Импрессионизм: осенний пейзаж
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рисование пейзажа20.97 КБ

Предварительный просмотр:

ИМПРЕССИОНИЗМ : ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

Петракова Л.Н. Из опыта работы

МБОУ СОШ №6 г.Шебекино Белгородской обл.

Системно-деятельностный подход,  нацеленный на развитие личности, формирование гражданской идентичности, является методологической основой ФГОС.  На уроках изобразительного искусства ученики развивают образность мышления, эмоциональность восприятия окружающего мира,   получают возможность идентифицировать себя как личность в сфере культуры, повысить уровень культурной грамотности.

Мы живем в непростое время – мир сотрясают войны, межнациональные конфликты, гуманитарные катастрофы, поэтому так важно знакомить  школьников с тенденциями развития мировой культуры, учить уважать культурную деятельность разных народов и воспринимать её как неотъемлемую часть бытия. Задача современного учителя изобразительного искусства заключается в том, чтобы каждый вид деятельности, организуемый им на уроке и во внеурочное время, делал шаг к формированию свободной личности ученика.

Свободная личность  осознает себя частью  общества. Свободная личность осознает свою неповторимость и ценит это в других людях. Свободная личность уважает, не только культурные ценности, особенности быта своего народа, но с таким же уважением относится к самобытности других наций и народностей.  

Как же  помочь школьникам сформировать многогранную картину мира при помощи изобразительной деятельности? Здесь вариантов много: это экскурсии в этнографические и краеведческие музеи, это беседы на уроках, это рисование на темы сказок народов мира, это изучение народного костюма и т.д.

Хочется остановиться на обычной теме урока – рисовании осеннего пейзажа. Как заинтересовать детей изображением природы, если это занятие кажется им скучноватым? Для начала вопрос для всех: откуда пришло к нам слово «пейзаж»? Ученики высказывают предположения.  Возможно, кто-то догадается и скажет: «Из Франции!» Да, так и есть: по-французки  - «рaysage» , от «pays» — страна, местность. Раз слово французское, так и повод поразмыслить о роли французов в пейзажном жанре появился сам собой.

19-й век: Монмартр, Сена, Елисейские поля, бульвар Капуцинок…  Да-да, это всё о пейзаже и импрессионистах! Давным-давно о них спорили, ими восхищались или не соглашались и отрицали. Теперь уйти, к примеру, из Эрмитажа без посещения зала импрессионистов считается моветоном.

Следует рассказать о том, что существует условное название произведений русских живописцев конца XIX — начала XX в., в которых сказалось воздействие творчества французских импрессионистов – русский импрессионизм. Импрессионизм русской школы имеет ярко выраженную национальную специфику - в живописи доминируют предметность, материальность (демонстрация полотен Грабаря, Коровина, Архипова и др.)

Демонстрация слайдов с картинами Писсаро, Сислея, Дега, Ренуара, Мане, Моне  здорово вдохновляет детей, кажется, они готовы в эту же минуту начать создавать свои осенние шедевры-впечатления. На вопрос «А вы хотите стать импрессионистами?» редко кто отвечает отрицательно. Возможно, они смогут по-иному взглянуть на облака в небе, на неспешное течение реки, на листопад в школьном дворе. Правила рисования будут отличаться от традиционных, но для маленького человека это не является препятствием – так проще проявить свою индивидуальность и настроение. Дети подобны импрессионистам, они творят свои работы чистыми, сочными красками, не смешивая, не отвлекаясь на условности.

Чтобы «войти в тему» стоит провести беседу об истории возникновения импрессионизма, о технике живописи, о сочетании и смешении цветов. Но самое главное – помочь детям настроиться на наблюдение, «поймать» настроение и передать это в своей работе.

Итак, начнем с того, что подберем подходящие техники рисования и материалы. Осень – это обязательно акварель, а также  восковые мелки, пастель, гуашь, цветные карандаши, тушь. Возможно, стоит подготовить и цветной картон, кусочки цветной бумаги, клей для коллажа. Работать лучше на листах А3. Очень весело работать в группе – всегда кто-то поможет или подскажет интересную идею!

