Опыт применения приёмов СДО
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему

Тельных Ольга Викторовна

В данной статье я рассказываю о моем опыте применения СДО технологии на уроках изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_primeneniya_sdo.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Тельных Ольга Викторовна

учитель изобразительного искусства

                                                            МБОУ «Березовская СОШ №3»

                                         Березовского района

                                        Красноярского края

Выведение новых понятий на уроках ИЗО посредством выявления родового и видовых признаков

« Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю».

(Китайская пословица)

Младшие школьники с большим удовольствием занимаются изобразительной деятельностью. Но когда вопрос встает о теоретической стороне данной практики и учитель и ученики сталкиваются с рядом проблем, а именно:

- учащиеся часто путают и не оперируют понятиями;

- учащиеся не способны верно и последовательно сформулировать мысль;

- знания о конкретном объекте поверхностны и не систематизированы.

Данные проблемы значительно тормозят продвижение в освоении теоретической и практической стороны предмета, создают барьер между учителем и учеником, подавляя интерес к уроку.

Так, первые понятия, с которыми программа обучения предлагает познакомиться ученикам, входят в раздел жанров искусства – это такие понятия как «пейзаж», «портрет», «натюрморт». (но само понятие «жанра» раскрывается только в 7 классе, поскольку оно слишком абстрактно для восприятия). При знакомстве с ними складывалось первое впечатление, что дети усвоили материал, но на последующих уроках выяснялось, что нет четкого осознания о чем идет речь и при представлении не знакомого наглядного ряда дети начинали путаться в понятиях, а при более подробном выяснении вопроса обнаруживался факт полного не понимания о чем идет речь.

И только используя приемы диалектического обучения  на своих уроках, я смогла заполнить пробелы в знаниях детей теории изобразительного искусства на значительный процент.  Первое время на данную работу уходит большая часть урока, но впоследствии, при правильной организации урока, процесс протекает быстрее и оживленнее.

Например, словарь предлагает нам следующее определение понятия: «пейзаж – это жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников».  А «жанр» определяется как «внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности». И теперь, я думаю, вполне понятно, почему младшие школьники не могут оперировать данными понятиями: первое содержит слишком много видовых признаков, за которыми внимание и восприятие детей рассеивается, а второе для данного возраста звучит как отвлеченное определение.

Для решения данной проблемы я предложила детям выполнить следующее задание: По предложенному наглядному ряду (в наглядном ряде были предложены пейзажи, различного вида, техники и панорамности: фото, живопись, графика, аппликация, макет, а так же городской, сельский, горный, морской, лесной пейзаж, с изображением двора, поляны, пустыни и т. д.) составьте определение «пейзажа», выделив родовой признак и не более двух видовых признаков (при условии, что дети уже имеют опыт определения родового и видового признаков).

Дети строили свои версии 2 минуты индивидуально, 2 минуты в парах и 2 минуты в группах по 4 человека. Результат, к которому, практически обоюдно пришли дети меня удивил. Их ответом к заданию стало следующее определение: «Пейзаж – это изображение, на котором есть небо и земля». На мой вопрос «Почему вы определили, что это именно «изображение», а не картина?», учащиеся обратили мое внимание на то, что в наглядном ряде представлены не только картины, а есть фотографии, поделка, аппликация, рисунки и все это можно назвать одним словом – изображение. Из этого сразу же спонтанно выходит следующее задание: составить определение к понятию «изображение». Словарь в интернете предлагает нам следующую трактовку: «Изображение – это явление, объект, образ, подобный изображаемому, а так же сам процесс их создания». После работы детей над определением понятия у них вышел следующий результат: «Изображение - это отражение предметов, созданное руками человека».

Я намеренно в представленной наглядности разместила наряду с пейзажами различной панорамностью, еще и пейзажи, выполненные в различной технике, чтобы расширить поле деятельности учащихся, но результат превзошел все мои ожидания. Подобную работу мы с ребятами продолжили и составили определения на другие жанры.

Итак, при знакомстве с новым понятием

- я знакомлю детей с определением, которое предлагает словарь или несколько словарей;

- предлагаю к рассмотрению максимально полное разнообразие художественного воплощения к данному понятию;

- даю детям задание на составление определения путем выделения родового признака и не более двух видовых признаков (учащиеся выполняют задание индивидуально, в парах, в группах);

- представитель от группы учащихся высказывают свои предложения, которые записываются на доске и коллектив выбирает или синтезирует имеющиеся, то определение, которым мы в дальнейшем будем пользоваться.

Задание

Ответ учащихся

По предложенному наглядному ряду составьте определение понятия «портрет», используя родовой и не более двух видовых признаков.

Портрет – это изображение человека.

По предложенному наглядному ряду составьте определение понятия «пейзаж», используя родовой и не более двух видовых признаков.

Пейзаж – это изображение, на котором есть небо и земля.

По предложенному наглядному ряду составьте определение понятия «натюрморт», используя родовой и не более двух видовых признаков.

Натюрморт – это изображение предметов, связанных по смыслу.

Для детей младшего школьного возраста новые определения являются понятными и доступными, а самое важное, что это результат их интеллектуального труда.

 Главным результатом такой работы является осмысленное понимание моими учениками понятий, и я в своей речи могу свободно употреблять их, зная, что дети меня понимают. И дети стали использовать в своей речи те понятия, которые стали для них осознанными.

Библиографический список

  1. http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/ij/chto-takoe-izobrazhenie
  2. http://eurasian_wisdom.academic.ru/314/ЖАНР_В_ИСКУССТВЕ
  3. http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=пейзаж&from=xx&to=ru&did=&stype=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы Ньютона. Применение приёма переработки текста - «пятистрочие».

Применение приёма переработки текста - «пятистрочие». Цель: Оказать методическую помощь учителям в процессе обучения и оценивания знаний. Возможность использования активной формы обучения п...

Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС

Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"...

«Опыт применения технических средств при обучении с применением дистанционных технологий на уроках английского языка»

На уроках английского языка активно используются и успешно применяются два режима обучения, которые являются необходимыми для сохранения, формирования и дальнейшего развития необходимых иноязычных ком...

Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это с...

мастер-класс по применению приёмов технологии критического мышления

приёмы направлены на повышение мотивации учащихся...