Технологическая карта урока ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Никифорова Светлана Геннадьевна

Технологическая карта урока ИЗО по теме "О чём рассказали нам гербы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока ИЗО26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт  повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

О чём рассказывают нам гербы.

Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации

с 21.10-08.11.2014

Исполнитель: Никифорова Светлана Геннадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназия №71» («Радуга») города Кемерово

Консультант:

Новоселова Валентина Прокопьевна,

методист кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Кемерово 2014

 

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Класс: 5

Урок № 21

Тема: О чём рассказывают нам гербы

Задание: Создание своего герба

Цели для ученика

Освоить понятие –  геральдика, герб.

Научиться «читать» гербы.

Задачи

Образовательные:

- познакомить с  основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в нём;

-  сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей

Развивающие:

- развивать  творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно – образное мышление

Воспитательные:

-  Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны, расширять кругозор;

- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости

Тип урока: урок изучения нового учебного материала;

Опорные понятия, термины: геральдика, эмблема, герб, символы

Зрительный ряд:  

- икона «Чудо Георгия о Змие» 14 век

- Рафаэль «Святой Георгий» 1505-1506гг.

-Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом» 1456г.

- плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг)

- схемы – таблицы с изображением основных элементов классического герба  и т.д.

Литературный ряд: текст Гимна России

Музыкальный ряд: Гимн России

Оборудование для учащихся: гуашь, акварель, цветные карандаши, карандаш, кисти, бумага, ножницы.

УМК:

1.Горяева,Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций /Н.А.Горяева, О.В.Островская,  под ред. Б.М.Неменского.- М.:Просвещение,2014. – 176с.: ил.-(ФГОС)

2.Горяева,Н.А. Рабочая тетрадь к учебнику /Н.А.Горяева, О.В.Островская, «  изобразительное искусство. Твоя мастерская». 5 класс. –М., «Просвещение», 2014

Формы контроля:

Домашнее задание: выполнить  герб школы, разгадать кроссворд (рабочая тетрадь, с.27)

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Предметные и метапредметные УУД

 1. Организационный момент (1 мин)  

 Проверяет  готовность учащихся к уроку  

 

    Проверяют наличие художественных материалов и принадлежностей. Обратить внимание на соседа: готов ли он к уроку. При необходимости, оказать содействие, выручить (предложить альбомный лист, карандаш, ластик и т.д.).

Регулятивные УУД

 Способность к самоподготовке, концентрации внимания; проявление дисциплинированности, аккуратности, заботы об одноклассниках. Приобретение навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

2.  Проверка домашнего задания (5 мин.)

Проверяет  качество выполнения д/з., устанавливает  правильность, полноту и осознанность выполнения,  выявляет  и устраняет  в ходе проверки обнаруженные проблемы, напоминает  о ранее изученной роли декоративного искусства в жизни общества

 Группа учащихся готовит экспресс-выставку, краткий анализ, учащиеся-зрители оценивают выполнение домашнего задания детьми.

Личностные УУД  

Умение анализировать, сравнивать, выражать свои мысли. Моделирование и преобразование объекта, поиск  и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи. Нравственно-эстетическое оценивание.

3. Мотивация учебной деятельности  (5 мин)

 Звучит фрагмент гимна России (ученики встают)

Слушают   музыку и определяют её назначение 

Личностные УУД   сформированность основ гражданственности, любви к своей стране, уважения к традициям и культуре.

Предлагает рассмотреть гербы.

Что изображено на гербах?

Чем гербы отличаются друг от друга?

  Анализируют формы гербов, выявляют  общее, определяют различия

Где вы встречались с похожими изображениями?

Эмблемы машин, фирм

Кто такой Георгий Победоносец? Что выражает этот символ? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Высказывают свои предположения, подчеркивают характеристики символа, определяют причины его сегодняшней актуальности

5. Изучение нового материала (8 мин)  

 Знакомит с понятиями геральдика, герб, эмблема, символика, геральдические фигуры, негеральдические фигуры, щит, щитодержатели, корона, шлем, намёт,  девиз, мантия, металлы. Объясняет значение цвета и фигур  в символике, происхождение эмблем и гербов, их назначение, показывает основные части классического герба.

Проводит параллель с ранее изученным материалом по роли декоративного искусства в жизни человека  и общества. Говорит о роли геральдики в жизни рыцарского общества, о фамильном гербе как знаке достоинства его владельца, символе чести рода, о гербах ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражении характера их деятельности

Самостоятельно работают с учебником (1, с.134-138) 

Записывают новые термины, зарисовывают формы щитов

Определяют причины возникновения того или иного дополнения к гербу

 Сравнивают гербы разных городов

Подчеркивают характеристики символов.

Формулируют выводы  своих наблюдений.

 

Познавательные УУД

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

4. Подготовка к художественной деятельности (3 мин.)    

 Формулирует задание « Придумать и изобразить свой собственный герб»

Предлагает рассмотреть  варианты:

 выбор  формы щита,  его деление, фигуры – символы, дополнения к щиту, цвет, девиз  

 Обдумывают замысел своего герба, рассматривают варианты формы, деления, дополнения к щиту, придумывают девиз

 

Регулятивные УУД

Развивать умения планировать свои действия в соответствии творческой задачей

5. Практическая работа  (15 мин)

Организует индивидуальную практическую работу.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Контролирует выполнение работы. Осуществляет: правильность, осознанность изучаемого  материала; выявляет  пробелы в  понимании темы, основных  терминов, проводит коррекцию пробелов  в осмыслении материала. Развивает творческий потенциал детей;  воспитывает  самостоятельность, аккуратность;  проверяет усвоение изложенного материала

Выполняют работу  индивидуально  на листе бумаги, вырезают форму щита, украшают её, дополняют

Осмысливают  и закрепляют новые знания на практике

Предметные УУД

Создавать декоративную композицию герба ( с учётом интересов и увлечений), добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения

6. Подведение итогов художественной деятельности (2-3 мин.)

Устанавливается соответствие между задачами урока и его результатами.

  Организует обсуждение результатов практической деятельности.

Высказывает оценочные суждения.  

 Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимопроверку.

Высказывают своё мнение о результатах работы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные УУД

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, способность к самооценке и самоконтролю, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

7. Сообщение домашнего задания (2  мин.)

Объясняет особенности выполнения д/з.  

Знакомит детей с критериями оценки домашней работы

Записывают в дневники задания, при необходимости обращаются за разъяснениями.

 

8. Рефлексия деятельности на уроке (3 мин.)

  Оценивает  работу  класса и отдельных учащихся, инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психологического состояния на уроке; мотивации собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывает  толерантное отношение друг к другу.

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

9. Уборка рабочего места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...