Самый подходящий способ рисования акварелью – по-сырому. Так приятно наблюдать причудливые растекания красок, переход одного цвета в другой, неожиданные сочетания и эффекты. Обычно дети с осторожностью рисуют в такой манере, боятся ошибок. Импрессионисты любили экспериментировать с различными техниками, в том числе «лепкой» изображения при помощи мелких мазков. Такая техника называется «пуантилизмом», характеризуется  отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта. Юные художники с интересом относятся к такой технике, но исполнение  мелкими мазками требует от них большой усидчивости и терпения. Можно предложить «пальчиковое рисование» (для младших) или коллективную работу.

Рисование восковыми мелками почему-то воспринимается педагогами слишком примитивным и не совсем пригодным для учеников 5-7 классов. Но этот материал таит в себе много преимуществ. Во-первых, мелками можно просто ярко раскрасить рисунок. Во-вторых, используя их вместе с акварельными красками, можно разнообразить технику. В-третьих, мелки можно расплавить или растворить, при этом мы получим необыкновенно яркие рисунки.

На столах у многих ребят лежат гуашевые краски.  Почему они так называются? Гуа́шь (фр. Gouache, водная краска, плеск) — вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель. Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась уже в XVI веке в Европе.

В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.

Пейзаж с падающими листьями проще нарисовать гуашью, т.к. это «укрывистая» краска. Акварелью в чистом виде такую затею исполнить сложно: приходится каким-то образом перекрывать фон (тогда пропадает ясность цвета) или же оставлять маленькие «островки» - листья, закрашивая небо. Но можно использовать восковые мелки при рисовании листьев, тогда ученик может смело экспериментировать с фоном. Небо может быть светлым и ясным, может быть темным и мрачным.

Всем известно, что часто художник рисует пейзаж в лесу, в поле, в городе, т.е. на пленэре. И это слово к нам пришло тоже из французского: en plein air — «на открытом воздухе»1. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов.

Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин. Стоит отметить замечательный факт: благодаря пленэру появились краски в тюбиках!

А что, если попробовать коллаж?  «Коллаж» - от фр.  coller  — приклеивание — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Можно использовать бумагу, фольгу, кусочки обоев и ткани, другие материалы. Импрессионисты тоже любили эту технику.

Если предложить детям тему «Мы гуляем в осеннем парке», то это будет отличным поводом включить в коллаж фрагменты семейной фотографии, вырезки из журналов. Вообще работа с коллажами очень хорошо стимулирует детей к творчеству, раскрепощает фантазию, помогает работать в группе. Коллаж может быть выполнен в виде фриза, когда каждая группа делает свою часть общей работы.

В заключительной части занятия необходимо обсудить с учениками, что они думают об импрессионизме, в какой стране зародилось это направление, как повлияло на развитие культуры в мире.

Уроки изобразительного искусства  должны содействовать формированию у школьников  представления о многообразии культур в мире и России, воспитанию позитивного отношения к культурным различиям,  создавать условия для интеграции учащихся в культуры других народов.

Литература:

1М.Серюлль и А. Серюлль. Энциклопедия импрессионизма. — М.: «Республика», 2005.

Н. В. Бродская. Импрессионизм. — СПб.: Аврора, 2002. — 254 с., 269 ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"

Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....

Красота осеннего пейзажа

Разработка урока изобразительного искусства...

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов

Конспект урока в 4 классе по программе "Музыка" Сергеевой, Критской....

Конспект занятия в студии рисования, группа дети 6-7 лет, тема: «Осенний пейзаж»

Данный конспект разработан для занятия по рисованию  с детьми 6-7 лет, в детско-юношеском центре. Также он может быть полезен, не толькопедагогам дополнительного образования, но и воспитателям де...

Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисо...