конспект урока "павловопосадские платки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Зинкина Марина Александровна

конспект урока, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_tablitsa_.docx66.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству.

Тема: «Павловопосадские платки»

Класс: 6http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513491/img1.jpg

Цель: Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров, создание узора для платка.

Задачи:

  • Развить представление учащихся о традиционных промыслах России, познакомив с историей происхождения павловопосадских набивных  платков, их промышленного производства.
  • Организовать работу над созданием эскиза платка по мотивам народного промысла, сохраняя мотив и колорит композиции и предлагая вариативное решение поставленной задачи.
  • Формирование представления о том, что платок – это обязательная часть гарднроба православной женщины.
  • Познакомить с историей происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства.
  •  Познакомить с разными вариантами композиционного решения орнамента.
  • Научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.
  • Воспитывать чувство восторга перед неизмеримой творческой фантазией природы, красотой ее цветосочетаний.

В результате урока учащиеся должны освоить следующие навыки:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание сопричастности к культуре своего народа,
- уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
основ эмоционально ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.


ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов;
- рисовать схемы размещения орнаментов на павловопосадских платках;
- повторять образцы павловопосадских цветов. 
- решать творческую задачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь, акварель). 
- рисовать угол платка с павловопосадскими узорами (простой карандаш). 
Учащиеся получат возможность научиться:
- подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно – творческой работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- анализировать, из каких деталей состоит объект. 
- изучать какие платки и шали носят женщины в крае. 
- вести поиск информации об истории производства павловопосадских платков и известных мастерах. 
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
- участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения.


Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно - творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять,
отрицать суждение, приводить примеры. 

Тип урока: урок усвоения новых знаний 

Задание:

Выполнить эскизы росписи павловопосадского платка, разных по колориту и композиции.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд:  образцы  работ по этой теме, схемы композиций платков, рисунки и фотографии цветов, иллюстрации с изображением павловопосадских платков, несколько платков с узорами, и павловопосадская шаль,  презентация  «Павлово-Посадские платки», видео «Плат узорный».

Материалы для учителя:  белая бумага, акварель,  гуашь, кисти, непроливайка, салфетка.

Литературный ряд: стихотворение Б. Дубровина «Узоры всей земли».

Оборудование для учащихся:

 Бумага 20*20 см, клеенка, гуашь, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

Предварительная работа.

Просмотр видеофильма «Плат узорный» (о павловопосадских платках).

Содержание урока.

Этапы

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

1

Организационный момент (3 мин)

 

Дети прежде чем начать урок давайте мы с вами послушаем стихотворение: (рассказывает Довыденко Соня)

На шелка легли узоры всей земли:
Небеса, поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой и цветом, и каймой
Ткань соперничает с летом и зимой.
И равнины из сатина напоказ,
Пламя клена и рябины манит глаз.
Если мы платок расстелем на поля,
То еще красивей станет вся земля.

Полная готовность учащихся к работе. 

2

Проблемная ситуация (2 мин)

Актуализация знаний (3 мин)

 

Дети вы прослушали стихотворение, давайте подумаем, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о платках)

Совершенно верно, но не просто о платках, а о павловопосадких платках.

А как вы думаете почему платки носят такое название Павловопосадские?

Все правильно, потому что центром производства данных платков является город Московской области Павловский Посад.

Таким образом, тема нашего урока называется: «Павловопосадские платки».

Как вы думаете, что нам на уроке сегодня нужно будет сделать? какое задание нам нужно будет выполнить? чему нам нужно будет научиться?

(Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров, научиться рисовать узор Павловопосадского платка).

Дети посмотрите на доску, какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов вот подумайте, что нам на уроке  сегодня нужно будет  узнать, для того, чтобы нарисовать фрагмент (эскиз) павловопосадского платка?

( о традиционных промыслах России, познакомится с историей происхождения павлопосадских набивных  платков,  организовать работу над созданием эскиза платка по мотивам народного промысла,  познакомить с разными вариантами композиционного решения орнамента).

