Линия и её выразительные возможности
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

На предыдущем уроке мы познакомились с видами рисунка, как основой изобразительной деятельности. Мы воспользовались мыслью поэта Бориса Слуцкого и при изображении листьев, веток различных растений показали своё настроение или характерную черту вашего «Я». Человечество – смешанный лес, Так, что нечего хвою топорщить, Или листья презрительно морщить: Все равны под покровом небес… Пререканья и разноголосье Не смолкает ещё до сих пор. Получается всё-таки хор. Мы шумим, но как в поле колосья… Наш своеобразный хор звучит шёпотом листьев и веточек различных растений. Посмотрите на работы предыдущего урока и попробуйте определить выразительные средства, используемые вами при создании рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no4_liniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного  искусства

6 класс I четверть, урок №3

(по Программе «Изобразительное искусство»        

Б. М. Неменского 2015)

Линия и её выразительные возможности.

Ст. Полтавская    МОУ  СОШ №1

2016 г.

учитель Безгласная С.Ю.

Тема:         Линия и её выразительные возможности.

                

Цели:                 Воспитывать художественно - творческую активность учащихся.

                 Расширять знания учащихся о выразительных свойствах и характере линии, об                 условности линейного изображения.

                Учить пользоваться художественно-выразительными средствами линии при                 выполнении композиции «Мы шумим, но как в поле колосья» или  «Букет                         разнотравья»

Материалы: вариант №1 - уголь, карандаши разной твёрдости, бумага;

                вариант №2 – листы, натёртые воском и покрытые чёрной тушью, булавки.

Зрительный ряд:

                В Серов Портрет балерины Карсавиной.

                В Серов Зарисовка «Лев»

                В. Серов «Мальчик с курицей»

                Набросок  В. Серова

                 А Матисс Женский портрет.

                Г. Мясоедов «Страдная пора. Косцы»

                Е. Волков «В лесу, по весне»

                Г. Сорока «Вид в Островках»

                Таблица Художественно-выразительные средства графики»

                Букет из разнотравья.

                

                

Содержание.

I. Организационная часть.

          На доске  в классе репродукции работ В. Серова.  Закреплена Эмблема графики.

II. Введение в тему. На предыдущем уроке мы познакомились с видами рисунка, как  основой изобразительной деятельности. Мы воспользовались мыслью поэта Бориса Слуцкого и при изображении листьев,  веток различных растений   показали своё настроение или характерную черту вашего «Я».

        Человечество – смешанный лес,

        Так, что нечего хвою топорщить,

        Или листья презрительно морщить:

        Все равны под покровом небес…

        Пререканья и разноголосье

        Не смолкает ещё до сих пор.

        Получается всё-таки хор.

        Мы шумим, но как в поле колосья…

Наш своеобразный хор звучит шёпотом листьев и веточек различных растений. Посмотрите на работы предыдущего урока и попробуйте определить выразительные средства, используемые вами при создании рисунка. ( В процессе разговора, рабочие листы учащихся  с ярко выраженными линиями, штрихом, пятном  закрепляются на выставочном стенде. Но следует помнить, что на предыдущем уроке внимание на выразительных средствах рисунка не акцентировалось. В  работах детей, могут быть  использованы,  все средства рисунка одновременно, именно по этому, можно  приготовить  зарисовку, где линия, штрих или пятно  ярко выражены).

III. Сообщение новых знаний.

        Пластичность графических  средств – это, прежде всего пластичность и, следовательно, выразительность линии. Можно сказать, что линия – более самостоятельный элемент чем, например, штрих. Линией выполняем контур предмета, её протяжённость может быть любой по отношению к размерам листа (его плоскости). Штрих же элемент линии, он складывается из коротких движений руки. Посмотрим рисунки Серова. В одних случаях мы видим сочетание различных элементов художественной выразительности графики – линии, тонального пятна, штриха, в других случаях только линию. Линия  - едва ли не самый главный элемент портрета балерины Карсавиной, это пример того, как можно передать пластику, объёмность, красоту формы одной лишь линией. Такую линию называют «живой». Рассмотрим изображение – вот линия напряглась, как струна, мягко расплылась, раскрывая пластичность тела, вот легла свободно и спокойно, повторяя изгибы фигуры. Художник  Матисс.  создал образ только линией. В рисунке нет тонового пятна, лишь лёгкая линия, как бы скользя по силуэту фигуры, передаёт и её освещённость и пластику. Мы ощущаем пышность волос, мягкие складки одежды

