Программы кружковой деятельности
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Цанько Светлана Анатольевна

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Программа кружка468.84 КБ
Microsoft Office document icon programma_art-studiya.doc280 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информационная карта

Название программы

Дополнительная  общеобразовательная программа «АРТ-студия»    

Составитель

Педагог дополнительного образования

Цанько Светлана Анатольевна

Руководитель программы и место реализации

Фалина Светлана Александровна, директор МБОУСОШ п.Коммунистический

Направленность

Художественная

Цель

Основные задачи программы

Создание условий для развития художественно- творческих способностей учащихся через изучение и практическое освоение

различных техник изобразительного искусства и применение их в самостоятельной творческой деятельности.

1.Формировать знания и навыки работы с различными художественными материалами в различных техниках

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Развивать навыки самостоятельной работы.

4.Воспитывать ответственное отношение к выполнению индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты

Теоретические компетенции:

Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам.

Владение специальной терминологией.

Практические компетенции:

Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам.

Владение специальным оборудованием и оснащением.

Общеучебные умения и навыки:

Коммуникативные

Навыки соблюдения мер безопасности

Возраст детей, на которых рассчитана программа

7-18 лет

Количество обучающихся

15 человек в группе, 3 группы

Срок реализации программы

1 модуль,1 год


Пояснительная записка

        Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики человека связана высокая сила воздействия на него искусства - явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.

         Дополнительная  общеобразовательная программа «Изобразительное искусство»            разработана на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Приказа Минпросвещения России  №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устава МБОУСОШ п.Коммунистический.

          Новизной программы является то, что в процессе обучения изобразительной деятельности применяют все виды художественных материалов и различных техник. Различия в физических свойствах материалов позволяют разнообразить формы манипуляций с ними. Специалисты отмечают особую важность понимания специфики и осмысленного применения тех или иных изобразительных средств, материалов в зависимости от ситуации. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности и до некоторой степени позволяет управлять его активностью.

         Отличительной особенностью программы можно считать выбор методов и приемов согласно возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей; их интересами и склонностями; уровнем подготовки; целями и задачами художественного развития детей; спецификой воздействия каждого из видов искусства; формами организации художественной деятельности; объемом и качеством художественной информации.

Цель программы: Создание условий для развития художественно - творческих способностей, учащихся через изучение и практическое освоение различных техник изобразительного искусства и применение их в самостоятельной творческой деятельности.

Задачи программы: 

1.Формировать знания и навыки работы с различными художественными материалами в различных техниках

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Развивать навыки самостоятельной работы.

4.Воспитывать ответственное отношение к выполнению индивидуальной и коллективной работы.

Возраст, состав и количество обучающихся: Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет. Занятия по программе проводятся с обучающимися как одного возраста, так и разного возраста с постоянным составом. Обучающиеся набираются по желанию. Число обучающихся в группе 15 человек. 

Сроки реализации: программа содержит 1 модуль/1 год обучения

Режим занятий 2 раза в неделю, по  2 часа/144 часа в год

Форма обучения: очная. Возможно применение дистанционных технологий. 

Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и  квалификации педагога.

Результаты освоения программы и способы их оценки:

Теоретические компетенции:

Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам

Владение специальной терминологией

Практические компетенции:

Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам.

Владение специальным оборудованием и оснащением

Общеучебные умения и навыки:

Коммуникативные

Навыки соблюдения мер безопасности

Программой предусмотрены следующие виды и формы контроля:

Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде устного опроса.

Текущий контроль осуществляется в течение года в виде наблюдения педагога, проведения промежуточных тестов.

Итоговый контроль проводится в конце учебного курса.

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе

Участие в  конкурсах и выставках.

        

Механизм реализации программы

      Особенность данной образовательной программы  – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

      Основные формы проведения занятий традиционные с элементами дифференциации и индивидуализации: теоретические и практические занятия. Также педагогом на занятиях активно используются различные творческие, игровые, развивающие методики. Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую части.

