Главные вкладки

    Рабочая программа
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Рабочая программа и тематическое планирование уроков изобразительного искуссва для обучающихся с ОВЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_izo_korrektsiya_5k_klass.docx430.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана для общеобразовательного учреждения для детей специальных коррекционных классов VII вида с учетом их индивидуально-психологических особенностей.  «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

    Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира 

    Библиографический список программ

    Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией  Б.М. Неменского,  с учетом  Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года, Федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, реализующей программы общего образования, утвержденные приказом  России от 10.04.2002 г. №29/ 2065-п.

    Школьный курс по изобразительному искусству в 5—8 классах направлен

    на продолжение решения следующих основных задач:

    • коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
    • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
    • улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
    • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного

    рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

    • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
    • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
    • расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
    • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

         В рабочей программе конкретизируется содержание предметных тем, дается распределение учебных часов по видам занятий в 5-8 классах с учетом возможностей детей с ограниченными возможностями.    

    5 класс занимается по программе Б.М. Неменского 2008г. Название курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», он разбит на блоки: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор- человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире». Основной цель этого года обучения является изучение группы  декоративных искусств, как древних, так и современных;  народных промыслов, в том числе и местных.

    Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов.

    Учащиеся должны знать:

    • основные виды и жанры изобразительных искусств;
    • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектив, композиция);
    • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
    • наиболее крупные художественные музеи России и мира.
    • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
    • особенности уникального крестьянского искусства;
    • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица Сирин, берегиня, солярные знаки);
    • несколько художественных промыслов России.

    Учащиеся должны уметь:

    • применять художественные материалы в творческой деятельности.
    • анализировать содержание произведений различных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности                                 (линия , цвет, перспектива, композиция).
    • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.                                      
    • пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических работ (Гжель, Городец, Полхов-Майдан, Хохлома, Жостово и местные промыслы);
    • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов ( Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
    • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
    • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

    В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

    • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
    • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
    • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединение единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи;
    • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
    • владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.д.).

    Владеть компетенциями: личного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

    6 класс занимается по программе Б.М. Неменского 2008г. Название курса «Изобразительное искусство  в жизни человека», он разбит на блоки «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядись в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве». Целью данного курса является принять искусство изображения как способ художественного познания мира и выражения отношения к нему. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии.

    Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов.

    Учащиеся должны знать:

    • основные виды и жанры изобразительных искусств;
    • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
    • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
    • наиболее крупные художественные  музеи России и мира.
    • о месте и значении изобразительных искусств в культуре; жизни общества и жизни человека;
    • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
    • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
    • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
    • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
    • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
    • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
    • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
    • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

     Учащиеся должны уметь:

    • пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами (тушь, карандаш) обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
    • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
    • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
    • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
    • активно воспринимать, произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

    Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

    •  самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы.
    • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.

    Владеть компетенциями: личного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

    7 класс занимается по программе Б.М. Неменского 2008г. Название курса «Изобразительное искусство в жизни человека» он разбит на блоки: «Изображение фигуры человека и образ человека», «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Реальность жизни и художественный образ». Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины, художественной иллюстрации. Итоговая работа осуществляется в форме проекта.

    Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов.

    Учащиеся должны знать:

    • основные виды и жанры изобразительных искусств;
    • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
    • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
    • наиболее крупные художественные  музеи России и мира.
    • о месте и значении изобразительных искусств в культуре; жизни общества и жизни человека;
    • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно и способов его изображения;
    • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
    • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
    • о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о его метафорическом смысле;
    • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
    • о роли искусства в создании памятников честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
    • о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
    • о роли художественной иллюстрации;
    • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине;   о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
    • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
    • о сложном, противоречивом и насыщенном  художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

    В процессе практической работы учащиеся должны:

    • получить первичные навыки изображения пропорций и движения фигуры человека с натуры и по представлению;
    • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровню;
    • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
    • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
    • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

    Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

    •  самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы.
    • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.

    Владеть компетенциями: личного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

    8 класс занимается по программе Б.М.Неменского  2004г. Название курса «Дизайн и архитектура в жизни человека» он разбит на блоки: «Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры», «Художественный язык архитектуры», «Стиль в искусстве - это мироощущение времени», «Архитектура России». Основной целью курса является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных эпох в частности архитектуры. По итогу года учащиеся готовят  творческий проект, выполненный в бумагопластике с ландшафтным дизайном и техническим описанием. Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов.

    Учащиеся должны знать:

    • основные виды и жанры изобразительных искусств;
    • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
    • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
    • наиболее крупные художественные  музеи России и мира.
    • о месте и значении изобразительных искусств в культуре; жизни общества и жизни человека;
    • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
    • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
    • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

    Учащиеся должны уметь:

    • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно- дизайнерские объекты (в графике и объеме);
    • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;
    • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий ;
    • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
    • использовать в макетах и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
    • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
    • создавать композиционные макеты объектов в пространстве;
    • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
    • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
    • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
    • использовать различные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

    Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

    •  самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах ( дизайн предмета, костюма, интерьера)
    • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.

    Владеть компетенциями: личного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

    Основные формы работы:  

         урок, фронтальная работа, индивидуальная работа,   работа в парах   и группах, коллективная работа.

    Методы работы:

           словесные,  наглядные,  практические .    

    Количество часов, на которое рассчитана программа

    Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    5 К КЛАСС

    Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

    № п\п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Элементы содержания

    Практическая

    работа

    Требования к уровню подготовки

    Дата

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

     

    «Древние корни народного искусства».

    8

    Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянско-прикладное искуссвто – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянской культуры с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

    1

    Входная диагностика уровня художественного развития  уч-ся

    1

    Народные загадки, отгадки к которым можно при наличии креативности у ребёнка объединить в композицию.

    Выполнение рисунка с отгадками к народным загадкам

    Знать основы композиции

    Создавать выразительные образы отгадок народных загадок.

    Графические навыки и умения. 

    2

    Древние образы в народном искусстве

    1

    Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

    Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце)

    Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного  искусства; отмечать их лаконичную выразительную красоты; сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов; Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы.

    3

    Убранство русской избы

    1

    Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной  структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир4знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

    Создание эскиза  убранства русской избы

    Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища, выраженного в его  трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства  избы.

    4

    Внутренний мир русской избы

    1

    Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).

    Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.

    Изображение внутреннего убранства избы. Коллективная работа.

    Сравнивать и называть конструктивные декоративные  элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

    5

    Конструкция и декор предметов народного быта

    1

    Предметы народного быта (прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля, др.) - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта. Символическое значение элементов декора.

    Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта.

    Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждать о связях произведений искусства с природой. Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства.

    6

    Русская народная вышивка

    1

    Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало).

    Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

    Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки. Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции. Выделять декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные цвета. Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы.

    7

    Народный праздничный костюм

    1

    Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе - сарафан0 и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма. Формы и декор женских головных уборов. Образный строй костюма. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде.

    Создание эскизов народного праздничного костюма.

    Понимать и анализировать образный строй народного костюма. Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков. Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских  головных уборов.

    8

    Народные праздничные обряды

    1

    Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года….). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные  обряды ,зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.

    Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников.

    Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительное, музыкальное, устно-поэтическое).Создавать атмосферу праздника. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, обрядовые действа. Находить общие черты в разных произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной, изобразительной и декоративной деятельности. Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. 

     

    «Связь времён в народном искусстве»

      8 часов.

    9

    Древние образы в современных народных игрушках

    1

    Магическая роль глиняной игрушки в древности.  Традиционные образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках .Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки.

    Эскиз  создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов.

    Размышлять об истории возникновения народной игрушки. Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором. Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов.

    10

    Искусство Гжели

    1

    Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией.

    Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями.

    Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Сравнивать мотивы в  природе и в произведениях. Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия. Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских мастеров. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

     

    11

    Городецкая роспись

    1

    Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи.

    Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.

    12

    Хохлома

    1

    Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. Травный узор – главный мотив. Фоновое письмо, его особенности.

    Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи.

    13

    Жостово. Роспись по металлу.

    1

    Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. Эффект объёмного изображения цветов. Основные приёмы: замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, привязка.

    Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи., включающей крупные, средние и мелкие по форме цветы. Составление коллажа цветочной композиции по мотивам жостовского подноса

    14

    Роспись по дереву.

    1

    Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса, . резное узорочье берестяных изделий. Слияние промысла с художественной промышленностью.

     Роспись кухонной посуды

    15

    Лозоплетение

    1

    Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. Изделия из бересты: посуда, мебель. Узорочье плетёных изделий. Роль народного промысла в жизни села.

     «Русская лоза»

    Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия.

    16

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)

    1

    Выставка коллективных  и индивидуальных работ, творческих проектов.  Составление кроссвордов.

    Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».

    Определение народного промысла по заданным характеристикам.

    Выявлять общее и различное в народных промыслах.

    Различать и называть произведения народных промыслов. Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания. Участвовать в презентации выставочных работ

    «Декор – человек, общество, время»

    12 часов

    17-18

    Зачем людям украшения.

    2

    Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй ,композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д.

    Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора.

    Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя. Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. 

    19-20

    Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

    2

    Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.) Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.

    Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.

    Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобюразительныз  элементов, а также единство материала, формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. 

    21 - 24

    Одежда «говорит» о человеке.

    4

    Одежда ,костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. ДПИ Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Причудливость формы интерьера, мебели, др. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.

    Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции ,изображение мебели, отдельных предметов, фигур людей в разных одеждах. Соединение деталей в общую композицию.

    Высказываться о многообразии форм  и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран».Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решнеия интерьера комнаты, предметов быта и одежды. 

    25-  27

    О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

    3

    Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.

    Изображение эмблемы класса, кабинета, кружка, клуба,др.

    Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создаватцию  декоративную композию герба   (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.

    28

    Роль  декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

    1

    Итоговая игра-викторина с привлечение учебно-творчесикх работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами.

    Выполнение различных аналитически-творческих заданий.

    Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам. Использовать в речи новые художественные термины.

    «Декоративное искусство в современном мире»

    6 часов

    29

    Современное выставочное искусство

    1

    Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью ,фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале. Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.

    Восприятие различных произведений современного декоративного искусства.

    Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др.Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного.

    30-35

    Ты сам - мастер

    5

    Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

    Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно.

    Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

    Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, коллажей, декоративных украшений. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных  декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали. Участвовать в подготовке итоговой выставке.

    Тематическое планирование 6 к класс

    № п/п

    Тема урока

    Цели изучения темы, раздела.

    Оснащение урока Примерный минимум.

    Кол-во уроков

    Дата

    Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

    1

    Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

    а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

    б) Развить интерес к искусству

    в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности

    Свободная тема

    1

    2

    Рисунок - основа изобразительного искусства

    а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком

    б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры

    в) Развивать навыки овладения техникой рисования

    г) ) Воспитать мотивацию к учебной деятельности

    Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости

    1

    3

    Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен

    а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен.

    б) Развить приемы работы с красками.

    в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять меж предметные связи ( музыка, литература, ИЗО )

    Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

    1

    4

    Цвет. Основы цветоведения

    а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания

    б) Воспитать художественный вкус

    в) Развивать творческую фантазию

    Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца» Работа красками.

    1

    5

    Цвет в произведениях живописи.

    а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

    б) Учить находить гармонические цветовые сочетания

    в) Развивать технику  работы с красками

    г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность

    д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей

    Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками.

    1

    6

    Объемные изображения в скульптуре

    а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами

    б) Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные

    в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

    Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

    1

    7

    Основы языка изобразительного искусства.

    а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании

    Свободная тема

    1

    Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт»

    8

    Художественное познание: реальность и фантазия

    а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.;

    б) Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения

    в) Учить приемам работы карандашом

    г) Развивать навыки решения композиционных задач

    д) Воспитывать художественный вкус; углублять меж предметные связи ( изобразительное искусство, отечественная история )

    Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир»

    1

    9

    Изображение предметного мира - натюрморта

    а) Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства

    б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре.

    в) Учить изображать различные предметы

    г) Развивать приемы работы красками

    д) Воспитывать эстетическую восприимчивость

    Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками

    1

    10

    Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

    а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

    б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира

    в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги

    г) Развивать пространственные представления

    д ) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению меж предметных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности).

    Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

    1

    11

    Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

    а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс»

    б)  Учить приемам объемного изображения геометрических тел

    в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки

    г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

    Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом.

