Рабочая программа по ИЗО 6 класс 2018-19
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Коршунова Наталья Валентиновна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия 61

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                                Директор ГБОУ гимназии №61

Педагогического совета                                                                          ___________________

протокол №___ от_________                                                                                     Т.А.Казеева

                                                                                                           Приказ №____ от_________  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

В 6- х КЛАССАХ

(6 "А", 6 "Б" 6 « В» классы)

Составитель:

Коршунова Наталья Валентиновна

учитель первой

квалификационной категории

Согласовано:

Председатель М О учителей гуманитарного цикла

Роскрут Оксана Борисовна

________________________

Санкт-Петербург

2018 – 2019учебный год


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» (6 класс) как документ, конкретизирующий Основную образовательную программу основного общего образования ГБОУ гимназии №61, состоит из двух разделов: «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование».

Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для VI класса создана на базе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии №61 г. Санкт Петербург..

Цели, ценностные ориентиры, планируемые результаты, общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство», тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся, место предмета в учебном плане гимназии приведены в ГБОУ гимназии №61 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Данная рабочая программа нацелена на конкретизацию планируемых результатов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методического комплекса, норм оценок по предмету и введение раздела «Календарно-тематическое планирование», конкретизирующего содержание образования поурочно.

Выбор УМК Г.И Даниловой по Мировой художественной культуре обусловлен реальными возможностями учащихся 6-ых классов гимназии, которые занимаются хореографическим творчеством, обладают высоким уровнем интеллектуального развития, развития теоретической и практической составляющих интеллекта, вербально-лингвистических навыков и логического мышления.

Для учащихся 6-х классов, которые занимаются хореографическим творчеством, приоритетными видами деятельности являются концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая, которые реализуются в проектных, групповых и индивидуальных работах (постановка и создание танцевально-сценических образов) и призваны обеспечить оптимальное развитие творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей творческой профессии.

Данным учащимся рекомендуются упражнения повышенной сложности и творческого характера, т. к. они способны изучать программу повышенного уровня, принимать участие в творческих, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

Классы проявляют предрасположенность к предметам гуманитарного и эстетического цикла: учащимся присуще чувство языка, хорошая скорость восприятия словесного материала, способность к вербальному восприятию, пониманию содержания.

Учащиеся проявляют склонность к практическому мышлению: хорошо развиты ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти, для решения практических задач, повседневных проблем и ориентации в окружающем мире.

Эти учащиеся обладают хорошими способностями, достаточным уровнем сформированности знаний, умений и навыков для успешного освоения программы по предмету «Изобразительное искусство».

Учащиеся проявляют предрасположенность к предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов: учащимся присуще чувство языка, хорошая скорость восприятия словесного материала, способность к вербальному восприятию, пониманию содержания; они способны применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие, аргументировано обосновывать высказанную точку зрения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе:

Личностные результаты:

— формирование мировоззрения, представления о формах искусства;

— развитие умений и навыков познания посредством искусства;

— накопление опыта эстетического переживания;

— формирование творческого отношения к проблемам;

— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности.

воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, толерантности, приверженности национальным, этническим и региональным культурным ценностям

Метапредметные результаты:

— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

— поиск аналогов в искусстве;

— развитие способности аргументировать свою точку зрения;

— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

— применение методов познания через художественный образ;

— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты:

— наблюдение (восприятие) объектов искусства;

— восприятие смысла художественного образа, произведения искусства;

— представление места и роли искусства в жизни человека и общества;

— представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

— осознание ценности искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям родного края;

— уважение и осознание ценности культуры народов, освоение ее духовного потенциала;

— формирование коммуникативной, информационной компетентности; овладение культурой устной и письменной речи;

— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

— реализация творческого потенциала; использование выразительных средств искусства в собственном хореографическом творчестве.

– осознавать ценность искусства разных народов мира ;

– уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России

– проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа  и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях (в устных и письменных ответах, подготовленных материалах, создаваемых танцевально-художественных композициях и т. д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде.

Ученик научится:

  • понимать единство истоков различных видов искусства;
  • проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, связанных с библейской историей, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
  • наблюдать, описывать и интерпретировать произведения искусства;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся зарубежных и русских мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;
  • воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства;
  • осознавать уважительное и доброжелательное отношение к самобытной культуре, психологическому складу и самосознанию других народов и этнических групп, проживающих на территории региона;
  • проявлять эмоциональную отзывчивость к художественным и музыкальным произведениям при их восприятии;
  • различать тему, сюжет и содержание произведения искусства
  • владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса.
  • анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства
  • высказывать суждения о творческой работе одноклассников.
  • использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме
  • анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;
  • участвовать в коллективной художественно-творческой деятельности (игры, обряды и др.); уметь видеть в обычном, будничном, необыкновенное, особенное, оригинальное;

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике произведений искусства;
  • рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, искусства и литературы;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике художественных образов;

Контроль за достижением учащимися предметных результатов в 6 классе осуществляется с помощью следующих форм: развернутый ответ на вопрос; комментирование; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом; сообщение по выбранной теме, выполнение творческих заданий, создание презентаций.