      На занятиях используются следующие методы:

1.Методы – как способ организации занятий:

словесные – беседа, диалог,  анализ образца, рассказ;

наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация;

практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения;

игровые – конкурсы, викторины, театральные мини постановки.

2. Методы – как уровень деятельности детей на занятии:

объяснительно – иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы;

репродуктивные, частично – поисковые – нахождение информации.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальная;

работа в парах;

групповая;

коллективная.

Формы проведения занятий:

экскурсия;

конкурс,

занятие – игра.

Учебный план модуль 1

№ п/п

Название блоков

Кол.-во часов

в том числе

Формы контроля

теория

практика

1.

Основы цветоведения

          4

1

3

Входной контроль 

Текущий контроль 

Итоговый контроль 

2.

Графические приемы изображения

40

10

30

3.

Живописные приемы изображения

46

  8

38

4.

Декоративное рисование

      50

8

42

5.

Итоговый контроль

4

2

2

ИТОГО

144

29

115

Содержание программы модуль 1

Основы цветоведения

Теория: Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Изучение деления цветов на: основные и дополнительные; теплые и холодные. Понятие тон и яркость. Понятие цвет и оттенок. Особенности ахроматических цветов.

Практика: Просмотр слайдов. Выполнение упражнений. Получение цветов путем смешивания. Выполнение рисунка, при помощи трех цветов.

Графические приемы изображения

Теория: Знакомство с различными видами штрихования простыми, цветными акварельными карандашами техникой растушевка и размывка. Создание работы при помощи фломастеров, маркеров, ручек, используя различные виды штрихования. Прием декорирование.  Передача различных фактур при помощи восковых мелков. Прием декорирование (петлеобразные, спиралевидные линии) Понятие эскиз. Знакомство с приемами изображения при помощи масляной пастели (боком, торцом) передача различных фактур. Знакомство с приемами изображения при помощи пастельных мелков. Знакомство с техникой гризайль (кофейная графика).

Практика: Выполнение упражнений: штриховка в одном направлении; штриховка в перекрестном направлении. Закрепление навыков штриховки простым карандашом. Наброски фруктов. Яблоко. Груша. Лимон. Бабочка на цветке. Лебедь. Пейзаж.

Выполнение работы цветными карандашами. Выполнение упражнений: штриховка в одном и свободном направлении. Штрих, градиент, объем. Натюрморт с авокадо. Подснежники. Ракушки на песке.

Выполнение упражнений акварельным   карандашами (по сухому и сырому фону, размытый рисунок) Яблоко и бабочка.

Выполнение работы маркерами с использованием точек, штрихов и линий различной формы и толщины. Натюрморт с тыквой.  

Отработка техники штрихования масляной пастелью. Выполнение рисунка масляной пастелью. Закат и лодка. Изображение сухой пастелью на бумаге различной фактуры и цвета. Пейзаж с мельницей.

Выполнение рисунка в технике гризайль. Выполнение упражнений. Приемы работы кистью (рисование кончиком и всей поверхностью кисти) Кофейные аисты.  

Живописные приемы изображения

Теория: Знакомство с техникой монотипия. Знакомство с техникой набрызг. Знакомство с приемами рисования гуашью. Беседа о способах выразительности цветовых решений.

Знакомство с техникой рисования акварелью по сухому и сырому фону. Презентация работ художников-акварелистов. Смешанная техника.

Практика: Симметричная монотипия. Хамелеон. Сельский пейзаж. Букет для мамы.

Выполнение рисунка в технике «набрызг» различными материалами и способами. Звездное небо.

Выполнение работы в технике гуашь. Закрепление навыков работы кистью. Длинные короткие мазки вертикальные и горизонтальные. Греция. Осенний пейзаж с березами. Зимний пейзаж с речкой. Ранняя весна.

Выполнение упражнений техникой заливки акварели с эффектами (соль, пленка, салфетки, малярный скотч, мыльные пузыри, капелька лимонной кислоты, спирта)/ Выполнение рисунка по сухому фону. Выполнение рисунка по сырому фону. Приемы работы кистью плоской и круглой. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы. Карпы Кои. Петух. Рыжий кот. Пасхальный натюрморт.

