урок по теме Городецкая роспись
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ликунова Оксана Викторовна

для учителей искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodetskaya_rospis_5_kl._konspekt.uroka_.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Городецкая роспись»

Класс: 5

Цели урока: 

  1. Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.
  2.   Формировать практические умения и навыки рисования городецких цветов и декоративных элементов городецкой росписи. Учить детей составлять цветочную композицию по мотивам Городецкой росписи.
  3. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
  4. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование:    Для учителя: мультимедийное оборудование, образцы городецкой росписи, презентация.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь,  салфетки.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

  • Знать: историю городецкой росписи.
  • Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

  • Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
  • Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.
  • Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные УУД

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Ход урока.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Какими? (ответы детей)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм.

Слайд 2. Из букв на слайде попробуйте отгадать название промысла, с которым мы сегодня познакомимся.

Слайд 3. Городецкая роспись.

Слайд 4. Используя слова на слайде, сформулируйте цели урока.

Слайд 5.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Слайд 6.

Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково ) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: детские игрушки, домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыбели и т.д.

Слайд 7. Назовите основные особенности городецкой росписи, используя текст и иллюстрации учебника (учебник стр. 82)

  1. Что можно увидеть в композиции городецкой росписи? Какими мотивами расписывали изделия? (Слайды 8 – 10).


  1. Какого цвета основной фон ( часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой)

Слайд 11.

  1. Какие цветы являются основными в цветочной композиции?

(учебник стр. 82) (розаны , купавки, бутоны)

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Слайды 12,13

Виды цветочных композиций.

Слайд 14.

Назовите этапы городецкой росписи и основные цвета. ( учебник стр.84)

Слайды 15 – 17. Основные этапы.

Слайд 18. Практическая работа. Выполнение городецкой розы. ( учитель показывает поэтапное выполнение цветка на доске ).

Рефлексия.

- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

- На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях: прялках, ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

- Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

- Что нового для себя вы открыли  на уроке?

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Слайд 19.Кроссворд.

  1. Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)
  2. Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)
  3. Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)
  4. Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)
  5. Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)
  6. Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)
  7. Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)
  8. Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)
  9. Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

Оцените свои практические работы и работы товарищей и поставьте баллы.

- Выполнение работы – 3 б

- Сложность узора – 1 б

- Аккуратность выполнения – 1 б

(выполняют оценивание работ соседа по парте)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Городецкая роспись"

Урок в 5-м классе по программе Б. Неменского по теме "Городецкая роспись" с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)....

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Тема: Городецкая роспись. Мини - урок в мастерской . для 5 класса

МГПУ факультет ИЗО Доценко Н.С  мини урок ,,мастерская- Городец,, "Вы сегодня в мастерской.В мастерской, но не простой! Здесь работы мастеров,Городец - он вот таков!Донца, прялки и посу...

Разработка урока по теме Городецкая роспись

Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных п...

Урок на тему "Городецкая роспись"

Конспект урока в 5 классе на тему "Городецкая роспись"...

Технологическая карта к уроку по теме "Городецкая роспись" 5 класс

С указанием типа урока, дидактической цели и задач, формы обучения......

Технологическая карта урока по теме «Городецкая роспись». 5 класс

Представлена разработка урока по теме "Городецкая роспись", которая изучается в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Содержание урока направлено на формирование метапредметных умений учащих...