Контроль за достижением учащимися предметных результатов в 6 классе осуществляется на основе КИМов:

- Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013. (используются задания творческих мастерских);

- тематические контрольные работы, созданные учителем.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы по Мировой художественной культуре охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям ФГОС ООО. При изучении предмета проводится текущий и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы: развернутый ответ на вопрос; комментирование; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом; сообщение по выбранной теме, творческое задание, создание презентаций.

Уроки контроля выделены в КПТ жирным шрифтом.

Контроль планируемых результатов освоения программы:

  1. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
  2. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
  3. На персонифицированную итоговую оценку на ступени основного общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
  4. Предметом итоговой оценки является способность\  неспособность  обучающегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
  5. Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом неперсонифицированных  мониторинговых исследований.
  6. Основными видами контроля являются:
  • стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов), носит диагностический характер,  цель стартового контроля -  зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
  • промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
  • контроль динамики индивидуальных образовательных достижений;
  • итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных триместра и учебного года.

7. Формы контроля:

  • стартовые диагностические работы на начало учебного года;
  • стандартизированные письменные и устные работы;
  • комплексные диагностические и контрольные работы;
  • тематические проверочные (контрольные) работы;
  • самоанализ и самооценка.

Количество тематических, проверочных, диагностических  и итоговых работ установлено рабочей программой.

8. Основными функциями   оценки являются:

  • мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
  • диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
  • воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
  • информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.
  1. Методы оценивания:
  • наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за коммуникативных и исследовательских умений),
  • оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (задания-тренинги, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
  • тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
  • оценка открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
  • оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);
  • оценка результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений и т.п.).
  1. Перевод уровней достижений учащегося (письменные работы, тесты, контрольные, самостоятельные, проверочные,  комплексные работы) в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

40-50%

Менее 40%

высокий

повышенный

базовый

пониженный

низкий

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»


  1. Перевод уровней достижений учащегося (устные ответы) в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Высокий уровень  - отметка «5»

Повышенный уровень – отметка «4»

Базовый уровень  - отметка «3»

Пониженный уровень – отметка «2»

Низкий уровень  - отметка «1»

Обучающийся применяет полученные знания оригинально, нестандартно, формирует самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных универсальных учебных действий, его устный ответ, практическая деятельность в полном объеме соответствуют требованиям учебной программы.

Обучающийся легко выполняет практические задания на уровне переноса знаний, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности, его устный ответ, практическая деятельность или её результаты соответствуют высокому уровню усвоения учебной программы ФГОС ООО.

Обучающийся демонстрирует полное понимание сути изученной теории и легко применяет ее на практике, четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить в простых случаях. Его устный ответ, практическая деятельность и её результаты соответствуют повышенному уровню усвоения учебной программы  и ФГОС ООО.

Обучающийся отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способности к самостоятельным выводам или обучающийся объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез,  его устный ответ, практическая деятельность и её результаты в общем соответствуют базовому уровню усвоения учебной программы  и ФГОС ООО.

Обучающийся отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, его устный ответ, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы и ФГОС ООО, имеются существенные недостатки и грубые ошибки.

Обучающийся не отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов, даже когда ему предъявляют их в готовом виде, его устный ответ, практическая деятельность не соответствуют требованиям программы и ФГОС ООО, имеются такие недостатки и грубые ошибки, которые обучающийся не может и не хочет  устранять, вследствие чего дальнейшее изучение темы (предмета) не может быть успешным или обучающийся отказывается от ответа (его работа отсутствует по неуважительной причине).


Учебно-методический комплекс

п/п

Класс

Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована)

Учебник (автор, название, издательство, год издания)

Учебная дополнительная литература для учащихся

Учебно-методическая литература для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания)

1

2

3

4

5

6

7

1

6

Примерные программы основного общего образования. Искусство. /Стандарты второго поколения - М.: Просвещение, 2010г.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2011

Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013.

1) Энциклопедия для детей том 7. «Искусство» ч.1-3; М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007

2) Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств, М.:Махаон, 2007

1) Мировая Художественная культура. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И.. Изд. 2-е перераб./Сост. Н.Н. Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей».

2) Информационные технологии на уроках МХК / авт.-сост. Н.В.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2011.

