:

1.Презентация «Снеговик»;

2.Ноутбук, экран, мультимедийная установка.

Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация составлена в соответствии с технологией «Ситуация» и направлена на ознакомление детей с техникой оригами - складывания квадратного листа в «круг». Благодаря положительной эмоциональной атмосфере, общей сюжетной линии и использованию технологических схем дошкольник узнаёт об умении из квадратного листа  делать  «круг» путём складывания.

Раздаточный материал: пять квадратов белого цвета и разного размера, по  одному квадрату оранжевого, черного и синего цвета, один лист картона, клей, ножницы, салфетки, фломастеры на каждого ребёнка.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактические  задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы знаете загадки?

- А какие загадки вы знаете?

- А отгадывать загадки любите?

Смотрите, на нашу группу пришло письмо, и оно подписано знаете кем?

- Дедом Морозом! Он хочет загадать вам загадки.

Воспитатель читает загадки:

                                         Как подул Дед Мороз –                                      Слайд № 2                   

                           В воздухе морозном

                           Полетели, закружились

                           Ледяные звезды. (Снежинки.)

                                               Снег на полях,                                               Слайд № 3                         

  Лёд на водах,

  вьюга гуляет...

  Когда это бывает? (Зимой.)

- Правильно, зимой. Ребята, а что вы можете рассказать о зиме?

- После, какого времени года она наступает?

-  А какие зимние месяцы вы знаете?                                                      Слайд № 4                         

- В какие игры можно играть зимой?                                                      Слайд № 5-7                         

- А вы любите играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика?

- Ребята, здесь ещё одна загадка есть:

                                                 Что за нелепый человек                         Слайд № 8                   

    Пробрался в двадцать первый век?

    Морковкой нос, в руке метла,

    Боится солнца и тепла. (Снеговик)

- А вы знаете, что Снеговики главные помощники Деда Мороза?   Слайд № 9.   

-В письме Деда Мороза ещё написано о том, что зимой у него много работы, а перед новогодними праздниками очень много нужно успеть и он сам не справится. Ему очень  нужны помощники. Он просит нас сделать снеговиков и прислать ему на помощь.         

- Хотите помочь Деду Морозу?

- Сможете?

2. Актуализация

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о свойствах бумаги, о строении фигуры снеговика и о соотношении её размеров;

2) тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети садятся за столы, где перед каждым ребенком  лежит по пять квадратов белого цвета и разного размера, по  одному квадрату оранжевого, черного и синего цвета, один лист картона, клей, ножницы, салфетки, фломастеры.                    Слайд № 10                                              

Воспитатель спрашивает:

- одинаковые листы бумаги лежат перед вами? (нет);

- чем они отличаются? (формой - квадратные и прямоугольные и цветом – белые, синие, черные, оранжевые);

- сколько частей у фигуры снеговика? (пять частей - три части туловища и две - руки);

- какой формы эти части? (круглой формы);

-какой формы и цвета мы возьмём листы бумаги для фигуры снеговика? (белые листы бумаги квадратной формы);

- а как мы из листов квадратной формы сделаем круглую форму без ножниц?

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2)  развивать речь

Воспитатель предлагает детям самостоятельно, без использования ножниц сделать из квадрата круг. Дети выполняют пробные действия. Возникает затруднение

- Смогли ли вы сделать круг из квадрата? (нет)

- Почему не смогли? ( Потому что не знаем способа, как сделать из квадратного листа бумаги круг без использования ножниц)

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт самостоятельного выполнения задания и   эмоционального переживания радости открытия;

2) развивать  концентрацию внимания, мелкую моторику.

Воспитатель спрашивает у детей:

- Что нужно сделать, для того чтобы у нас получился круг из квадрата? (Спросить у того кто знает или попробовать сделать самому, а потом посмотреть по образцу).

- Правильно! Сами мы попробовали, но у нас что – то не получилось. У кого можно спросить? (У мамы – мама на работе, её нельзя отвлекать. У воспитателя…)

- Знаете, ребята,  я тоже не помню уже как это можно сделать, но у меня где-то есть карточки со схемами, посмотрим их? (да)

Воспитатель находит и раздает каждому ребёнку схему складывания квадрата в «круг»

                                                                                                             Слайд № 11                                               

- Ребята, что изображено на схеме?