Декоративное рисование

Теория: Изучение приемов изображения в технике витраж.  Изображения в технике черно-белого и цветного граттажа. Знакомство с понятием стилизация (декорирование) Понятия ритм, тон, пятно. Цветовое решение в декоративном изображении. Изучение приемов выполнения различных видов оттисков: упрощенная линогравюра, штампы.

Знакомство с техниками росписи по ткани. Батик, узелковое рисование. Метод печати. Роспись по солевому раствору. Трафаретный метод.

Практика: Создание творческой работы в технике витраж. Весенняя птица. Панно «Рыбы»

Создание творческой работы в технике граттаж. Дельфины. Кот. Дождь.  Выполнение работ при помощи штампов. Весенние цветы нарциссы. Выполнение линогравюры. Природный пейзаж. Маленький принц.

Создание работы в технике батик. Узелковый батик «Чешуя». Батик методом печати. Овощи.

Роспись по солевому раствору. Озеро. Трафаретный метод. Фламинго.

Итоговый контроль

Теория: Подведение итогов. Оценка качества работ.

Практика: Подготовка отчётной выставки творческих работ. Тестирование. Награждение по итогам года.


Развернутый учебно-тематический план модуль 1

N п/п

Месяц

Число/

неделя

Время проведения

Форма занятия Лекция/ практическое занятие

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Фомы контроля

1

Сентябрь

Неделя 1

По расписанию

Комбинированное

2

Основы цветоведения. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Изучение деления цветов на: основные и дополнительные; теплые и холодные. Понятие тон и яркость. Понятие цвет и оттенок. Особенности ахроматических цветов.

Кабинет ИЗО

Вводный контроль:

2

Неделя 1

Практическое

2

Просмотр слайдов. Выполнение упражнений. Получение цветов путем смешивания. Выполнение рисунка, при помощи трех цветов.

Кабинет ИЗО

Текущий контроль:

3

Неделя  2

По расписанию

Комбинированное

2

Графические приемы изображения. Инструменты для рисования. Простой карандаш. Виды штриховок для начинающих.

Кабинет ИЗО

Текущий контроль

4

Неделя 2

Практическое занятие

2

Простой карандаш. Наброски фруктов. Яблоко. Груша. Лимон.

Кабинет ИЗО

5

Неделя 3

По расписанию

Практическое

2

Простой карандаш. Бабочка на цветке.

Кабинет ИЗО

6

Неделя 3

Практическое занятие

2

Простой карандаш. Лебедь.

Кабинет ИЗО

7

Неделя 4

По расписанию

Практическое

2

Простой карандаш. Пейзаж.

Кабинет ИЗО

8

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

2

Цветной карандаш. Штрих, градиент, объем.

Кабинет ИЗО

9

Октябрь

Неделя 1

Практическое

2

Цветной карандаш. Натюрморт с авокадо.

Кабинет ИЗО

10

Неделя 1

По расписанию

Практическое занятие

2

Цветной карандаш. Подснежники.

Кабинет ИЗО

11

Неделя 2

Практическое

2

Цветной карандаш. Ракушки на песке.

Кабинет ИЗО

12

Неделя 2

По расписанию

Комбинированное

2

Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка.

Кабинет ИЗО

13

Неделя 3

Практическое

2

Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. Основная часть

Кабинет ИЗО

14

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

2

Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

15

Неделя 4

Комбинированное

2

Маркеры. Натюрморт с тыквой.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

16

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

2

Маркеры. Натюрморт с тыквой.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

17

Ноябрь

Неделя 1

Комбинированное

2

Масляная пастель. Закат и лодка.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

18

Неделя 1

По расписанию

Практическое занятие

2

Масляная пастель. Закат и лодка.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

19

Неделя 2

Комбинированное

2

Сухая пастель.  Пейзаж с мельницей.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

20

Неделя 2

По расписанию

Практическое занятие

2

Сухая пастель.  Пейзаж с мельницей.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

21

Неделя 3

Комбинированное

2

Гризайль. Кофейные аисты.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

22

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

2

Гризайль. Кофейные аисты.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

23

Неделя 4

Комбинированное

2

Живописные приемы изображения.