    1

    12

    Освещение. Свет и тень.

    а) Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета

    б) Познакомить с понятиями  « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине.

    в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением

    г) Развивать приемы работы красками

    д) Воспитывать наблюдательность; углублять меж предметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .)

    Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками.

    1

    13-14

    Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

    а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей

    б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен

    в) Развивать технику работы кистью

    г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.

    Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии:

    праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне.

    2

    15

    Выразительные возможности натюрморта.

    а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира

    б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства

    в) Воспитывать художественный вкус

    Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве

    1

    Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

    16

    Образ человека - главная тема искусства

    а) Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета

    б) Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир

    в) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

    Свободная тема. Работа красками.

    1

    17

    Конструкция головы человека и ее пропорции

    а)  Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица.

    б) Дать понятие средней линии и симметрии лица

    в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица

     г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус

    д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу

    Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.)

    1

    18

    Изображение головы человека в пространстве

    а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека

    б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы

    в) Развивать наблюдательность

    г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

    д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

    Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом.

    1

    19

    Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

    а) Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями

    б) Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе

    в) Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность.

    г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям

    д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

    Рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете.

    1

    20

    Портрет в скульптуре

    а) Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры

    б) Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства

    в) Развивать пространственное мышление

    г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять меж предметные связи ( литература, технология, изобразительное искусство)

    д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

    Работа над изображением из пластилина  портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

    1

    21

    Сатирические образы человека

    а) Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями

    б) Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей

    в) Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом

    г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять меж предметные связи (литература, технология, изобразительное искусство)

    д) Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении

    Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей

    1

    22

    Образные возможности освещения в портрете

    а) Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения

    б) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью ( черной);

    в)  Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию

    Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель.

    1

    23

    Портрет в живописи

    а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках

    б) Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками

    в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность

    г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию

    Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше

    1

    24

    Роль цвета в портрете

    а) ) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете

    б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета

    в) Воспитывать интерес к человеку как личности

    Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

    1

    25

     Великие портретисты (обобщение темы)

    а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета

    б) Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах

    в) Воспитывать творческую активность, интерес к искусству

    Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка.

    1

    Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

    26

    Жанры в изобразительном искусстве

    а) Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

    б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи

    в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять меж предметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история).

    Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.

    1

    27

    Изображение пространства

    а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве.

    б) Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия

    в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

    Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

    1

    28- 29

    Правила линейной и воздушной перспективы

    а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода.

    б) Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности

    в) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.

    Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

    2

    30-31

    Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства

    а) Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.

    б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе

    в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками

    г) Развивать творческое воображение.

    Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями

    2

    32

     Пейзаж- настроение. Природа и художник.

    а) Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

    б) Познакомить с многообразием форм  и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;

    в) Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками.

    г) Развивать творческое воображение, технику работы кистью

    д) Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять меж предметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история)

    Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния.

    1

    33-34

    Городской пейзаж

    а) Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века.

    б) Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы

    в) Развивать творческое воображение, технику работы карандашом.

    г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам- краю, городу; укреплять меж предметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.)

    Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа

    2

    35

    Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

    а) Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении изобразительного искусства в жизни людей

    б) Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка

    в) Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; ; укреплять меж предметные связи (литература,  изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.)

    Выставка лучших работ учащихся за учебный год.

    1


    Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

    Основная литература

    1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;

    2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская;  под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.(1.2.5.1.1.1.)

    3.Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева ; под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014

      4.Н.А.Горяева «Изобразительное  искусство. Декоративно-прикладное искусство .Методическое пособие.5 класс» / под ред. Б.М. Неменского. -М.:Просвещение,2012

    5.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

    6  Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство. Основы композиции 5-8 класс», «Основы рисунка», «Основы живописи»;  поурочные планы Т.В. Оросовой  7 класс 2003г. и О.В. Свиридовой 2006 г.

    Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство. Основы композиции 5-8 класс», «Основы рисунка», «Основы живописи»; учебник А.С. Питерских, Г.Е. Гурова «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7-8 классы  и методическое пособие к учебнику; поурочные планы М.А. Порохневской  8 класс 2004г. в 2-х частях и О.В. Свиридовой 2008 г.

               




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

    Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

    Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....