Задания творческих мастерских и Вопросы и задания для самоконтроля учебников

1) Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013.  

2) Контрольно-измерительные материалы разработаны учителем.

Содержание предмета «Мировая художественная культура» 6 класс

I. Сюжеты и образы Ветхого Завета

Введение. В мире библейских сюжетов и образов. Библия— величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Ветхий и Новый Завет. Духовное богатство, красота библейских сюжетов и образов как источник творческого вдохновения.

Сотворение мира. Первые строки Библии о сотворении мира. Микеланджело, его фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Саваоф Микеланджело — первый художник и ваятель Земли, обладающий безграничными творческими возможностями. У. Блейк «Сотворение мира». Оратория И. Гайдна «Сотворение мира»— восторженный гимн жизни и Человеку. Фрески Микеланджело «Сотворение Адама», «Сотворение растений и небесных светил» и «Отделение суши от воды». Картина Я. Тинторетто «Сотворение животных».

Жизнь первых людей на Земле. «Сотворение Евы»— фреска Микеланджело в Сикстинской капелле, ее аллегорический смысл. Картины В. Васнецова «Блаженство рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева. Интерпретация сюжета в стихотворении И. Бунина «Искушение». Сюжет о грехопадении первых людей и его смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Два разновременных эпизода библейской легенды: последний миг безмятежного счастья в раю и жестокий удар судьбы за совершенный грех. Внутренний протест Адама, готового защитить Еву. Фреска Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая»— драматизм сюжета, безысходное отчаяние и стыд первых людей. Меч, занесенный над их головами, как символ справедливого возмездия за грехи. Библейская легенда о жизни первых людей в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Идея свободы человеческой личности, добровольности греха и ответственности человека за свои поступки. Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и «дьявольского» в музыке А. Петрова к балету «Сотворение мира». Тема разрушения и бесчисленных бед, выраженная в музыке и танце. Экспрессия чувств и радость любви, озарившие жизнь первых людей. Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета (по выбору).

Каин и Авель. Легенда об Авеле и Каине, ее нравственный смысл. Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Убитый Авель». Отсутствие раскаяния и мольбы о пощаде в совершившем злодеяние Каине. Авель— безвинная жертва преступления. Картины А. Лосенко «Каин» и «Авель». Темные страсти, злые помыслы души Каина и страдающая от боли и отчаяния душа Авеля. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д. Байрона «Каин». Сложный и мучительный путь Каина к преступлению. Каин— бунтарь,  усомнившийся в величии Бога. Фрагмент «Каин и Авель» из художественного фильма «Библия в начале». Фрески Феофана Грека «Голова Авеля» и Дионисия «Авель». Кротость, смирение, покорность и доброта, переданные в произведениях.

Всемирный потоп. Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Строительство Ноева ковчега. Картина Ф. Бруни «Всемирный потоп». Сила человеческих чувств и эмоций, переданных в произведениях художников. Фреска Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле Ватикана. Человек перед лицом приближающейся смерти, изображение его сильных и слабых сторон. Драматизм сюжета и надежда людей на спасение. Мозаики «Ной выпускает голубя из ковчега» и «Ной и животные покидают ковчег» в соборе Сан-Марко в Венеции. Фрагмент «Ной и Великий потоп» в художественном фильме «Библия в начале».

Вавилонская башня. Легенда о Вавилонском столпотворении, ее смысл. «Вавилонская башня» П. Брейгеля— наглядный урок людской глупости, человеческой гордыни и греховной самонадеянности. Гротескный язык художника, передающий впечатление немыслимой грандиозности сооружения. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Вавилон». Прославление созидательного человеческого труда или дерзкое желание простых смертных возвыситься в своем величии до Бога? Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Миссия праведного Авраама— сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Аврааму Бога и двух ангелов в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет «Ветхозаветная Троица» в древнерусском изобразительном искусстве. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Византийский канон в интерпретации сюжета. Необходимость подчиняться провидению, молчаливая покорность судьбе — главные темы произведения. «Троица» Андрея Рублева — глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение. Отход автора от византийских и греческих канонов. Художественный образ единства, жертвенной любви и добра. Икона Симона Ушакова «Святая Троица» (по выбору). Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Л. Андреева «Троица». НРЭО: «Под сенью куполов»: Сюжеты росписей Свято-Троицкого собора Челябинска.

Жертвоприношение Авраама. Принесение Исаака в жертву — утверждение идеи абсолютного послушания Богу и верности данному слову. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Исаак и Авраам» (диалогичность повествования). Символический смысл поэтических образов. Картина Тициана «Жертвоприношение Авраама». Немое противоборство, негодующий вызов небесам, требующим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу. «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Философские раздумья автора о человеческих судьбах. Напряженность и драматизм происходящего, переданные художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. Лосенко «Жертвоприношение Авраама». Безвинно страдающий Исаак — покорная жертва. Поединок жестов и взглядов Авраама и небесного ангела. Изумление, скорбная решимость, ужас Авраама, вынужденного совершить этот жестокий поступок. Фрагмент «Авраам и Сарра» в художественном фильме «Библия в начале» (по выбору).

Чудесный сон Иакова. Сюжет благословения Иакова в картине Х. Риберы «Исаак благословляет Иакова», таинственность происходящего. Э. Мурильо «Благословение Иакова Исааком». Хитрость Ревекки. Путь Иакова в Месопотамию. Чудесный сон Иакова. Картина Э. Мурильо «Сон Иакова» как воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа (по выбору). Благополучное возвращение Иакова на родную землю. Иаков— родоначальник народа израильского. Иосиф и его братья.

Иосиф — любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья. Продажа Иосифа в рабство. Картина К. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Жестокость и коварство братьев, покорность Иосифа. Картина Д. Веласкеса «Одежда Иосифа». Иосиф в Египте. Особый дар провидения, снискавший ему расположение египетского фараона. Картина А. Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару». Великодушие Иосифа, простившего коварных братьев. П. Корнелиус «Иосиф толкует сон фараона» и «Иосиф, узнаваемый братьями» (по выбору).

Мечты о Земле обетованной. Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти «Моисей перед горящим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. На пути к Земле обетованной. Стихотворение А. Апухтина «Когда Израиля в пустыне враг настиг...». Переход израильтян через Красное море. Книжная миниатюра «Переход через Красное море». «Сбор манны в пустыне»— картина Н. Пуссена. Моисей, показывающий  людям, кому они обязаны столь щедрым подарком. Картина Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» — рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле обетованной. Скрижали Моисея. Моисей на горе Синай. Десять заповедей, их общечеловеческий и нравственный смысл. Моисей со скрижалями в картинах Рембрандта и Ф.Шампеня (по выбору). Готовность Моисея научить людей жить по законам, данным Богом. Сюжет «Поклонение золотому тельцу» в картине Н. Пуссена. Внимание художника к переменам в действиях и настроениях людей, вызванных неожиданным появлением Моисея. Картина Ф. Бруни «Медный змий». Драматизм происходящего. Просьба Моисея о спасении израильского народа. Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело «Моисей», история его создания. Внимание скульптора к передаче духовных качеств героя. Образ великого пастыря— воплощение сурового и сильного характера. Сопоставление со скульптурой С. Эрьзи «Моисей» и картиной М. Врубеля в Кирилловской церкви Киева (по выбору). Поэтическое воплощение образа в стихотворении В. Ходасевича «Моисей».

Повторение и контроль знаний.

Самсон, раздирающий пасть льва. Богатырь Самсон— судья, управляющий израильским народом. Гравюра А. Дюрера «Самсон убивает льва» — необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. Образ могучего исполина-богатыря, смело шагнувшего навстречу разъяренному хищнику. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи «Самсон и Далила» и Рембрандта «Ослепление Самсона». Опера К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

Саул — царь Израиля и Давид. Саул— первый израильско-иудейский царь. Давид— его достойный преемник. Поединок Давида и Голиафа, его поучительный смысл. Скульптура Донателло «Давид». Лиричность и мечтательность героя. Образ Давида в скульптуре Микеланджело— символ эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения. Сравнение со скульптурами А. Верроккьо и Л. Бернини «Давид», их отличительные особенности (по выбору). Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности. Картина Рембрандта «Давид и Ионафан». Картина Рембрандта «Давид и Урия». Мастерство художника в передаче душевного состояния героев. Художественный фильм «Царь Давид» (1985).

Псалмопевец Давид. Особый поэтический дар Давида. Картина Рембрандта «Давид перед Саулом». Книга псалмов, или Псалтырь, ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси. Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М. Березовского. Концерт «Не отверже мене во время старости» и выраженное в нем сокровенное желание человека достойно закончить свой земной путь. НРЭО: исполнение Духовного концерта Березовского челябинскими музыкантами (Академический хор В.Михальченко). Ода Г. Державина «Властителям и судиям» и ее сопоставление с текстом псалма 81.

Мудрость царя Соломона. Вступление Соломона на престол Израиля. Фрагменты из повести А. Куприна «Суламифь». «Песнь песней» царя Соломона — непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Жанр притчи. Притча о двух матерях  («Соломоново решение») в картине Н. Пуссена «Суд Соломона». Надежда на справедливое разрешение конфликта в картине Н. Ге «Суд царя Соломона». Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро делла Франчески.

