Творческий проект эстетического содержания
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Симон Наталья Владимировна

Тема 

«Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»

(творческий проект эстетического содержания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное   дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска  детский сад   №5 «Мечта»  

«Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»

(творческий проект эстетического содержания)

Разработала:

Педагог дополнительного образования  Симон Наталья Владимировна

2017 – 2018 уч. г.

Паспорт проекта

  1. Творческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи).
  2. Продолжительность проекта - 2017 – 2019 уч. г.
  3. Участники проекта: педагог, дети, родители.
  4. Образовательная область – художественное творчество; интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
  5. Приоритетный вид деятельности – продуктивная; интеграция видов деятельности: музыкально – художественная, игровая, коммуникативная.
  6. Актуальность темы. Культуру России   невозможно   представить   себе   без   народного   искусства , которое  раскрывает   истоки   духовной   жизни   русского  народа , наглядно  демонстрирует   его  моральные   эстетические  ценности , художественный   вкус   и   является   частью   его   истории .Устное   народное   творчество , музыкальный  фольклор , народное  декоративно – прикладное  искусство  должны  найти   большее  отражение  в  содержании   образования  и  воспитании  подрастающего  поколения  сейчас , когда  образцы  массовой   культуры   других   стран  активно  внедряются  в  жизнь, быт, мировоззрение  детей. И  если  говорить  о  возможности  выбора  своих  жизненных  идеалов , эстетических  ценностей , представлений   подрастающим  поколением , то  надо  говорить  и  о  предоставлении  детям   возможности   знать  истоки  национальной   культуры   и  искусства. Народное искусство, являясь первоосновой  профессионального искусства, способствует  формированию  художественного  вкуса, основных  эстетических   критериев, развитию  эстетического  отношения   детей  к  профессиональному  искусству, природе, окружающей   действительности. Народное  искусство  как  проявление    творчества   народа  близко   по   своей  природе   творчеству   ребёнка  (простота, завершённость  формы , обобщённость  образа), именно  поэтому  оно  близко  восприятию  ребёнка, понятно  ему . В  народном  декоративно – прикладном  искусстве  окружающий  мир   отражается  условно, символами, здесь нет  натуралистического  воспроизведения, художник   избегает  излишней  детализации, но  сохраняет   целостность, законченность  образа. Условность  образа, нацеленность  на  типическое, красочность, декоративность, выраженность  эмоционального  настроя – эти  качества   народного   декоративно – прикладного  искусства  присущи  и  творчеству  детей , но , в  отличие   от   детского  творчества , в  народном   искусстве   это  не  случайность, а  выработанная, отточенная  веками  традиция . Детям  же  предстоит  ещё  осознать, принять  как   эстетический  идеал  совершенство   кажущейся  простоты  формы  в  дымковской   игрушке,  сочетание  цвета  в  Городецкой   росписи, композиционные   основы   хохломского  узора, изящество  синего, голубого  и  белого    в    гжельской   росписи. Включение   ребёнка   в   различные   виды  художественной  деятельности, основанные  на  материале  народного  творчества,  одно  из  главных  условий   полноценного  эстетического  воспитания  ребёнка  и  развития  его  художественно – творческих  способностей .  Исследователи  народного  искусства  В.Н. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что  оно  имеет  ярко  выраженные  характерные черты; традиционность, коммуникативность, коллективный  характер  творчества, высокое  совершенство  языка, человечность, связь  с  окружающей  жизнью. Говоря   о  народном  искусстве, Н.П. Сакулина  писала; «Народное  декоративное   искусство  отвечает  интересам  детей  старшего  дошкольного  возраста, даёт  богатую  пищу  их  художественному  восприятию, содействует    развитию  их  эстетических   переживаний   и  первых  эстетических  суждений!» Народное   искусство, включая  все  его  виды, обладает   большими  воспитательными   возможностями. Оно  несёт  в  себе  огромный  духовный  заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу  добра  и  справедливости .  Народное  искусство   позволяет   приобщать  детей  к  духовной  культуре  своего   народа , частью  которой   оно   является. Таким   образном , можно  сделать   вывод , что  данная  тема  является   актуальной   на   современном  этапе . Она   способствует   воспитанию  и   развитию  творческой   активности   детей   и   должна   широко   использоваться    в  воспитательно – образовательной    работе   ДОУ .
  7. Цель проекта: выявить влияние  декоративно – прикладного  искусства  на развитие творческой  активности детей.
  8. Гипотеза проекта: предполагаю, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством влияет на формирование представлений о данных видах искусства и развития творческой активности детей, а занятия по рисованию будут проходить более эффективно.
  9. Задачи проекта:
  • уточнить интерес к декоративно – прикладному искусству;
  • определить уровень восприятия и использование детьми декоративно – прикладного искусства в рисунках;
  • разработать методику активизации восприятия и развития творческой активности детей средствами декоративно – прикладного искусства;
  • выявить качественные изменения, произошедшие в изобразительной деятельности; проявление творчества в рисунках детей.
  1.  Предполагаемый результат: использование критериально – ориентированной методики нетестового типа, разработанной О.А. Соломенниковой (промежуточная оценка – 1 раз в полугодие; итоговая оценка – в подготовительной группе при выпуске ребенка из ДОУ в школу).
  2.  Предварительная работа: создание предметно-развивающей среды, включающей в себя подлинные предметы народного творчества (хохломскую и гжельскую посуду); разработка дидактического материала: художественно-развивающих игр, самодельных  настольных игр, динамических таблиц с поэтапным выполнением узоров, стилизованных образцов; подбор художественно-речевого и мультимедийного материала.
  3.  Сотрудничество с семьей:
  • консультации для родителей;
  • индивидуальные памятки;
  • мастер-класс для родителей с оформлением фотостенда «Подари красоту всем»;
  • совместный вечер развлечения на тему: «Добрым людям на загляденье».
  1.  Взаимодействие со специалистами: музыкальный руководитель, руководитель ИЗО деятельности.
  2.  Продукт проектной деятельности: рисунки детей, посуда, расписанная по мотивам хохломской и гжельской росписи.

