Термины в искусстве (кроссворд для учащихся 2 класса ДХШ) по истории искусств
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Трусова Галина Викторовна

Кроссворд, разработанный для учащихся 2 класса ДХШ по истории искусств. Дается так же толкование терминов, использованных в кроссворде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кроссворд термины в искусстве38.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРМИНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

АБРИС — линейный (контурный) рисунок вспомогательного назначения (при колорировании, в процессе работы над цветной литографией).

АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими.

AНФАС, фас — изображение портретируемого лицом к зрителю, спереди.

БЛИК — отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов.

ВАЗОПИСЬ — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.

ВАЛЕР — оттенок тона, выражающий в соотношении с другими оттенками определенное количество света и тени.

ВЕНЗЕЛЬ — переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - метод передачи удаления предметов на основе зрительного опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и т. п.

ГАММА — ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоническое целое и используемых при создании художественного произведения.

ГАРМОНИЯ — согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.

ГОРИЗОНТ — в теории перспективы условная прямая, соответствующая видимому горизонту; может располагаться художником близ верхнего или нижнего края картины и быть соответственно высоким или низким.

ГРАДАЦИЯ — последовательное, постепенное чередование, изменение цвета, тона, светотени; согласованное следование оттенков, вместе создающих гармоническое целое.

ГРИЗАЙЛЬ — однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф, выполняет роль декоративной росписи или панно.

ГУАШЬ — краски для живописи, разводимые водой, от акварели отличаются наличием в составе белил, большей плотностью красочного слоя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются.

ДРАПИРОВКА — изображение ткани, свободно падающей или собранной в красивые складки.

ЖАНР — в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

ЗАРИСОВКА — рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или упражнения.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.

ИКОНА — живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: предметов быта, промышленных изделий и др.

КАЛЛИГРАФИЯ — искусство красивого и четкого письма, сообщает ему декоративную красоту и образную графическую выразительность.

КАНОН — 1) совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данною типа произведений; 2) произведение, служащее нормативным образцом.

КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.

КОЛОРИТ — система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство.

КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей.

КОНТРАПОСТ — контрастное расположение симметричных или противостоящих друг Другу частей человеческого тела.

КОНТРАСТ — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств, важное выразительное средство пластических искусств.

КОНТУР — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.

КРАКЕЛЮР — растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины.

ЛЕВКАС — грунт иконы и фрески.

ЛЕССИРОВКА — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя.

ЛИНИЯ — одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - прямая, научная перспектива, изображение объемного предмета на плоскости геометрическим методом центральной проекции.

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ — основной и неизменный, характеризующий окраску самого предмета.

МАРИНА — картина, на которой изображен морской пейзаж.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА — самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами.

МИНИАТЮРА — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.

МОДЕЛИРОВКА — выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре).

МОДЕЛЬ — 1) человек, позирующий художнику; 2) скульптурный оригинал (из гипса или воска), с которого снимается форма (слепок) для перевода оригинала в твердый материал, для отливки или увеличения.

МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов - кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.

МОЛЬБЕРТ — деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляется подрамник с холстом, картон, доска и др. на различной высоте и часто с различным наклоном.

МОНОХРОМИЯ — использование одного цвета.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — ряд живописи, непосредственно связанный с архитектурными сооружениями или специальными конструкциями. К ней относят фрески, мозаики, панно, витражи, сграффито и т. п.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА — оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др.

МОТИВ — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.

НАБРОСОК — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро исполненные, чтобы зафиксировать наблюдение или замысел художника.

НАТУРА — предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

НАТУРЩИК, натурщица — модель, позирующая художнику; профессиональное занятие.

НИМБ — в христианском и буддийском искусстве условное изображение в виде круга сияния вокруг человеческой головы, символ святости.

НЮАНС, ОТТЕНОК — тонкое различие, градация цветового или светотеневого тона.

ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — вид линейной перспективы; условная система построения пространства, в которой изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство разделяется на самостоятельную зону.

ОПИСЬ — в иконе и фреске очерчивающие формы тонкие коричневые или красные линии, завершающие работу.

ОРИГИНАЛ — 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии.

ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые орнаменты.

ПАЛИТРА — небольшая тонкая овальная или четырехугольная доска для смешения красок.

ПАННО — 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.

ПАНОРАМА — синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

ПАСПАРТУ — лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры.

ПАСТОЗНОСТЬ— в технике масляной живописи, темперы, живописи с синтетическими красками значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство; проявляется в неровности красочного слоя, пластичном мазке.

ПЕРЕВОД — 1) перенос основных контуров изображения с подготовительного рисунка на холст, гравюрную доску, штукатурку; 2) в реставрации живописи перенесение красочного слоя на новую основу.

ПЕРО — инструмент для рисования жидким красящим веществом.

ПЕРСПЕКТИВА — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.

ПЛАКАТ — вид графики; изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, выполненное в агитационных, рекламных и учебных целях.

ПЛАСТИЧНОСТЬ — художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях.

ПОДДЕЛКА — произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера.