Инструменты для рисования. Основные приемы и техники. Выполнение упражнений.

Кабинет ИЗО

24

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

2

Монотипия. Хамелеон.

Кабинет ИЗО

25

Декабрь

Неделя 1

Практическое

2

Монотипия. Сельский пейзаж.

Кабинет ИЗО

26

Неделя 1

По расписанию

Практическое занятие

2

Монотипия. Букет для мамы.

Кабинет ИЗО

27

Неделя 2

По расписанию

Комбинированное

2

Набрызг. Звездное небо.

Кабинет ИЗО

28

Неделя 2

По расписанию

Комбинированное

2

Гуашь. Греция. Основная часть.

Кабинет ИЗО

29

Неделя 3

Практическое

2

Гуашь. Греция. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

30

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

2

Гуашь. Осенний пейзаж с березами. Основная часть.

КабинетИЗО

31

Неделя 4

Практическое занятие

2

Гуашь. Осенний пейзаж с березами.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

32

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

2

Гуашь. Зимний пейзаж с речкой.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

33

Январь

Неделя 1

Практическое

2

Гуашь. Зимний пейзаж с речкой.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

34

Неделя 1

По расписанию

Практическое занятие

2

Гуашь. Ранняя весна.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

35

Неделя 2

Практическое

2

Гуашь. Ранняя весна.  Заключительная часть.

КабинетИЗО

36

Неделя 2

По расписанию

Комбинированное

2

Акварель. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

37

Неделя 3

Практическое

2

Акварель. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

38

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

2

Акварель. Карпы Кои. Основная часть.

Кабинет ИЗО

39

Неделя 4

Практическое

2

Акварель. Карпы Кои. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

40

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

2

Акварель. Петух. Основная часть.

Кабинет ИЗО

41

Февраль

Неделя 1

По расписанию

Практическое

2

Акварель. Петух. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

42

Неделя 1

Практическое занятие

2

Акварель. Рыжий кот.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

43

Неделя 2

По расписанию

Практическое

2

Акварель. Рыжий кот.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

44

Неделя 2

Практическое занятие

2

Акварель. Пасхальный натюрморт.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

45

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

2

Акварель. Пасхальный натюрморт.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

46

Неделя 3

Комбинированное

2

Декоративное рисование.

Витраж. Основные материалы и техники. Выполнение упражнений.

Кабинет ИЗО

47

Неделя 4

По расписанию

Практическое

2

Витраж. Весенняя птица. Основная часть.

Кабинет ИЗО

48

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

2

Витраж. Весенняя птица. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

49

Март

Неделя 1

По расписанию

Практическое

2

Витраж. Панно «Рыбы» Основная часть.

Кабинет ИЗО

50

Неделя 1

Практическое занятие

2

Витраж. Панно «Рыбы» Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

51

Неделя 2

По расписанию

Комбинированное

2

Граттаж.  Дельфины.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

52

Неделя 2

Практическое занятие

2

Граттаж. Дельфины. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

53

Неделя 3

По расписанию

Практическое

2

Граттаж. Кот.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

54

Неделя 3

Практическое занятие

2

Граттаж. Кот.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

55

Неделя 4

По расписанию

Практическое

2

Граттаж. Яичный граттаж. Дождь. Основная часть.

Кабинет ИЗО

56

Неделя 4

Практическое занятие

2

Граттаж. Яичный граттаж. Дождь.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

57

Апрель

Неделя 1

По расписанию

Комбинированное

2

Штампы. Весенние цветы нарциссы.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

58

Неделя 1

Практическое занятие

2

Штампы. Весенние цветы нарциссы.  Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

59

Неделя 2

По расписанию

Комбинированное

2

Линогравюра. Природный пейзаж.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

60

Неделя 2

Практическое занятие

2

Линогравюра. Природный пейзаж. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

61

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

2

Линогравюра. Маленький принц.  Основная часть.

Кабинет ИЗО

62

Неделя 3

Практическое занятие

2

Линогравюра. Маленький принц. Заключительная  часть.