План реализации проекта.

Вариативный методический комплекс.

№ п/п

Содержание педагогической деятельности

Материал, используемый педагогами МБДОУ из опыта работы

Год распростране-

ния

1

Инновационная деятельность

  1.  Творческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ДПИ»
  2.  Педагогический час с презентацией проекта на тему: «Творчество в рисунках детей под влиянием образцов народного ДПИ».
  3.  Открытые комплексные занятия на темы:
  • «Всех чудес чудесней наша Хохлома»
  • «Сине-голубое чудо» (по мотивам гжельской росписи)
  1.  Мастер-класс для родителей с оформлением фотостенда «Подари красоту всем»
  2.  Семинар-практикум на тему: «Формирование и развитие основ художественного творчества детей через народное ДПИ»

2017

(педсовет)

2019

2018

2019

2018

2019

2

Работа с детьми по развитию художествен-

ного творчества, обогащению знаний

  1.  Комплексная непосредственная образовательная деятельность детей (занятия по изобразительной деятельности с использованием мультимедийного сопровождения по ознакомлению с хохломской и гжельской росписями.
  2.  Проведение художественно-развивающих игр.
  3.  Диагностика уровня знаний детей о ДПИ, умений в изображении элементов и развития художественного творчества (за основу взяты критерии, разработанные О.А. Соломенниковой)
  4.  Отработка приемов и способов рисования различных декоративных элементов по мотивам хохломской и гжельской росписям, выполнение декоративных узоров и композиций с использованием традиционных и нетрадиционных художественно-графических техник.
  5.  Составление детьми рассказов на тему: «Откуда к нам пришел узор».
  6.  Использование игры, игровых приемов в работе: «Мастера – художники», «Художники – модельеры» и др.
  7.  Совместное творчество детей и взрослых – работа кружка «Мастерская народного творчества».
  8.  Выставка продуктов проектной деятельности – мини-вернисаж: «Мастерская юных художников».
  9.  Использование художественно-речевого материала и музыки.

10. Индивидуальная работа с детьми по отработке приемов и способов рисования элементов хохломской и гжельской росписи.

11. Вечер развлечений на тему: «Добрым людям на загляденье».

