Разработка урока по теме Городецкая роспись
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Федорова Наталья Юрьевна

Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorodets.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………3
  2.  План урока…………………………………………………….5

       3.     Заключение…………………………………………………10

       4.    Литература……………………………………………………11

Введение

Особое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется народному творчеству, традициям, промыслам. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики.

Искусство изготовления деревянных расписных изделий известно с глубокой древности. Традиции росписи живут и развиваются в наше время. Роспись по дереву как один из старинных видов декоративно-прикладного искусства интересна и доступна детям школьного возраста.

Желание познать основы художественного ремесла может определить дальнейшее увлечение ребят, а возможно, окажет влияние на выбор жизненного пути.

Основные приёмы росписи следует выполнять почти автоматически, что требует упорной работы над выработкой твёрдых навыков. Так как многие приёмы выполнения росписей бывают предельно простыми, отшлифованными поколениями народных мастеров, первоначальное их освоение не требует от ребят каких-то усилий. Но дело не только в приёмах росписи. Каждый из них отличается своей спецификой: постановкой руки, особой ритмикой. Знание приёмов помогает проникнуть в неповторимый мир орнамента, осознанному постижению его красоты.

В повседневной работе с детьми необходимо соблюдать очень важный принцип обучения — поддерживать у учащихся радость открытия нового. Тогда у ребят возникает состояние душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и труда своих товарищей.

Актуальность.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления урочной и внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Занятия росписью по дереву помогают реализоваться личности ребёнка, стимулируют творческое отношение к труду, помогают узнать культуру своего народа и народов мира, воспитывают в детях патриотизм и гордость за свою страну. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цели и задачи.

Цель проекта: Создать урок направленный на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области декоративно-прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- изучение нормативных документов и законов;

- изучение соответствующей литературы (концепции и авторские программы);

-написание конспекта урока, создание презентации, подбор пособий и иллюстративного материала;

-создание системы оценивания планируемых результатов;

- анализ урока, выводы.

 План урока изобразительного искусства в 7 классе: “Сказочные узоры Городецкой росписи”.

Цель: ознакомить учеников с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

Задачи:

- изучить историю росписи;

- познакомиться с узорами в изделиях мастеров Городца и основными этапами росписи;

- на основе изученного материала самостоятельно исполнить работу по мотивам Городецкой росписи.

Планируемые результаты:

предметные: освоить основные характерные элементы народного орнамента и особенности цветового строя; освоить основные приёмы кистевой росписи Городца; создать композицию росписи в традиции Городца.

метапредметные: осознание места и значения современных народных промыслов в современной жизни; умение оценивать искусство городецкой росписи как часть культуры народа; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия в процессе работы.

личностные: воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; формируется готовность учащихся к обучению и самообразованию; формируется эстетическое чувство и ответственное отношение к учебе.

План урока:

  1. Организация класса. Мотивация и целеполагание. 5 мин.
  2. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. 5 мин.
  3. Практическая работа (написание элементов городецкой росписи  в декоративной композиции). 10 мин
  4. Постановка художественной задачи. 2 мин.
  5. Самостоятельная работа. 15 мин.
  6. Рефлексия. 3 мин.
  7. Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок. 5 мин.

Оборудование:

Для учителя: Презентация городецкой росписи, методические пособия с показом поэтапного выполнения работы.

Для учащихся: деревянная заготовка разделочной доски, кисть, баночка, гуашь.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока:

  1. Организация класса. Мотивация и целеполагание.

Учитель:

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательной росписью, а название её Городецкая!

- Но прежде, чем мы сегодня начнём , я попрошу вас сделать подготовительную работу.

Возьмите в руки заготовку разделочной доски, положите её по вертикали, так как будет у вас располагаться композиция.

Дети наносят контурный рисунок для дальнейшей росписи.

В это время ученики или учитель рассказывают об истории городецкого промысла.

  1. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.

Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.

Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.

На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

Цветок купавки- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

-Каким цветом? - Белым.