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока, учитель записывает на доске.

Обучающиеся формулируют цель урока.

Самостоятельно формулируют задачи  урока.

3

Решение учебной задачи. (7  мин)

Цели:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Дети, а теперь я вам предлагаю познакомиться с историей возникновения платка. Об этом нам расскажет Поляков Денис.

Дети давайте посмотрим какую форму имеет платок? (квадрат)

А внутри квадрата у нас находится…? Как общим словом назвать? (узор, орнамент)

Т.е. квадрат имеет замкнутую композицию, в ней существует определенный порядок в расположении природных элементов.

А об орнаменте и о том как может располагаться орнамент в квадрате нам расскажет Маркина Валерия.

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Дети а как вы думаете откуда художник берет узоры?

 (ему показывает мать-природа).   

Обучающиеся выступают с подготовленным материалом.

 

4

Практическая работа. (20 мин)

Раздели квадрат диагональю и на получившихся треугольниках создай фрагменты (эскизы) росписи двух платков, разных по колориту и композиции.

Дети давайте подумаем, почему нам в задании предлагают выполнить композицию угла платка? Почему нам не предложили оформить полностью платок? (потому что композиция платка - это и есть композиция угла).

Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

Раньше узор платка делали с помощью набивки –

ручное производство, а сейчас с помощью трафарета-

машинное производство.

  1. Делим прямоугольник на две равные части

Диагональной линией.

 

  1. В одно из треугольников рисуем

гуашью цветы с помощью трафарета, под

руководством учителя.

  1. Дорисовываем листики.

В другой части детям предлагается

придумать свой узор павловопосадского

платка, используя разные художественные

материалы.

Работают.

Обучающиеся практически выполняют задание.

5

Подведение итогов занятия (2 мин)

Дети а как вы думаете платок может подчеркнуть красоту женщины?

Вот подскажите мне такой яркий, броский платок куда можно одеть?

(На праздник)

А вот простой платок с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный куда мы оденем? (на каждый день,будни)

А темный, черный? (если у женщины горе)

Устроить выставку платков. Отметить их разнообразие, яркость, праздничность, неповторимость.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

6

Домашнее задание (1 мин)

Подумать, над, чем еще работали художники декоративно-прикладного искусства.

Записывают домашнее задание.

7

Этап рефлексии

(2 мин)

Продолжите предложения.

  • Самым интересным на уроке было…
  • Самым сложным для меня было…
  • На уроке мне понравилось…
  • На уроке мне не понравилось…..
  • Эти знания мне пригодятся…

Обучающиеся  высказывают свое мнение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Платки Оренбурга

Урок на основе слайдовой презентации.Здесь рассказывается про пуховязальный промысел в Оренбуржье.Немного из истории и пуховязальный промысел в настоящее время.разработан для урока технологии 10-11 кл...

Мамин платок. Павлово - Посадские платки.

Презентация к уроку в 3 классе по программе Б. М. Неменского. Рассказывается о создании Павлово - Посдских платков. Представлен хороший иллюстративный материал....

Конспект урока по ИЗО на тему : «Рисование по образцу носового платка».

Конспект урока составлен для обучающихся в 1 классе школы 8 вида....

План-конспект открытого занятия «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента»

Народные промыслы сохранились в разных уголках Подмосковья. На занятиях объединения "Край родной" по теме: "Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента" обучающиес...

Конспект урока: Работа без ошибок. «Пошив головного платка»

На уроке применяются загадки, для коррекционного развития обучающихся, методические приемы "Верю- не верю,  чтение в слух. Учитель с обучающимися анализируют, определяют волокнистый состав т...

презентация к конспекту урока: "Работа без ошибок.Пошив головного платка"

В презинтации задания по разделу Материаловедения. Обработке тканей Технике безопасности....

План -конспект урок 5 класс Тема: Глаженье фартуков, косынок, носовых платков, салфеток.

Познакомить с историей появления современного утюга;с назначением, общим представлением об устройстве утюга; правилами глаженья изделий из хлопчатобумажной ткани....