ПОДЛИННИК — 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи — сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу

ПОЛИПТИХ — 1) несколько картин, связанных замыслом, единством композиционного и цветового строя; 2) складень из пяти и более частей с рельефными или живописными изображениями.

ПОЛИХРОМИЯ - многоцветность.

ПРОМЫВКА — в реставрации живописи освобождение поверхности картины или рамы от пыли и копоти.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА — вид прикладной художественной графики; обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, рекламные издания) и сферу управления производства (бланки, конверты).

ПРОПОРЦИЯ — соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.

ПРОФИЛЬ — в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова — внешний контур лица при боковой точке зрения.

ПУАНТИЛИЗМ — прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками, наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя.

РАЗМЫВКА — 1) техника работы кистью с обильным применением воды; 2) вид литографии.

РАКУРС — сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.

РАМА — оформление произведения живописи и графики, фотографии по периметру с целью выделить изображение из окружения.

РАСТВОРИТЕЛЬ — жидкость для разжижения красок и лаков и для смывки красочного слоя.

РАСТУШЕВКА — растирание на листе бумаги линий и штрихов, сделанных карандашом.

РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф).

РЕСТАВРАЦИЯ — укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства.

РЕТУШЬ — частичные исправления изображения.

РИСУНОК — изображение на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.

РИТМ — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств.

СВЕТ — наиболее освещенные части художественного произведения.

СВЕТОТЕНЬ — распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.

СЕАНС — время работы художника в пределах одного дня без длительного перерыва, перемены модели и задания.

СИГНАТУРА — подпись художника на картине

СИЛУЭТ — плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета.

СИМВОЛ — разновидность художественного образа, указывает на смысл; слит с художественным образом, но не тождествен ему.

СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.

СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.

СЛЕПОК — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса.

СОУС — материал для рисования, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея.

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части.

СТАНОК скульптурный — приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры.

СТАФФАЖ — небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию.

СТИЛИЗАЦИЯ — 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.

СТИЛЬ — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.

СТУДИЯ — 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, скульптора, фотографа; 2) самостоятельное учебное заведение для подготовки живописцев и скульпторов.

ТАБЛЕТКА — икона Небольшого размера, обычно двусторонняя.

ТЕМПЕРА — эмульсионные краски; картина, написанная такими красками.

ТЕНЬ — наименее освещенные части художественного произведения.

ТЕХНИКА — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

ТЕЧЕНИЕ — художественная общность, объединяющая приверженнее одного из вариантов стиля или направления.

ТИПАЖ — выбор модели по общим признакам, которые считаются присущими какой-либо группе людей.

ТОН — 1) исходный, простейший элемент светотени в натуре и в художественном произведении; 2) исходный простейший элемент цвета, колорита в действительности и в произведении искусства; 3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени (шкалой светотеневых градаций); 4) общий цветовой строй художественного произведения или мотива, основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и сообщающий единство колориту.

ТОНАЛЬНОСТЬ — общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики.

ТОНИРОВАНИЕ — подцветка поверхности художественного произведения.

ТРАДИЦИЯ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.

ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.

ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем.

УСЛОВНОСТЬ — свойство искусства, состоящее в неотождествленности его произведений явлениям изображаемой в них действительности.

ФАКТУРА — характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

ФОН — глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции.

ФОРМА — предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур их объемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.

ФРАГМЕНТ — элемент картины.

ФРЕСКА — живопись по сырой штукатурке водяными красками.

ФРОНТАЛЬНОСТЬ — изображение человека, животного, здания, предмета лицом, фасадом, передней плоскостью, прямо расположенными к зрителю; расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа.

ХУДОЖНИК — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек, профессионально работающий в области изобразительных искусств.

ЦВЕТ — 1) свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; 2) цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета.

ШЕДЕВР — высшее достижение искусства, мастерства.

ШКОЛА — длительное художественное единство, преемственность принципов и методов.

ШЛИФОВКА — гладкая обработка поверхности, завершающая процесс высекания из камня скульптуры.

ШТРИХ — линия, выполняемая одним движением руки, основной элемент техники рисования.

ШТРИХОВКА — система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объем но пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительность произведения.

ЭСКИЗ — предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера.

ЭСТАМП — оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия).

ЭТЮД — предварительное изображение предмета с натуры; художественное произведение вспомогательного характера.

ЭТЮДНИК — ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по истории "Искусство XIX века" (8 класс)

Презентация для урока истории в 8 классе познакомит учеников с основными направлениями в искусстве XIX века. Иллюстрации хорошего качества разнообразят учебный материал и усилят восприятие материала....

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.

При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....

Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.

При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....

Тест за 1 четверть по предметам "Музыка" для 5-7 класс, и по предмету "Искусство" для 8-9 классов

Тест предназначен для мониторинга  освоения знаний по предмету «Музыка 5-7 класс» по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, и по предмету "Искусство 8-9 класс" по программе...

Презентация к уроку в 7 классе «Человек в истории искусств»

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе  «Человек в истории  искусств» по программе Неменского составлена с учетом практико-ориентированной технологии. Здесь ра...