II. Сюжеты и образы Нового Завета

Рождение и юность Марии. Легенда о рождении Марии. Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Картина Ж. де Латура «Воспитание Богоматери». Картина Тициана «Введение Марии во храм». Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.

Благая весть. Архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую весть о непорочном зачатии и рождении Спасителя рода человеческого. Евангелие от Луки и апокрифы— основной источник воплощения сюжета. Художественная интерпретация сюжета в стихотворении М. Кузмина «Благовещение». Древнерусская икона «Устюжское Благовещение». Величавая кротость Богоматери, принявшей Благую весть. Фреска «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Изысканная гамма прозрачных тонов, радостная россыпь ярких красок. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. «Благовещение» (Галерея Уффици) и «Благовещение» (Лувр) Леонардо да Винчи. Богатство колористической гаммы, тонкое мастерство в передаче материи и цвета, оригинальность композиции и пейзажного фона. Сопоставление картин С. Мартини и С. Боттичелли на сюжет Благовещения (по выбору). Роман И. Шмелева «Лето Господне».

Чудесное рождение Христа. Приход в мир Спасителя— важнейшее событие христианской истории. Звезда Вифлеема как символ, указывающий место рождения Христа. Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона «Рождество Христово» (круг Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной и величавой тайны. Просветленная сосредоточенность Богоматери, ее погруженность в раздумья о будущей судьбе сына. Новые элементы в изображении сюжета Рождества Христова в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Стихотворение В. Набокова «В пещере». Духовная музыка русских композиторов: «Слава в вышних Богу» Д. Бортнянского, «Рождественский концерт» В. Титова (по выбору). Особая праздничность и ликующая радость, переданные в музыкальных произведениях. Роман И.Шмелева «Лето Господне» (главы по выбору). НРЭО: «Под сенью куполов»: Христорождественский собор Челябинска.

Поклонение волхвов. Особенности трактовки сюжета поклонения волхвов в произведениях мирового искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Рождественская звезда». Картина «Поклонение волхвов» С. Боттичелли. Библейский сюжет в картине как прославление семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита, мастерство композиции. Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Монументальность и значительность композиции, достигнутые на основе научных исследований автора. Картины Эль Греко и Ж. де Латура «Поклонение пастухов» и А. Дюрера «Поклонение волхвов». Трактовка сцены как волшебного видения, сна, происходящего на земле и небесах. Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б. Пастернака «Рождественская звезда». Художественная интерпретация сюжета древнерусским мастером Дионисием на фреске «Скачущие волхвы».

Образы Сретения. Принесение первенца Иосифом и Марией в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Поэтическая  интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение». Символическое звучание сцены как встречи уходящего века с миром новым, возвестившим о надежде на грядущее спасение. Сюжет Сретения в древнерусской иконописи. Икона «Сретение» из Кашинского иконостаса и переданная в ней торжественность происходящего. Внутренний трепет юной Марии, убежденность вдохновенной Анны-пророчицы, благоговение Иосифа. Молитвенное и бережное приятие младенца старцем Симеоном. Иконы «Сретение» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и из Великого Новгорода. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм». Предчувствие надвигающейся опасности, переданное в напряженном внимании, тревожных жестах и скорбных переживаниях Богоматери. Картина Рембрандта «Симеон в храме». Молитва ветхозаветного праведника Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...», символизирующая встречу старого и нового миров (по выбору).

Бегство в Египет. Неудавшаяся попытка иудейского царя Ирода погубить младенца Иисуса. Фреска Джотто «Избиение младенцев». Кровавое действо, учиненное спокойным

и равнодушным царем. Драматизм происходящего в картине П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Зловещий характер пейзажного фона. Стихотворение Д. Любарского «Избиение младенцев». Фреска Джотто «Бегство в Египет». Драматическая напряженность сцены, мастерская передача эмоционального душевного состояния героев. Картины Караваджо и Э. Мурильо «Отдых на пути в Египет».

Проповедь Иоанна Крестителя. Детство и отрочество Иисуса Христа. Иисус на реке Иордан. Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо «Иоанн Креститель» и ее символическое звучание. Особенности трактовки образа библейского пророка. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г. тот Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне» и иконе Андрея Рублева «Иоанн Предтеча» (по выбору). Картина П. Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя», необычность трактовки сюжета. Многолюдность композиции, мастерство в изображении внутреннего мира людей, внимающих пророку. Картина А. Иванова «Явление Христа народу». Миг душевного переворота, нравственного очищения и просветления, запечатленный в произведении. Картина П. Веронезе «Христос среди книжников».