Давайте посмотрим, как же выполняется изображение коня.

Цвета присущие городецкой росписи голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий -птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Посмотрите этапы изображения городецкой птицы.

Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.

3. Практическая работа (выполнение   наброска элементов городецкой декоративной композиции).

-А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.

- А как называется ученик мастера?

-Подмастерья!

Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Первый элемент-розан.

- Какой цвет мы будем использовать для его изображения розана? -Розовый и оттенки красного.

-Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа.)

-Сначала розовым цветом выполняем кружок.

-В центре выполняем красным цветом меньший кружок.

-Рисуем дужки тем же красным цветом.

-Даем работе подсохнуть, в то время, когда работа сохнет вы самостоятельно выполните цветок купавки используя таблицу. (Озвучиваю этапы выполнения цветка купавки, используя табличный материал).

-Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.

-Затем выполняем оживку в цветке купавки.

-Нам нужно изобразить листки.

-Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (показываю на доске).

-Тени и оживку, выполните самостоятельно, используя таблицу.

4. Постановка художественной задачи.

-Мастера из Городца просили вас расписать разделочные доски. Положите перед собой подсохшие заготовки.

Но одно условие поставили перед вами Городецкие умельцы, в центре работы нужно изобразить Городецкого коня (птицу).

5. Самостоятельная работа.

- Коня мы с вами выполним вместе.

- Какой цвет используем для его изображения?

-Черный цвет.

-Начнем.

Нарисуем большую каплю острым концом вверх - это шея.

От нижней широкой части проведем острием кисти тонкую линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, (внимание на таблицу) острым концом вниз.

Изобразим голову лошади - маленькая капля.

Ножки три меленьких капельки и дужки (внимание на таблицу).

Хвост три мягких мазка.

Вымоем кисть и возьмем красный цвет, выполним гриву и сбрую.

Белым цветом выполним оживку.

Конь готов.

По розанам и купавам

Городецкий скачет конь,

Весь цветами он расписан

До чего ж красивый он.

Коня мы с вами изобразили, а вот цветы, по которым скачет ваш конь, вы выполните самостоятельно. (Выполнение работы).

6. Рефлексия.

- О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?

- Назовите мне основные элементы городецкой росписи?

- Какие цвета характерны для городецкой росписи?

  1. Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок.

Выставка работ на доске.

-Посмотрите ребята, какие замечательные работы у нас получились! Теперь мы настоящие Городецкие мастера! И конечно мастерам полагаются оценки. (выставление оценок).

Спасибо за урок.

Заключение

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Литература.

  • Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: - М.: Просвещение,2012.

  • Горский, В.А, Тимофеев А.А, Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. М.- Просвещение, 2010. -111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М.,Тишков В.А. Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е издание, - М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

  • Неменский, Б.М, Неменская Л.А., Горяева Н.Ф, Питерских А.С. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы. - М. «Просвещение» 2012

  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения) 5-9 классы.

  • Шпикалова ,Т.Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников. - М. «Просвещение» 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Городецкая роспись"

Урок в 5-м классе по программе Б. Неменского по теме "Городецкая роспись" с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)....

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Тема: Городецкая роспись. Мини - урок в мастерской . для 5 класса

МГПУ факультет ИЗО Доценко Н.С  мини урок ,,мастерская- Городец,, "Вы сегодня в мастерской.В мастерской, но не простой! Здесь работы мастеров,Городец - он вот таков!Донца, прялки и посу...

урок по теме Городецкая роспись

для учителей искусства...

Урок на тему "Городецкая роспись"

Конспект урока в 5 классе на тему "Городецкая роспись"...

Технологическая карта к уроку по теме "Городецкая роспись" 5 класс

С указанием типа урока, дидактической цели и задач, формы обучения......

Технологическая карта урока по теме «Городецкая роспись». 5 класс

Представлена разработка урока по теме "Городецкая роспись", которая изучается в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Содержание урока направлено на формирование метапредметных умений учащих...