- Давайте сложим квадрат по схеме и посмотрим, что у нас получилось. (Дети, пользуясь схемой, складывают квадрат)                                                Слайд № 12 -13                                             

- Что у вас получилось? (Многоугольник)

- Правильно. А нам нужен круг. Что делать? (Без ножниц мы не сможем сделать из квадрата круг)

- Молодцы, ребята, без ножниц мы не сможем сделать из квадрата круг. А что же нам делать, ножницами мы не можем сейчас пользоваться? (нужно из многоугольников сделать снеговика).

- Хорошо, давайте попробуем.

Дети из белых квадратов самостоятельно по схеме складывают «круг».

- Ребята, вот еще одна схема, подумайте, что на ней изображено?

(как из квадрата сделать «ведро» для снеговика)

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка

Дидактические задачи:

        1)  развивать умение из квадратного листа разного размера делать  «круг» путём складывания.

        2)  развивать пространственное воображение.

        3) развивать память, речь.

        4) расширять коммуникативные способности.

Воспитатель проводит физминутку:                                      Слайд № 15                                             

                   «Снежная баба»

(все действия выполняются по тексту)

Мы бабу снежную лепили,                    

 Чтоб краше не было ее.                                

Лопатами весь снег собрали                                

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали                    

И плотно этот ком прижали                                                                          

Второй поменьше был размером.              

На первый он уселся смело.                          

А третьим – голова была                              

И участи своей ждала.                            

Лицо украсили морковкой,                                                                                            

А угольками вместо глаз.                            

Прорисовали ротик ловко,                        

Смотрели в профиль и анфас.                      

На голову ведро надели,                                

Украсили его пером.                                        

Метлу воткнули для порядка.  

Вот какие мы ребятки!

- Мы с вами отдохнули, вспомнили, как лепить снеговика, а что же мы не сделали еще? (нужно сложить ещё 4 квадрата и собрать снеговика).

- А ещё? Для чего у нас лежат ножницы и квадраты чёрного и оранжевого цвета? (Для того чтобы из черного квадрата вырезать глаза снеговику, а из оранжевого – морковку)

- Молодцы, правильно! Идем делать дальше.

Дети складывают оставшиеся квадраты по схеме, раскладывают части снеговика на картонном листе, вырезывают нужные детали и приклеивают их.

6.Осмысление (итог)

Дидактические задачи:

        1)  восстановить в памяти детей то, что они делали;

        2)  создать ситуацию успеха;

        3)  развивать уверенность в своих силах и способностях.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, что полезного вы сегодня сделали? (Помогли Деду Морозу).

- Чем вы помогли Деду Морозу? (сделали ему помощников – снеговиков)

- Какие новые знания вам помогли помочь Деду Морозу? (Мы узнали способ работы по схеме и научились складывать квадратный лист бумаги в «круг»)

- Были ли у вас трудности?

- Смогли вы их преодолеть?

Воспитатель хвалит детей за их внимание, усердие и аккуратность. Отмечает, что все справились с заданием и что Дед Мороз будет рад таким помощникам – снеговикам. Складывают работы в большой конверт и отправляют его Деду Морозу.

Комментарии к сценарию: обучение детей работе с бумагой в технике «Оригами».

http://www.moi-detsad.ru/adfiles.htm Сайт для работников дошкольного образования. (Загадки и физминутка)

https://yandex.ru/images/search?text=зимние%20фоны%20для%20презентаций

https://yandex.ru/images/search?text=pbvybt%20pf%2Cfds (картинки зимние забавы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

Образовательная программа по художественному творчеству "Солнышко"

Программа разработана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:  нарушением мышечного тонуса и ограничением произвольных движений, имеющих сохранный интеллект. Разработанная система з...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству в 1-2 младшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по художественному творчеству в 1-2 мл. группеТема: «Божья коровка»Задачи:Вызвать желание у детей рисовать выразительный образ насекомого;Пр...

Сценарий Гала-концерта фестиваля художественного творчества "Красносельское созвездие"

Ежегодно Отделение дополнительного образования детей нашей школы совместно с МАМО г. Красное Село проводит большой творческий фестиваль, в котором принимают участие воспитанники Отделений дополнительн...

Сценарий образовательной ситуации в младшей группе.

Сценарий образовательной ситуации «Курочка и цыплята» в младшей группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) в средней группе «Дома нашего города»

Цель: формирование умений создавать предметы из пластилинаЗадачи:Продолжать учить из пластилина создавать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать представление ...