Крещение. Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Красочность цветовой гаммы и ее символическое звучание. Особое золотое свечение иконы, придающее ей торжественный и праздничный облик. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина «Крещение Христа» П. делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко «Крещение Иисуса». Феерическая игра световых лучей, богатство цветовой гаммы, напряженность и неровность линий. Затаенная светлая печаль на лице Иоанна Крестителя как символ грядущих страданий Христа. Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б. Кустодиева «Крещение» и романе И.Шмелева «Лето Господне». Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В. Титова «Днесь Христос на Иордан прииде креститеся».

Повторение и контроль знаний.

Творимые чудеса. Сюжет об искушении Христа дьяволом в пустыне. Картина И. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Мучительный выбор дальнейшего жизненного пути, размышления о судьбах человечества. Драма человека, взявшего на себя ответственность за нравственное спасение людей. Двенадцать учеников (апостолов) Иисуса Христа. Брак в Кане Галилейской — первое божественное проявление чудодейственной силы Христа. «Брак в Кане» Джотто и Я. Тинторетто. От будничности, естественности и простоты во фреске Джотто к многофигурной торжественной композиции, передающей впечатление радостного и оживленного праздника в картине Тинторетто. Картина П. Веронезе «Брак в Кане». Картина Рафаэля «Чудесный улов». Диалог Христа и Петра — духовный центр картины. Картина И. Репина «Воскрешение дочери Иаира». Беспокойство и волнение, борьба жизни и смерти, запечатленные художником. Сопоставление с картиной В. Поленова на тот же сюжет. Фреска Т.Мазаччо «Чудо со статиром». Внимание художника не к чудодейственному событию, а к непреклонной воле Христа. Особенности композиции произведения. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н. Ге «Христос и Никодим», глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев. Картина Я.Йорданса «Христос, просвещающий Никодима».

Нагорная проповедь. Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь— суть христианского учения. Поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Иисус с учениками на горе Фавор. Сюжет «Преображения» Иисуса Христа в картине Рафаэля. Необычность события, переданная с помощью композиции, пейзажного фона и колорита картины. Особенности интерпретации сюжета Преображения в иконе Андрея Рублева (по выбору).

Притчи Христа. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее иносказательный смысл. Притча о блудном сыне — притча о покаянии и прощении. Картина И. Босха «Блудный сын»— человек перед мучительным выбором своей дальнейшей судьбы. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»— духовное завещание художника грядущим поколениям. Идея всепрощающей любви к униженному и страждущему человеку, мастерство ее художественного воплощения. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П. Брейгеля «Слепые». Обобщенный образ духовной слепоты, берущей верх над слепотой физической. Картина Рембрандта «Притча о работниках на винограднике» и фреска Дионисия «Притча о девах разумных и неразумных».

Тайная вечеря. Торжественный въезд Христа в Иерусалим. Фреска Джотто «Вход в Иерусалим». Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов— два аспекта толкования сюжета. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Разрушение и трагическое обретение гармонии, идея бесконечной любви, кротости и смирения. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н. Ге «Тайная вечеря». Отступничество Иуды, истолкованное художником как реальный жизненный конфликт. Интерпретация сюжета в картине Я. Тинторетто и на иконе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Картина Тициана «Динарий кесаря». Моление о чаше. Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Картина Н. Ге «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». Ощущение надвигающейся неотвратимой беды. Скорбные фигуры апостолов, погруженные в тягостные раздумья. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Б. Пастернака «Гефсиманский сад» и его сравнение с евангельской историей, изложенной Матфеем и Лукой. Картины А. Мантеньи, Эль Греко и Ф. Бруни

«Моление о чаше». Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто «Поцелуй Иуды». Столкновение добра и зла, благородства и предательства.

Что есть истина? Иисус на суде Синедриона. Картина Н. Ге «Суд Синедриона. Повинен смерти!». Христос перед судом Пилата. Картина Тициана «Се человек» («Esse Homo»). Психологическое мастерство в создании контрастных образов Христа и его противников. Трагический конфликт, переданный с помощью композиции, светового и колористического решения. Картина Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Поединок богатства, власти и сытости с духовным величием, спокойствием и гордостью. Внутренняя готовность Христа страдать и умереть за веру. Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа». Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа, его непреклонность и уверенность в своей правоте. Величие и благородство человеческого духа.

Страсти Господни. Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Бичевание Христа и коронование терновым венцом. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Контраст глубокого страдания человека и цинизма, равнодушия, жестокости палачей. Изображение неотвратимости гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Возвышенная красота и благородство Христа, противопоставленные людской низости, жестокости и яростной злобе. Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за веру. Фреска Джотто «Несение креста». Четкая детализация образов. Духовное величие, одиночество и незащищенность Христа и Марии перед лицом грубой силы и жестокости. Картина И. Босха «Несение креста». Гротескность изображения лиц мучителей и палачей, их ненависть, злоба, грубость и лицемерие. Спокойное, одухотворенное лицо Христа. Мастерство композиции, роль художественных деталей в произведении. Скорбная процессия на Голгофе. Картина Н. Ге «Голгофа». Условность света, пространства и освещения. Картины  И. Крамского «Хохот» («Радуйся, царь иудейский!») и И. Глазунова «Голгофа» (по выбору). Музыка И. С. Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа (по выбору). Видеофильмы Ф. Дзеффирелли «Иисус из Назарета» и Д. Хеймана «Иисус» (по выбору).