Кабинет ИЗО

63

Неделя 4

По расписанию

Комбинированное

2

Батик. Узелковый батик «Чешуя». Основная часть.

Кабинет ИЗО

64

Неделя 4

Практическое занятие

2

Батик. Узелковый батик «Чешуя». Заключительная  часть.

Кабинет ИЗО

65

Май

Неделя 1

По расписанию

Комбинированнное

2

Батик. Метод печати. Овощи. Основная часть.

Кабинет ИЗО

66

Неделя 1

Практическое занятие

2

Батик. Метод печати. Овощи. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

67

Неделя 2

По расписанию

Комбинированное

2

Батик. Роспись по солевому раствору. Озеро. Основная часть.

Кабинет ИЗО

68

Неделя 2

Практическое занятие

2

Батик. Роспись по солевому раствору. Озеро. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

69

Неделя 3

Комбинированное

2

Батик. Трафаретный метод. Фламинго. Основная часть.

Кабинет ИЗО

70

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

2

Батик. Трафаретный метод. Фламинго. Заключительная часть.

Кабинет ИЗО

71

Неделя 4

Комбинированное

2

Подведение итогов года. Оформление выставочных работ. Выставка.

Кабинет ИЗО

72

Неделя 4

По расписанию

Комбинированное

2

Тестирование. Подготовка работ к участию в конкурсах. Награждение по итогам года.

Кабинет ИЗО

Итоговый контроль

ИТОГО:

144

Методическое и материально – техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Программа «АРТ-студия» основана на следующих  технологиях:

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
  • Технологии гуманизации и демократизации отношений
  • Личностно- ориентированные технологии 
  • Педагогические технологии содействующие здоровью:
  • Технологии развивающего обучения

Данные технологии позволяют педагогу активно использовать на занятиях  различную деятельность (познавательную, образовательную, творческую и игровую); Что важно для детей различного возраста.  Обучение каждого ребенка реализуется на уровне его способностей и возможностей. Развивается индивидуальность учащихся, их творческие способности, свой стиль; растет уверенность и самоопределение учащихся.

Условия реализации программы

  • Наличие материально-технической базы для реализации программы.

- мольберты;

-стол для натюрморта;

- кисти плоские и круглые (синтетические. натуральные) разных размеров;

- бумага различной плотности, текстуры и цвета;

- краски (акварель, гуашь);

- пастель (сухая и масляная);

- карандаши ( простые, цветные, акварельные);

- палитры;

- баночки;

- ластики;

- средства для графического изображения (тушь, перья, цветные ручки,

маркеры, фломастеры, свечи, кофейный раствор);

- материалы для декоративного творчества (палочки

для гравирования, стеки, салфетки, и др.)

Обучающиеся самостоятельно обеспечивают себя материалами для занятий.

  • Наличие, совершенствование, непрерывное обновление методического обеспечения программы.

- инструкции по технике безопасности;

- наглядные пособия;

- дидактические материалы;

- методические разработки и материалы;

- иллюстрационный материал;

- таблицы (цветоведение,схемы построения);

Список литературы

Список литературы для педагога:
1. Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной
игрушке. - М.: 1977. - 190с.: ил.
2. Латынин А.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983. - 48с.

3. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М.А. Некрасовой. Вып.1.
М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304с.
4. Народные художественные промыслы России: Альбом / Сост. П.И. Уткин.
- М.: Сов. Россия, 1984. - 231с.: ил.

Список литературы для обучающихся:
1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Изд-во «Искусство»,
1975. - 148с.: ил.
2. Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - М.: Изд-во «Мозаика-синтез», 2012. – 16с.
3. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. Художественный
альбом искусства края. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1984. - 218с.
4. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник РСФСР,
1986. - 248с.: ил.
5. Дорожин Ю., Носова Т. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - 2010.- 16с.
6. Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка: Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. - 2008.- 16с.
7. Котова И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -
СПб.: Изд-во «Паритет». - 2003. - 240с.
8.  Латынин А.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983. - 48с.
9.. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. -
149с.