План-конспект урока по ИЗО "Чувашский костюм"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Зубова Надежда Евгеньевна

Урок изобразительного искусства по теме

Народный праздничный костюм чувашей. 5-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_izo_chuvashskiy_kostyum.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства по теме

Народный праздничный костюм чувашей. 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения чувашского костюма; рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма чувашей.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о культуре родного края;
  • сформировать понимание о костюме не просто, как об одежде, а как об образной модели мира, мироздания;
  • закрепить умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные чувашские образы и мотивы.

Развивающая:

  1. развивать познавательный и творческий интерес к произведениям чувашского декоративно-прикладного искусства;
  2. развивать у учащихся индивидуальность в создании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства.

Воспитательная:

  1. способствовать восприятию уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края;
  2. воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность и внимательность в работе с художественными материалами;
  3. оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Оборудование урока:

Зрительный ряд: авторская презентация “Народный праздничный костюм чувашей”; иллюстрации с изображением чувашского костюма; таблица “Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем”; образцы национальных украшений и вышивки из музейного фонда школы.

Музыкальный ряд: чувашские народные мелодии.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).

Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашь или акварель, кисти, палитра, баночка для воды, цветные карандаши или фломастеры.

Задание: создание эскиза чувашского народного праздничного костюма (женского или мужского) в свободной технике: карандаш, фломастер, гуашь, акварель.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа: сообщение об истории и особенностях народного праздничного костюма чувашей, просмотр слайдов.
  3. Практическая работа учащихся: создание эскиза чувашского праздничного костюма (женского или мужского).
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Вводная беседа.

Учитель: Я хочу, чтобы вы сами догадались, какая тема нашего урока сегодня, прослушав отрывок из старинной народной песни, записанной Н.И. Ашмариным:

Надела я рубашку белую,
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.

О чём поётся в народной песне? (Ответы учащихся)

Учитель: Правильно в этой песне поётся о знаках (рунах), используемых в вышивках чувашских костюмов и тема нашего урока “Народный праздничный костюм чувашей”. (Слайд 1) Внимательно посмотрите на слайд.

Какой он чувашский мужской и женский праздничный костюм? (Ответы учащихся)

Учитель: Правильно, древний и загадочный, с вышивкой. Кроме необыкновенной красоты и гармонии несёт в себе столько неразгаданных загадок и зашифрованных посланий.

Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры; использовались материалы растительного (холст, красители) и животного происхождения (шерсть, кожа, мех), а также множество покупных элементов (шелк, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины). В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных и орнаментированных разными техниками: вышивкой, тканьём, аппликацией, плетением, вязанием и другими. (Слайды 2-5) Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубахи и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. По костюму можно судить не только о достатке и принадлежность к определённой территориальной группе, а также можно даже узнать, сколько детей у женщины-чувашки.

Чувашский народный костюм делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял – верховые, анат енчи – средненизовые, анатри – низовые. (Слайд 6) Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию. Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке на мужских и женских платьях. Солнце, дающее силу и жизнь всему на земле, занимало в миропредставлении чувашей значительное место.

Верховые чуваши (вирьялы) проживают на компактной территории от Суры до Волги, между городами Ядрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне это северо-западные районы Чувашской Республики). (Слайд 7)Формирование этой этнографической группы произошло в XIV-XV веках в результате ассимиляции пришлыми болгарами части горномарийских и мордовских племён.

Исторической зоной проживания этнографической группы средненизовых чувашей (анат енчи) являются северо-восточная и центральная части современной Чувашии. (Слайд 7) Это небольшая территория, ограниченная городами Чебоксары, Козловка и райцентрами Вурнары и Янтиково. В древности здесь обитали болгаро-чувашские племена, поэтому в культуре анат енчи явственно проявляются болгарские элементы.

На юге современной Чувашии, а также на прилегающих к ней территориях Татарстана и Ульяновской области проживают низовые чуваши (анатри). (Слайд 7) Культура анатри распространена также на огромных территориях к востоку от Волги, вплоть до Приуралья. Эта группа сложилась в результате массовых переселений чувашей на “новые земли” в XVI-XVII веках.