Распятие. Распятие— один из самых трагичных сюжетов мирового искусства. Немногословность и емкость евангельского повествования о мученической смерти Христа. Эволюция сюжета в произведениях искусства в различные эпохи. Использование условного языка символов и аллегорий. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Икона «Распятие» из музея Андрея Рублева и икона «Распятие» Дионисия из Павлово- Обнорского монастыря. Благородство и предельная сдержанность в передаче сюжета. Символическое звучание произведений. «Распятие» Грюневальда (М. Нитхардта). Особое внимание художника к изображению мученических страданий Христа. Потрясающий реализм изображения человека, испытывающего невероятные, страшные муки. Идеал спокойного достоинства и стойкости духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П. Веронезе «Голгофа». Мастерство художника в передаче человеческих чувств и переживаний. Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Варианты «Распятия» в творчестве Н. Ге. «Распятие» Я. Тинторетто, П. Гогена и С. Дали; особенности интерпретации (по выбору).

Снятие с креста. Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена. Особое внимание художника к передаче чувств и переживаний героев. Картина П. Рубенса «Снятие с креста» и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта «Снятие с креста»— повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью. Трактовка сюжета в произведении А. ван Дейка.

Пьета. Пьета (оплакивание)— изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. Жуковского «Stabat Mater», выраженное в нем чувство материнской скорби. Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного материнского страдания. Трагическое звучание темы смерти в картине А.Мантеньи «Мертвый Христос». Необычность композиции, неожиданные ракурсы, колористическое совершенство картины. «Пьета» Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Совершенство мельчайших деталей скульптуры. Дальнейшее развитие сюжета в других произведениях («Пьета», 1550—1555 и «Пьета Ронданини», 1555—1564). Особенности интерпретации темы в произведениях Джотто, Х. Хольбейна, С. Боттичелли, М. Врубеля (по выбору). Музыкальные интерпретации сюжета («Stabat Mater» Д. Перголези, И. С. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ш. Гуно — по выбору).

Воскрешение и Вознесение Христа. Явления воскресшего Иисуса Христа ученикам и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства. Икона Дионисия «Воскресение», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Неожиданное, чудесное появление Христа, повергшее женщину в смятение. Фреска П. делла Франчески «Воскресение Христа». Сюжет «Трапеза в Эммаусе» в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданные энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта «Неверие апостола Фомы». Внимание художника к передаче мыслей и чувств героев. Реакция Фомы «неверующего» на неоспоримые доказательства Воскресения. Сюжет «Вознесение Христа» в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа. Одухотворенность лица, исполненного любви и милосердия к людям. Необычность освещения, нервный ритм линий, цветовые контрасты, усиливающие драматизм и торжественность происходящего. НРЭО: Пасхальные традиции в моей семье.

Повторение и контроль знаний.


Раздел II. Календарно-тематическое планирование

Тема курса

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Домашнее задание

Основные виды деятельности учащихся

Раздел 1. Сюжеты и образы Ветхого Завета (15 часов)

1

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Введение. В мире библейских сюжетов и образов. Сотворение мира

1

Стр. 3- 13

Тв.мастер.. 2, 4, 5

Иметь представление об отличительных признаках видов и жанров изобразительного искусства, знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства.

Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, связанных с мифологией древних греков, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.

Овладевать образным языком скульптуры.

Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения архитектуры, скульптуры, живописи.

Знать отдельные произведения выдающихся зарубежных мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.

Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства

Понимать единство истоков различных видов искусства

Проявлять эмоциональную отзывчивость к художественным и музыкальным произведениям при их восприятии.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства заданным в учебнике

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, искусства и литературы

Высказывать суждения о творческой работе одноклассников.

Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное.

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Знать специфику и характер древнего искусства (скульптуры, архитектуры, живописи); понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы.

Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох.

Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства, различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл;

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса.

Высказывать собственное отношение к произведению искусства.

