«Традиционные и нетрадиционные уроки изобразительного искусства: организация, содержание, технологии, диагностика».
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Строганова Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

МКОУ «Хомутовская общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»

Доклад на тему:

«Традиционные и нетрадиционные уроки изобразительного искусства: организация, содержание, технологии, диагностика».

Подготовила:

Учитель ИЗО

Строганова Светлана Николаевна

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).
Главная задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы пробудить у детей пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитывать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в том обыденном, мимо чего мы проходили каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась классно-урочная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является урок. Урок представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает учителям решать педагогические проблемы. И. М. Верзилин говорил «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий».

Рамки традиционного урока оказываются тесными. Нужно стремится сделать занятие ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы. В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный  –  это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построения урока. То есть, нетрадиционные формы организации учебного процесса могут соответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычный урок, а необычность такого занятия проявляется в форме построения и ведения урока, которая основана на творческом воображении ребят и фантазии учителя.

Нестандартные уроки – это важное средство обучения, потому что они помогают сформировать навыки учебной деятельности, и оказывают эмоциональное на детей воздействие, благодаря чему у них сформируются более глубокие и прочные знания. Такие формы применимы ко всем типам урока. Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению.
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих ограничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. 

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

  • необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
  • основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
  • важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
  • нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
  • педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
  • необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

        

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, дискуссия, телепередача, телемост, диалог.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок – путешествие.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый Совет.

6. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: спектакль, инсценировка художественного произведения, «Музыкальные посиделки»

7. Интегрированные уроки.

8. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, урок-зачет (защита оценки).

        Особое место в учебном процессе занимают уроки изобразительного искусства.

Урок ИЗО – основная форма организации творческого воспитания в школе, который включает разные виды художественной деятельности. На мой взгляд урок ИЗО сам по себе уже является нестандартным и сильно отличающимся от уроков по другим дисциплинам.

При проведении нестандартных уроков ИЗО стараюсь следовать выработанных рекомендаций:

  • нестандартные уроки следует проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся;
  • слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
  • нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
  • при выборе форм нетрадиционных уроков педагогу нужно учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных обучающихся;
  • при проведении нестандартных уроков необходимо руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитания учащихся в атмосфере добра, творчества и радости.

В моей практике сложилась своеобразная система нетрадиционных уроков по ИЗО, форм и методов проведения таких уроков:

1. Урок – игра. Основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, – проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.

Ролевая игра – основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

2. Урок – зачёт

Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков.

3. Урок – путешествие

4. Бинарный урок (Интегрированный) (урок, сочетающий ИЗО с любым другим предметом: ИЗО и литературу, музыка, историю).

5. Урок – сказка

6. Урок-семинар.

Семинар – это один из видов урока.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, презентаций выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.

7. Урок-выставка: демонстрация творческих работ, демонстрация рисунков, «Я и мой мир». « Баба яга» Коллаж из портретов композиторов одной эпохи.

8. Урок-исследование: Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: Главная цель урока-исследования –  приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

 Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

Технология веб-квест как средство организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе

Методическая разработка  предназначена для реализации на уроках изобразительного искусства в 5 классе при изучении темы «Образ плодородия земли в изобразительном искусстве» по программе «Изобрази...

Интегрированный урок изобразительного искусства, информатики и технологии "Куда иголочка – туда и ниточка"

«Куда иголочка – туда и ниточка»Интегрированный урок информатики, технологии и изобразительного искусства (2 урока) Цель:  познакомить учащихся с традиционным народным промыслом (вышивкой) к...

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему :"Традиционные промыслы народной глиняной игрушки"

Технологическая карта урока-это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достиже...

Использование нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства

Применение нетрадиционных форм обучения на уроках изобразительного искусства на примере бумажного моделирования....

"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"

В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...