Женский костюм верховых чувашей имел объёмные формы, поэтому силуэт был спокойным и устойчивым.(Слайд 8) Он не был тяжёловесным и не затруднял движений. Рубаха из тонкого белого холста являлась основой костюма. Она шилась очень просторной, длиной до середины голени с прямыми широкими и длинными рукавами. Нагрудная часть рубахи закрывалась серебряными украшениями. Нагрудные украшения выполнялись на широких прямоугольных пластинах из толстой кожи и сплошь зашивались мелкими серебряными монетами. Непременной принадлежностью их туалета были чёрные онучи.

Праздничный женский костюм включал головной убор хушпу. Однако у вирьялов он не являлся шапочкой, а лишь облегал голову, оставляя её верхушку открытой. Обычно на хушпу нашивалось четыре ряда серебряных монет, верхний край окаймлялся мелким красным бисером. Наспинная часть была в виде узкой полосы, зашитой рядами “копеек”. При взгляде на праздничный костюм возникает впечатление струящегося серебряного потока. Серебряные украшения выделяли смысловой центр костюма, подчеркивали красоту и зрелость женщины. Наряды девушек не были столь многослойны и богаты, как женские.

Средненизовые чуваши почти не контактировали с иными народностями, поэтому их костюм развивался почти без “посторонних” влияний. (Слайд 9) Основной одеждой была рубаха кeпе из тонкого белого холста, орнаментированная вышивкой и нашивками. Она имела прямой и длинный силуэт с небольшим расширением книзу, а также узкие рукава. Нагрудная вышивка “кеске” представляла собой две асимметрично расположенные по обеим сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных восьмиконечных звезд. У замужних женщин анат енчи рубашки, были украшены двумя ромбами из кумача на груди по обоим сторонам грудного разреза. На девичьих рубашках ромб был с одной стороны, а с другой шла наискось красная полоса. По самому грудному разрезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку, которая постепенно все уменьшалась в размере. Также в костюм замужней женщины кроме рубахи входили: головные повязки сурпан и сурпан тутри, нарядный головной убор хушпу, ушные подвески, шейные и оплечные украшения, разнообразные нагрудные и поясные подвески, а также передник. Девичьи одеяния выделялись головными уборами – нарядными шапочками тухья, а также характерными украшениями.

Основной частью низового костюма была рубаха кeпе из белого холста, аналогия рубахам средненизовых чувашей. (Слайд 10) На груди нашивались ромбы или ломанные линии (углы) из красных домотканых лент или полос. Узоры вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. В конце XIX века появились рубахи из цветных холстов. Для их украшения использовали яркие красные нашивки, покупное кружево, ленты. Широкие волнистые оборки в один-два яруса расширяли силуэт костюма. Таким образом, из декора “новых” рубах была вытеснена традиционная вышивка с изящными филигранными узорами. Из белого же холста изготавливались разнообразные принадлежности костюма: передники, кафтаны, разнообразные покрывала и платки. Сурпаном (платком) замужняя женщина полностью закрывала голову, шею и спину. Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных “копеек”. Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета. Надевали плотно прилегающие ожерелья с 2-3 рядами монет, округлое нагрудное украшение, чересплечную повязку теветь, нагрудник трапециевидной формы алка с наспинной частью в виде бахромы, покрывающей плечи. Украшения из серебра и бисера составляли с головными уборами единый художественно-образный ансамбль.

Обязательной принадлежностью чувашского женского костюма являлись штаны. У верховых они по крою были близки к мужским, у низовых – с широким шагом.

Мужской костюм состоял из белых холщовых или пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, тканого пояса, валяной шляпы, лаптей с онучами или сапог. Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. (Слайд 11) Так что по мужскому народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических групп чувашей.

Мужской праздничный костюм включал в себя халат шопaр с удлинёнными рукавами, сшитый из домотканого белого холста, с узорами по груди, плечам и спине. Особо выделялись наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками.

III. Практическая работа учащихся.

Предлагаю детям, используя художественные материалы (по выбору учащегося) выполнить эскиз чувашского народного праздничного костюма. Костюм может быть как женским, так и мужским. Напоминаю учащимся, что костюм необходимо украсить орнаментом, используя основные символы с помощью таблицы “Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем”, вывешенной на доске.

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем определить по эскизу (если это женский костюм) к какой этнографической группе чуваш принадлежит этот костюм?

(Учащиеся демонстрируют свои работы и все вместе определяем принадлежность женского костюма к этнографической группе.)

V. Домашнее задание.

Собрать иллюстративный материал по теме “Чувашские народные праздники”.

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...