Рисунок - основа изображения
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

- Вдумайтесь в высказывание Микеланджело: «Рисунок – основа изобразительной деятельности и корень каждой науки» - Не преувеличивает ли великий творец значение рисунка? Стоит ли соглашаться с мнением Микеланджело? Есть те, кто выдвинет опровержение сказанному?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no3_risunok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного  искусства

6 класс I четверть, урок №2

(по Программе «Изобразительное искусство»      

  Б. М. Неменского 2015)

Рисунок – основа изобразительной деятельности.

Ст. Полтавская    МОУ  СОШ №1

2016 г.

учитель Безгласная С.Ю.

Тема:           Рисунок – основа изобразительной деятельности.

                

Цели:                 Воспитывать чувство прекрасного при созерцании элементов растительного                 мира

                Развивать чувство наблюдательности и изобразительные навыки при                         выполнении зарисовки с натуры отдельных растений или веточек

                 Познакомить с видами рисунка (набросок, учебный, подготовительный,                         зарисовка, самостоятельное граф.произведение)

Материалы: поисковая тетрадь,  карандаши разной твёрдости, бумага.

Зрительный ряд: И. Шишкин «В лесу. Упавшее дерево»,

                Фрагмент японской ширмы Х. Тохаку

                Ф. Васильев «Ствол старого дуба», Набросок  В. Серова

                 Рисунки В. Сурикова

                В Серов Набросок

                А. Дюрер «Портрет головы старика»

                И. Репин «Портрет Е. Баташевой»

                Рембрандт «Всадник»

                М. Алексич «Весенний ветер»

                Гербарии для индивидуальной работы.

                Высказывание Микеланджело. Эмблема Графики.

Содержание.

I. Организационная часть.

          В классе оформлена  выставка детских графических работ учащихся 1-8 классов.  Для просмотра у доски предлагаются  репродукции графических работ, участвующие в предыдущем уроке.

II. Введение в тему.

- На предыдущем уроке мы говорили о пластических видах искусства. Рассмотрите уже знакомые вам репродукции и попробуёте определить, о каком виде изобразительного искусства сегодня пойдёт речь? (Графика)

- По какому признаку вы определили, что перед вами графические работы?  (Ответы бывают разными: «Работа сделана углём… Художник работал линией…)

- Перечитайте определение графики в поисковой тетради. Произнесите определение, не пользуясь тетрадью.(…)

- Графика – вид изобразительного искусства, в котором задача образного отображения действительности решается при помощи рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно.  Цвет играет важную, но дополнительную роль. (Закрепляется эмблема Графики)

III. Изучение нового материала.

- Вдумайтесь в высказывание Микеланджело:

        «Рисунок – основа изобразительной деятельности и корень каждой науки»

- Не преувеличивает ли великий творец значение рисунка? Стоит ли соглашаться с мнением Микеланджело? Есть те, кто выдвинет опровержение сказанному? (Рисунок нам помогает рассуждать над математической задачей.  Мы делаем эскиз перед любой творческой работой…)

 - Рисунок – изображение и начертание на плоскости, основной вид графики. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства. И вы уже отметили, что он может иметь разные задачи: познание изучение натуры или творческие.

Виды рисунка.

Рисунок может быть подготовительным этапом при создании живописного полотна. Посмотрите на рисунки В. Сурикова, которые являлись подготовительной работой к живописному полотну «Боярыня Морозова».  Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках, более длительных зарисовках с натуры.

Набросок  В. Серова, Ф. Васильева «Ствол старого дуба»  Учебный рисунок хорошо нам знаком  мы используем его при развитии своих изобразительных навыков и при изучении различных  художественных техник. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства. Тщательно проработанные, законченные рисунки на отдельных листах – станковые произведения.  И. Шишкин «В лесу. Упавшее дерево». Пейзаж в стиле хабоку. М. Алексич «Весенний ветер»

 Рисунок различается по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

- Прошлый урок мы закончили выяснением материалов для каждого пластического вида искусства. Давайте проверим, какие материалы вы записали напротив слова «графика». (Карандаш, уголь, ручка, фломастер, мелки, пастель, тушь, акварель …)

- Возможно ли использовать данные материалы для выполнения рисунка как вида графики? (В процессе дискуссии приходят  к выводу, что учебный рисунок и подготовительный удобнее делать карандашом, для наброска и  зарисовок материал выбирается в зависимости от условий, в которых работает художник, а выбор  материала  самостоятельного произведения зависит  от художественных задач).

        Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели; графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы – тушь, чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных оттенков.

        Посмотрите на работы мастеров. С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, пятна, штриха – художниками создаётся разнообразное восприятие мира. Всё зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведёт линию и как кладёт пятно, в какой пропорции использует светлое и тёмное.

IV. Задание.

        Сегодня мне бы хотелось, чтоб вы отнеслись к выполняемому вами  рисунку, как к художественному процессу, в результате которого будет создано самостоятельное произведение,   активно выражающее ваше настроение и ваше личное «Я».  По мнению поэта Бориса Слуцкого мы с вами для Планеты Земля, как травинки, цветы и деревца.

        Человечество – смешанный лес,

        Так, что нечего хвою топорщить,

        Или листья презрительно морщить:

        Все равны под покровом небес…

        Пререканья и разноголосье

        Не смолкает ещё до сих пор.

        Получается всё-таки хор.

        Мы шумим, но как в поле колосья…

Рассмотрите предложенные вам гербарии, принесённые вами растения и  осенние листья. Попробуйте передать в своей композиции их форму по средствам линии, а в характере  поверхности отобразите частичку своего «Я» по средствам динамики штриха или контрастности пятна.

        На данном этапе урока возможны рассуждения с места:

я – прилежный и исполнительный – мой лист глянцевый, блестящий;

я – несдержанный – моё растение тёмное с колючими очертаниями, рваными краями;

я – пассивен – мой лист  пропадает в дымке;

я – уставший – поверхность моего листа в трещинах, как руки пожилого человека.

        Если дети не могут провести параллель фактуры поверхности и черты характера, целесообразно привести пример учителю. Приводя пример, стоит вспомнить о психологических особенностях учащихся шестых классов. Лучше, если учитель выскажет варианты работы от лица ровесников предыдущих лет обучения, этот приём помогает проявлению индивидуальности в творческом процессе.  Если дети не идут на разговор вслух, возможна индивидуальная работа, на крайний случай, можно показать две  различные работы между собой.

         При выполнении задания не заостряется внимание на вариантах передачи фактуры поверхности растений. Хотелось бы, чтоб дети дошли экспериментальным путём до желаемого результата через изучение натуры. Возможны подсказки на конкретно поставленный вопрос или комментарий по ошибкам в композиции.

V. Подведение итога.

Я – прилежный. Я – пассивен, немного ленив. Я – несдержанный, резкий. Я - уставший

        Выбор работ с ярким ритмом штриха с удавшейся композицией в целом. Корректное выявление не очень получившихся работ с предложением, выполнить подобный вариант работы в домашнем альбоме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

На уроке дается определение рисунку,определение характера и вида рисунков.Дети узнают о истории материале которым раньше выполнялись рисунки.Детям предлагается серия рисунков "Мое настроение".  З...

Рисунок - основа изобразительного искусства

Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства, виды рисунка...

Рисунок - основа изобразительного творчества. Презентация к уроку в 6 классе.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: "Рисунок - основа изобразительного творчества". Презентация содержит краткий теоретический материал, который сопровождается нагля...

Рисунок - основа Изобразительного искусства

Конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского....

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского     Конспект урока по изобразительномуискусству в 6 классе«Р...

Презентация Рисунок-основа изобразительного искусства

Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе. Рассматриваются основные виды рисунка и графические материалы....

конспект урока "Рисунок - основа изобразительного творчества"

конспект урока "Рисунок - основа изобразительного творчества"...