2017 – 2019

2017 – 2019

2017 – 2019

2017 – 2019

2018

2017 – 2019

2017 – 2019

2017 – 2019

2017 – 2019

3

Методическое обеспечение творческого проекта

  1.  Конспекты комплексной (интегрированной) непосредственной образовательной деятельности детей по рисованию по ознакомлению ДПИ.
  2. Конспект вечера развлечения на тему: «Добрым людям на загляденье».
  3.  Подбор художественно-речевого материала для использования на занятиях.
  4.  Картотека художественно-развивающих игр по ознакомлению с ДПИ, для развития эмоционально-чувствительной сферы и образного мышления, основ сенсорной культуры.
  5.  Подготовка материала для работы с родителями на тему: «Когда и как следует начинать приобщение детей к миру прекрасного».
  6.  Подготовка мультимедийного материала: компьютерных клипов, слайдов, видеофильмов, фотоматериалов, видеоальбомов.
  7.  Подбор предметов хохломской и гжельской росписи, иллюстраций, фотографий, динамических таблиц с последовательным выполнением элементов данных видов ДПИ.

2017 – 2019

2019

2017

2019

2018 – 2019

2017 – 2019

2017

Комплексно – тематический план работы  с  детьми по  сообщению  знаний  о  Гжельской  и  Хохломской  росписям, формированию  умений, навыков  в  рисовании  элементов,  характерных  для  данных  видов.

п/п

Вид  деятельности          

Цель

Организация

занятий

1

Выставка  Гжельской посуды. Беседа с  детьми о данном  виде росписи.  

Познакомить детей с  традициями, русским  художественным промыслом «Гжельская керамика», с историей его создания .

Рассматривание раз личных образцов по суды, выделение  основных элементов, характерных цветов.

2

Использование художественного  слова.

Праздничное  блюдо .

Освоение  простого Гжельского  орнамента –сеточка. Научить детей расположению орнамента на блюде. Нанесение орнамента  рисунка сразу кистью.

Рассматривание  блюда и посуды, выделение основного  узора орнамента, характерных цветов.

3

Индивидуальная  работа  с  детьми .

Рисование  орнамента  на  полосе .

Освоение традиционных форм Гжельской росписи в полосе .

Краткий рассказ  педагога обращает  внимание детей на  гармоничное сочетание посудной  формы и скульптуры  Гжельской художественной  майолики.

4

« Капелька »

Познакомить детей с традиционными элементами  Гжельской росписи «капелька».

Рассматривание данного мазка в росписи, где мазок лежит в основе многих узоров и  мотивов. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки .

5

Индивидуальная  работа  с  детьми .             Блюдце .

Освоить  простейшие  виды  растительных  орнаментов .

Знакомство с простым орнаментом в розетке с использованием мазков «капелька».

6

Бордюры

Освоение  традиционных  Гжельских  орнаментов  и  бордюров .

Рассматривание  образцов орнаментов  в народном искусстве  .

7

Чайник

Освоить  традиционные  мотивы  Гжельской  мазковой  росписи – цветка.

Рассматривание раз личных типов цветов  в изделиях Гжельских мастеров.

8

Терем

Осваивать технику Гжельского письма – мазок с тенями .

Знакомство детей с тонами Гжельских мастеров по росписи посуды с изображением: храмов, избы, мосты, дворцы .

9

« Синяя птица ».

Освоение главного мотива Гжельского народного промысла – птица .

Краткий рассказ детям о роли птиц в русской мифологии, о символики и суевериях, связанных  с птицами .

10

Рисование на силуэте «Маслёнка».

Учить рассматривать  элементы украшения  Гжельских узоров, составлять орнамент на силуэте из узких  и широких, завитков и  капелек .

Развивать художественный вкус, рисовать кайму по мотивам Гжельской росписи: точек, мазков, пружинок .

п/п

         Виды

     деятельности

       

               Цель      

       Организация

            занятий

1

Выставка  Хохломской  посуды . Беседа  с  детьми  о  данном  виде  росписи . Использова –ние  художественного  слова.

Познакомить  детей  с  традициями  древне –русским  художественным  промыслом « Хохломская » роспись , с  историей  его  создания.

Рассматривание  различных  образцов  по - суды , выделение  основных  элементов , характерных  цветов .

2

« Подарок  для  Мишутки ».

Освоить  от  простого  к  сложному  элементу  «травки» , « капелек», «усиков » , « завитков».

Рассматривание  с  детьми  чашку  с травным  узором, выполненную  мастером .

3

« Узор  травка ».

Освоение  простых  элементов  травного  орнамента .

Знакомство  с  элементами  Хохломской  росписи  : «травка »  осочки , травинки , капельки .

4

    Узор  « ягодка ».

На  учить  рисовать  узо-ры  кистью  и  печаткой – тычком .