НРЭО:

осознавать значение искусства в религиозной культуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области, понимать значение христианства в становлении профессионального искусства (тема 1);

понимать сюжеты росписей Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя (тема 6);

Знать судьбу храмов Санкт-Петерубрга в XXв (тема 18);

Проявлять активность в изучении культурных традиций своей семьи, участвовать в организации конкурса «Пасхальные фантазии» (тема 33)

2

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Жизнь первых людей на Земле

1

Стр. 15-24

Тв.мастер. 1-2

3

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Каин и Авель

1

Стр. 24-30

Тв.мастер..1

4

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Всемирный потоп

1

Стр.31-34

Тв.мастер.. 1

5

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Вавилонская башня

1

Стр. 35-37

Тв.мастер.. 1, 2

6

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Ветхозаветная Троица и призвание Авраама.

1

Стр. 38-43

Тв.мастер.. 1-3

7

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Жертвоприношение Авраама

1

Стр.44-48

Тв.мастер.. 1

8

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Чудесный сон Иакова

1

Стр.48-53

Тв.мастер.. 1-2

9

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Иосиф и его братья

1

Стр.53- 58

Тв.мастер.. 1

10

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Мечты о Земле обетованной. Скрижали Моисея

1

Стр. 59-64

 Тв.мастер..1, 2,

 Стр. 65-70

Тв.мастер.. 1,2,4

11

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Самсон, раздирающий пасть льва

1

Стр. 70-75

Тв.мастер.. 1,2

12

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Саул-царь Израиля и Давид

1

Стр. 76-82

Тв.мастер.. 1

13

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Псалмопевец Давид

1

Стр. 83-87

Тв.мастер.. 2

14

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Мудрость царя Соломона

1

Стр. 88-97

Тв.мастер.. 1-2

Раздел 2.  Сюжеты и образы Нового Завета (20 часов)

15

Сюжеты и образы Нового Завета. Рождение и юность Марии

1

Стр. 99-103

Тв.мастер.. 1,2

16

Сюжеты и образы Нового Завета. Благая весть

1

Стр. 103-110

Тв.мастер.. 1-4

17

Сюжеты и образы Нового Завета. Чудесное рождение Христа. Троицкий собор Санкт-Петербурга.

1

Стр.110-115

Тв.мастер.. 2,4

18

Сюжеты и образы Нового Завета. Поклонение волхвов

1

Стр. 115-122

Тв.мастер.. 1,2,3

19

Сюжеты и образы Нового Завета. Образы Сретения

1

Стр. 122-126

Тв.мастер..1, 2

20

Сюжеты и образы Нового Завета. Бегство в Египет

1

Стр. 127-132

Тв.мастер..1,2

21

Сюжеты и образы Нового Завета. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение

1

Стр. 132 – 140

Тв.мастер.. 1,3

Стр. 140 – 145

Тв.мастер.. 1,2

22

Сюжеты и образы Нового Завета. Творимые чудеса

1

Стр. 145-155

Тв.мастер..1,4

23

Сюжеты и образы Нового Завета. Нагорная проповедь

1

Стр. 157-163

Тв.мастер.. 1,2

24

Сюжеты и образы Нового Завета. Притчи Христа

1

Стр. 163-171

Тв.мастер.. 2,3, 4

25

Сюжеты и образы Нового Завета. Тайная вечеря

1

Стр. 171-178

Тв.мастер.. 1,3

26

Сюжеты и образы Нового Завета. Моление о чаше

1

Стр. 178-184

Тв.мастер.. 1-3

27

Сюжеты и образы Нового Завета. Что есть истина?

1

Стр. 184-189

Тв.мастер.. 1,2

28

Сюжеты и образы Нового Завета. Страсти Господни

1

Стр. 189-198

Тв.мастер.. 1,3

29

Сюжеты и образы Нового Завета. Распятие

1

Стр. 198-207

Тв.мастер..2,3

30

Сюжеты и образы Нового Завета. Снятие с креста

1

Стр. 207-214

Тв.мастер..2

31

Сюжеты и образы Нового Завета. Пьета

1

Стр.215-220

Тв.мастер.. 1,2,4

32

Сюжеты и образы Нового Завета. Воскрешение и Вознесение Христа.  Пасхальные традиции в моей семье.

1

Стр.220-227

Тв.мастер.. 2,3

33

Урок итогового обобщения по курсу «Вечные образы искусства. Библия»

1

34

Резервный урок

1

                                                                 


                                                   Лист корректировки рабочей программы

        Класс

         Тема

Дата проведения по плану

 Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа 5-9 классы 2017-2018 г.

Рабочая программа 5-9 классы.Ритмика третий урок физкультуры....

Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год

Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....

Рабочая программа ФГОС 7 класс,2017-2018 гг

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального госуд...

Рабочая программа биология 6 класс ФГОС 2018-19 уч.год

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...

Рабочая программа для 5 класса по математике по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, 2018-2019 уч.г.

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО для 5 класса по УМК  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский...