Технологическая карта по изобразительному искусству
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Пысенко Любовь Михайловна

ОТКРЫТЫЙ УРОК
по изобразительному искусству в 5 классе
«Красавица-матрёшка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasavitsa_matreshka.doc103 КБ
Файл iii_krossvord-zagadka.pptx90.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по изобразительному искусству

5 класс

Тема: «Красавица-матрёшка»

ФИО педагога:Пысенко Любовь Михайловна

Предмет/ класс: ИЗО 5 класс

Общая информация о занятии

Дата:

 

Тема:  «Красавица - матрешка».

Цель: Познакомить детей с русской матрешкой, как с предметом народного творчества; изобразить и расписать матрешку.  

Тип

занятия: комбинированный

Материально-технические средства:

Раздаточный материал

Презентация, разработанная учителем  и уч-ся

Презентация-кроссворд

Технология (авторская методика): проблемно-поисковая

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и

 обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации межличностногокоммуникативного

взаимодействия и вид контроля

(полилог, тематическая дискуссия, деловая игра, компьютерная поддержка;групповая поисковая деятельност ь, индивидуальная

самостоятельная работа, человеко-машинный диалог\контроль:

текущий; итоговый; непрерывный)

Стратегия учи геля

Действия ученика

Предметные

УУД

Метапредметные

УУД:

 познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

1.Организационный момент. Определение темы занятия

Активация учащихся.        

Приветствует учащихся.

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

познавательные : Работа с ресурсами

тематическая дискуссия, игра

2.Целеполагание

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

 Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.

познавательные : общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

полилог

3. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Демонстрация  презентации

 Постановка  вопросов. Составление алгоритма последовательности выполнения эскиза.

Демонстрация  флеша.

Участвуют в беседе; формулируют выводы.

давать определения новым понятиям темы, называть этапы выполнения работы.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника;

 вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

4.Коммуникация

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Предложения задания на «новое» знание

Определить  задания для  каждой группы( вид материала)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют

демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить алгоритм решения проблемы

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

групповая поисковая деятельност ь

5.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

 Консультирует, советует, помогает

 Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

- описывать элементы одежды ;

- анализировать и оценивать роль символов в украшении игрушки

Регулятивные: контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: Устанавливать партнёрские отношения, , оценка действий партнера.

индивидуальная

самостоятельная работа

Т

6. Итоги занятия.

Рефлексия деятельности.

Подвести итог проделанной работы на уроке.

 Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Работа с компьютером, решение кроссворда

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Выбирают самостоятельно варианты ответов.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, Выражение  собственного мнение  о работе и  полученном результате.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Познавательные: Осознанно строят выводы

компьютерная поддержка, полилог

И


ОТКРЫТЫЙ УРОК
по изобразительному искусству в 5 классе
«Красавица-матрёшка»

Тема: «Красавица - матрешка».

Цель: Познакомить детей с русской матрешкой, как с предметом народного творчества; изобразить и расписать матрешку.   

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.

-совершенствование навыков анализа формы и росписи предметов народных промыслов;

-формирование навыков творческого мышления.

Развивающие:

-развивать  познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,

-развивать творческие способности, фантазию и наблюдательность.

 - умений обобщать имеющиеся факты.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус;

-прививать любовь и уважение к предметам народного творчества  Оборудование к занятию: 

-Презентация «Красавица-матрешка»;

-Презентация-кроссворд;

-Флеш « Роспись матрешки»;

- доклады учащихся на темы: «История матрешки, основные центры росписи матрешки»;(совместная работа учителя и уч-ся)

 альбом для эскизов, карандаши, акварель, гуашь, шаблон.

Наглядный материал:

1.Презентация «Красавица-матрешка»; Презентация-кроссворд;

2.Иллюстрации с изображениями матрешек.

Содержание занятия:

1. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы занятия

2. Целеполагание

3. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

а) беседа о истории  и видах русской матрешки;

б) особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

4. Коммуникация

  5.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

6. Итоги занятий. Рефлексия деятельности

-Презентация-кроссворд.

-Выставка работ

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы заняти

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Краски, альбомы, карандаши?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Звучит песня « Коробейники»

(Девочка в русском костюме вносит короб)

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат,  очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что,   как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров.

Итак, откроем короб? (за дверью шум).

Ой, ребята, тише, тише.

Что–то странное  я слышу.

Кто-то к нам сюда бежит,

Кто – то к нам сюда спешит. (Влетает на метле Баба-Яга)

Баба – Яга:

Берегись, разойдись!

Везделёт,  остановись!

Я тут мимо пролетала,

Вас случайно увидала.

Ученик: Никак к нам пожаловала Бабка – Яга – костяная  нога.

Учитель: Нельзя так, ……, гостей встречать.

Баба – Яга:

Вот ты шустрый, вот нахал!

Где ты бабку увидал?

Я моложе всех вас вместе

Мне к обеду будет 200.

Всех позвали, пригласили, а про меня, красавицу, забыли? Давно мы с вами не виделись, целый год. Как вы повзрослели и, наверное, поумнели. А это что у вас за короб? Я  очень любопытная, но знаю, что без разрешения ничего нельзя брать. Этому я у вас в школе научилась. Так откроем короб? Ой – ой  вы чего так  кричите? Я что глухая, что ли? Та – а - ак, значит, откроем. (Заглядывает). Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука  в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка) (слайд1)

Правильно, там лежат матрешки.

Какая  красивая матрешка. А тут еще одна. ( Одну отдает учителю)

2. Целеполагание

-Ребята, вы знаете что это? (Ответы детей)

-Она   какая? (Ответы детей)

-Как вы думаете, тема нашего урока  как будет звучать?  (Ответы детей) (слайд2)

-А какая она ?(Ответы детей)

-Что мы будем должны сегодня сделать на уроке ? (Ответы детей)

 - Что называют матрешкой? (Ответы детей)

- Из чего ее изготовляют? (Ответы детей)

-А  вы знаете, как появилась матрешка? (Ответы детей)

Учитель: Садись, Баба –   Яга, гостей у нас сегодня много, и ты будешь желанной гостьей.

3. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Учитель: Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Выступления учащегося: (слайд3-5)

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века.

Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватый старичок с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. В основе этого имени латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

Учитель: - Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Давайте познакомимся с матрешками разных районов России.

Выступления учащегося: (слайд6-9)

- По видам росписи матрешки делятся на сергиевские, полхов – майданских ,семеновских.

- Сергиевская матрешка одета в сарафан, рубашка с вышивкой, яркий платок и передник с узором. Используются три –четыре цвета: красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий, с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.  В узоре встречаются крупные и мелкие цветы, ягоды вишни и малины. Сергиевскаие матрешки моложавые, волосы русые, лицо улыбчивое.

В селе Полхов– Майдан, Горьковская области, матрешка украшается яркими цветами. Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов

Волосы уложены в замысловатые колечки. Это самые яркие матрешки, с капризными, чуть строгими лицами.

- В Семенове, Нижегородской области, на родине хохломской росписи, матрешку расписывают иначе. На ней был платок, гладкие волосы разобраны на прямой ряд, рубаха, фартук с цветами, бутонами. В правой руке - большой букет цветов. Роспись матрешки строится на сочетании  малинового- красного, желтого, зеленого и черного.

- Учитель: Эти матрешки отличаются и по форме. Сергиевскаие – широкая,  семеновская – несколько вытянутая,  матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки. (слайд10-16) Авторской называют матрешку,  изготовленную по собственному замыслу  профессиональным  художником или художником  любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. Благодаря популярности матрешки, ее изготовляют не только в Семенове, Полховском Майдане, но и в Твери, Калинине, в Вятке и даже в других  республиках.

4. Коммуникация

- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз своей матрешки. Ваша матрешка может быть семеновской ,полховской, сергиевской, а может быть и авторской. Помните, что в процессе работы вы должны придерживаться той техники росписи, которая соответствует выбранной вами матрешке. - Итак, переходим к выполнению нашей практической части.

 Ребята, составьте алгоритм  росписи матрешки. Работа в группах(три группы).  

Вывод на экран. (слайд17)

Алгоритм последовательности выполнения работы):

1.Нарисовать лицо (вам поможет круг).

2. Нарисовать платок

3. Осторожно нанести карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначить 2 точками на нижней горизонтальной линии.

4. Нарисовать руки.

5. Заполнить передний фон сарафана матрешки цветами .

6. Раскрасить матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

Физкультминутка

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой!

(Из групп  выбирают 3-х мальчиков , которые должны нарядиться в народный костюм. Все группы болеют за  свою команду).

Просмотр флеша.

Давайте посмотрим, как же надо расписывать матрешку и

  приступим к работе.

Уч-ся  работают в группах.1 группа- акварель, 2группа –гуашь,3группа-цветные карандаши. Дети выполняют эскизы  матрешки, используя шаблон.

  5.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Учитель в тот момент, когда дети рисуют матрешку

Этапы росписи матрешки. (слайд18-27)

Технологический процесс изготовления матрешки довольно сложен. Он длится более 20 дней. Выточенную на токарном станке куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала три-четыре раза и сушат поочередно при комнатной температуре. После этого расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки поделен на три операции. Одни художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек, другие закрашивают платок и фартук одним цветом - кроют, а третьи художницы украшают фартук и платок цветами. Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре 20-30 градусов С.

  • Шлифовка заготовки
  • Обводка контура узора
  • Прорисовывание фона
  • Прорисовывание деталей
  • Окончательная обводка
  • Лакировка

Баба – Яга: Ох, и много я узнала о матрешке русской, но пора и меру знать, нужно в лес скорей бежать, моих деток  обучать. Впредь меня не забывайте,  чаще в гости приглашайте!

Учитель: Матрешка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Мы тебе тоже желаем  добра и  впредь обещаем  дружить и почаще приглашать в гости.

Учитель: Консультирует, советует, помогает.

Включена музыка(3-рефлексия)

 Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень

  Учитель: Молодцы, вы подметили самое главное.

Но где бы не родились матрешки – все они весёлые, пригожие. Потому, что их делают талантливые и добрые художники.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но не смотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия народных мастеров, украшают ими квартиры. Игрушки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей , но и у взрослых. Народное искусство – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжает расти и радовать нас.

6. Итоги занятий. Рефлексия деятельности

- Итак, ребята, вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали, а теперь проверим, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. А для этого необходимо отгадать загадку, в чем вам поможет кроссворд.

Презентация - кроссворд(слайд1-10)

ЗАГАДКА: Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю... То их восемь, то одна. (Матрешка)

1.В каком городе была изготовлена первая русская матрешка?(Москва)

2.Как фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку?(Малютин)

3. От какого русского имени произошло название матрешки?(Матрена)

4.Как называется заграничная игрушка, прообраз матрешки? (Фукурума)

5.Из какого природного материала изготавливают матрешку?(дерево)

6. Ростом  разные  подружки,

Но  похожи  друг  на  дружку,

Все  они  сидят  друг  в  дружке,

А  всего  одна …(Игрушка)

7. Какой головной убор носят матрешки?(Платок)

8. Чаще всего в какой наряд одета матрешка?(Сарафан)

Итогом работы является обсуждение эскизов своих матрешек. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, какие элементы он использовал в своей работе.

 Выставка работ. Уч-ся оценивают друг друга.

На этом наш урок подошел к концу, я благодарю всех за работу

Спасибо  за урок. (слайд28)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАГАДКА: Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю... То их восемь, то одна.

Слайд 2

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 3

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 4

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2.М А Л Ю Т И Н 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 5

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2.М А Л Ю Т И Н 3.М А Т Р Е Н А 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 6

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2.М А Л Ю Т И Н 3.М А Т Р Е Н А 4.Ф У К У Р У М А 5. 6. 7. 8.

Слайд 7

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2.М А Л Ю Т И Н 3.М А Т Р Е Н А 4.Ф У К У Р У М А 5.Д Е Р Е В О 6. 7. 8.

Слайд 8

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2.М А Л Ю Т И Н 3.М А Т Р Е Н А 4.Ф У К У Р У М А 5.Д Е Р Е В О 6.И Г Р У Ш К А 7. 8.

Слайд 9

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2.М А Л Ю Т И Н 3.М А Т Р Е Н А 4.Ф У К У Р У М А 5.Д Е Р Е В О 6.И Г Р У Ш К А 7.П Л А Т О К 8.

Слайд 10

Р ЕШИТЕ КРОССВОРД: 1.М О С К В А 2.М А Л Ю Т И Н 3.М А Т Р Е Н А 4.Ф У К У Р У М А 5.Д Е Р Е В О 6.И Г Р У Ш К А 7.П Л А Т О К 8.С А Р А Ф А Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Волшебные птицы»

Технологическая карта урока включает в себя краткое описание хода урока в формате ФГОС. Урок волшебные птицы расчитан на детей в возрасте от 7-9 лет...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...