        Линией можно передать пространство. На доске изображается свободная линия с разным нажимом на мел, а так же с лёгким изгибом, ослабленным по нажиму к линии горизонта. Глядя на эти изображения, мы ощущаем, что более яркие, сочные отрезки линии кажутся лежащими ближе, а по мере ослабления толщины уходят, отдаляются, как бы тают в пространстве. Линия имеет свой цвет, например, чёрный. Но количество чёрного в каждой линии различно, что даёт определённую характеристику линии. Сравните:  вот тяжёлая, лёгкая прозрачная линия (изображение линий делается углём на бумаге). Движение руки по плоскости, при изображении таких линий, можно характеризовать как быстрые,  стремительные, плавные, ленивые.

        IV. Практическое задание - вариант № 1  Класс можно разделить на группы и предложить по вариантам выполнение задания  № 1 и № 2 одновременно, но лучше посвятить урок конкретному заданию, чтоб добиться закреплению изобразительного навыка по работе с определённым материалом

        Ваша задача сегодня воспользоваться  выразительными возможностями  линии и создать пейзаж «…Мы шумим, но как в поле колосья».

- Как можно проиллюстрировать данную строчку Б. Слуцкого? Какой композиционный сюжет может возникнуть на ваших листах? ( Колосья, на окраине поля, склоняющиеся  под порывами  ветра.  Придорожная трава. Камыш  вдоль реки…)   Если есть возможность, показываются работы профессионалов, на предложенные сюжеты. Я предпочитаю показать живописные работы, чтоб избежать копирования

- Вы предлагаете сюжет, где будет изображение каких-то видов травяных растений. Шум растения создают при движении ветра, и чтоб показать его присутствие на работе вы должны ритмично в одном направлении поставить линии. (Показ на доске разнотравья с наклоном - рис. №1).

- Похож ли мой рисунок на пейзаж? (Нет, отсутствует дальний план).

- Создание иллюзии пространства в линейном рисунке достигается при помощи разного нажима на карандаш. Пространство поля создаётся с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления. (Показ на доске – рис. №2) 

        При выполнении работы на доске сохраняется рисунок - №1, чтоб дети предупреждали свою ошибку, рисунок - №2 следует обязательно вытереть, чтоб не допустить однотипных работ.

        IV. Практическое задание - вариант № 2

         Ваша задача сегодня воспользоваться  выразительными возможностями  линии и создать композицию «Букет разнотравья». Рассмотрите внимательно растения, которые вошли в наш букет: колоски, ветки с листьями, колючки. Именно эти растения были героями нашего предыдущего урока. Сегодня разные «Я» собраны в одну композицию.

        Для выполнения работы вам необходимы: лист, покрытый чёрной тушью и булавка (колющий предмет). Ваш рисунок может быть силуэтным, а можно добиться определённого объёма изображаемых растений.  Булавка позволит вам сделать линии разные по толщине, если вы проведёте по одному  месту несколько раз.

V. Самостоятельная работа.

VI. Подведение итога.

«Букет разнотравья»,  «Мы шумим, но как в поле колосья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

6 класс 3 урок "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 6 класс, урок №3 по теме " Линия и её выразительные возможности"...

Урок и презентация по теме "Линия и ее выразительные возможности"

Открытый урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему: Графика – вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Учащиеся знакомятся с разнообразными линиями, с применением ли...

Линия и её выразительные возможности

Презентация к уроку ИЗО в 6 классе по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"...

"Линия и ее выразительные возможности"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.Неменского....

Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий."

Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий" I четверть. Программа Б. М. Неменского....