Рассматриваем  изделия  Хохломских  мастеров , красоту  растительно – травного  орнамента .

5

        Вазочка

     для  цветов.

Освоение  Хохломской  росписи : ветка  спелых  ягод  обвивает  поверхность  изделия , создавая  непрерывную  полоску  орнамента .

Рассматривание  вазочки , расписанной  мастером , обратить  внимание  на узоры  и  формы  предмета .

6

Индивидуальная  работа  с  детьми .

Орнамент с «ягодками»

и « листочками ».

Использовать  Хохломской  орнамент  с  элементами  

«ягодки»  и  «листочки » .

Рассматривание  орнамента  с  разнообразными  Хохломскими  узорами .

7

          Роспись

      Салфетницы.

Учить  выделять  новые  элементы  Хохломского  узора  ( ягоды , листья ) , чередование  одного  из  фрагментов  на  завитке .

Рассматривание  работы  мастеров , обратить  внимание  детей  на  расположение  травинки , реснички , усики  и  ягоды

8

Рисование  узора  на  круге  « Ложка ».

На  учить  располагать  завиток  и  украшение : ягоды , листья , травинки ; рисуем  концом  кисти  травинки  и  всей  кистью  ягоды , листья  на  Хохломской  ложке

Рассматривание  Хох –ломской  ложки , выделять  узор  на  круге, чередование  на  основном  завитке  элементов  росписи .

9

Индивидуальная  работа  с  детьми.          

      Рисование

    « Кустиков ».

Освоение  Хохломских  узоров, выделяя  в  нём  элемент  « кустик » , составлять  узор  на  полосе , украшая  завиток  ресничками , травинками , усиками , соединяя  их  в  кустики .

Знакомство  с Хохломской  росписью , её  колоритом , растительно – травным  орнаментом .

10

           Панно

 «Золотая  рыбка ».

Познакомить  детей  с  изделиями  мастеров  Хохломы , их  цветовой  гаммой , основными  элементами  росписи                        

( « травка » , завитки ) и  способами  их  выполнения.

Вспомнить  отрывок  из  сказки  А.С. Пушкина  и  предложить  нарисовать  золотую  рыбку в манере  Хохломских  мастеров .

11

Экскурсия  на  вы –ставку  изделий  Хохломской  росписи   в  музей.

Обобщить и  расширить  знания  детей  о  Хохломской  росписи, воспитать  художественный  и  эстетический  вкус.

Рассматривание  

Хохломских  изделий, слайды, иллюстрации.

  1.  Оформление конечных результатов: презентация проекта, творческий отчет, просмотр интегрированных занятий, проведение дней открытых дверей; сбор, систематизация и анализ полученных данных; распространение педагогического опыта.
  2.  Условия реализации проекта:
  • интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • активное включение детей в различные виды деятельности: музыкально – художественную, продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
  • отбор художественного материала по различным видам народного искусства в соответствии с возрастными возможностями детей;
  •  учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
  • использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
  • бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
  • создание эстетически-развивающей среды, оформление и проведение праздников и досугов.

Список используемых источников

Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Гуреева И.В. – Волгоград: ИТД «Корифей».

Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.

Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.

Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.

Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. – М., 2009.

Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ  дошкольного образования. – М., 2010.

Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.

Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.

Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.

Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание творческого проекта по технологии

Основные пункты, которые должны содержаться в творческом проекте....

Проект "Совершенствование содержания и методики преподавания физики через развитие творческих способностей учащихся и компетентностного подхода к образовательному процессу"

Как слезы Бога... в утренней росе!И ангелы их собирают....Чтобы напиться чистоты...И радости...А Вы...хотите испытать блаженство?Тогда-напейтесь утренней росы…...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

Творческий проект "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Вашему вниманию предлагается презентация по опыту работы музыкального руководителя ДОУ на тему "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитиии детей дошкольного возраста 6-7 лет", результатом ...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Познавательно – творческий проект по эстетическому воспитанию обучающихся с ОВЗ «Камни - камешки»

Художественная роспись камней и составление их них разного рода композиций, картин способствует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей детей, коррекции высших психических функций.П...

Презентация "Познавательно - творческий проект по эстетическому воспитанию «КАМНИ - КАМЕШКИ»".

В презентации определены цели и задачи проекта, рассмотрены механизмы функционирования и этапы реализации проекта....