Анализ народной игрушки "Матрешка"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Иваниченко Оксана Викторовна

Дети смогут активно использовать данный анализ в своих работах. План показывает взаимосвязь всех пунктов между собой, что позволяет более подробно изучить и понять то или иное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание матрешки

Цель: Овладеть знаниями основ декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, основные принципы деятельностного  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий, формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий.

Матрешка – как одно из произведений декоратвно-прикладного искусства

Стратегия

Критерии

Жизненная

Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка – отличный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счету. Но эта игрушка имеет еще и множество символических смыслов.

Русская матрешка – чудный сувенир

Прославила Россию и покорила мир.

Красотой твоей любуемся,

Мы  взор не отводя.

Матрешка-чудо-куколка

Все любим мы тебя!

Изобразительная

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

 Так, самая маленькая матрешка – это физическое тело человека, оно полностью созревает к 1-му году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребенку утвердиться в мире Яви. Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрешка – красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета – Исток.
Следующая матрешка – это Жарье (эфирное) тело человека, полностью формируется к 3-м годам. Чтобы укрепить его, проводится возрастное посвящение Посажены на коня – для мальчиков, Зоря-Провестница – для девочек. Эта матрешка – оранжевого цвета, поскольку эфирное тело связано с чарой оранжевого цвета – Зарод.
Еще большая матрешка – Навье (астральное) тело человека – желтого цвета, связана с чарой Живот. Формируется к 7 годам, проводится посвящение Подпоясывание – для мальчиков, Закосычивание – для девочек.

Следующая матрешка – Клубье (ментальное) тело – зеленого цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник.
Голубая матрешка (горловая чара Устье) – Причинное (каузальное) тело, формируется к 21 году, человек готов творить свое пространство, а значит пройти посвящение в Мужа или Жену – свадебный обряд.

Синяя матрешка (чара Око) – Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать.
Самая большая – фиолетовая матрешка (чара Родник), символизирует Дивье тело (душа человека, катеральное, атмическое тело). Человек лучше всего осознает его, когда проходит посвящение в Дедушку или Бабушку. Следующие же матрешки-тела – Правье тело и Джива имеют очень высокие вибрации, поэтому не имеют цвета – это уже свет.

Авторская

Знатоки полагают, что русский мастер, точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки и заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только «докопавшись до сути» - последней фигурки.

Культурная

Матрешка – символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрешка с многочисленным матрешкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков. Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского, что означает «мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Импрессивная

Матрешка –  символ единства и многопроявности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Поэтому матрешка также несет идею отражения малого в великом, макрокосмоса – в  микрокосме.
Матрешка со всеми ее составляющими –  это символ многомерности и многослойности Вселенной и человека – его энергетических тел. Наши предки знали об этом, поэтому существовали возрастные посвящения, которые помогали укрепить соответствующие энергетические тела.

Ассоциативное

Матрешку ассоциируют с символом рода – матерью. Хозяйкой очага и берегиней семьи.

Эмоциональное

Мы матрешки, мы матрешки.

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем.

Шесть у нас платочков есть.

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно.

Потому что в час ночной

Спим мы вместе.

Спим мы дружно.

Спим мы все одна в другой.

Загадка

 Алый, шелковый платочек,
         
Яркий сарафан в цветочек,
         
Упирается рука
         
В деревянные бока.
         
А внутри секреты есть:
         
Может три, а может шесть.
         
Разрумянилась немножко…
         
Это… Русская … (Матрёшка)

Стилистическая

СТИЛИ РОСПИСИ

 Загорский стиль
При упоминании о  загорской   матрёшке  перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Роспись матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. 
        В росписи матрёшки обычно используются три-четыре цвета – красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. 
         
Мериновская матрёшка

Несмотря на то, что мастерицы вроде бы писали с одного образца, у каждой были свои наиболее излюбленные мотивы, формы цветов, колорит. Отличались композиции по ритмической напряженности и по цветовым нюансам. Даже работы одной и той же мастерицы, но разных лет, отличаются по рисунку лиц и орнаменту, словно в каждое время своя мода на матрёшку диктовала особу стилистику росписи.

 Семёновская матрёшка

 Семёновские матрешки были однотипными и отличались несколько суровым выражением лиц, в них также наблюдалась некоторая неустойчивость стилистики росписи. В 1940-е гг. для многих матрёшек было характерно симметричное построение общей композиции изделий. Симметрия черт лица дополнялась в больших куколках симметричным расположением цветка на фартуке, что сообщало образу матрёшки некую торжественность и даже монументальность. В меньших размером куколках-вкладышах композиция строилась более свободно, ветка с листьями и цветами на фартуке часто шла диагонально или по горизонтали и симметрия в узоре нарушалась, что придавало образу куколки большую живость и непосредственность. Букеты из крупных алых цветов иногда дополнялись колосками ржи и полевыми цветами, васильками, колокольчиками. 

Полховская матрёшка

Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново-красного, зелёного и чёрного цветов по предварительно нанесённому тушью контуру. Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет её необыкновенное многообразие от многоместных, подчёркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жёстко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. 
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семёновские соседи, расписывают матрёшки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.

Вятская матрёшка

Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой.

Для росписи матрёшек применяли масляные краски. Сама матрёшка в те годы представляла из себя девицу с румянцем на щеках в цветном В  настоящее время вятская  матрёшка лишь частично перекликается с традиционной, являясь преимущественно авторским продуктом, она, безусловно, являет собой определённый этап исторического развития вятской матрёшки, а потому содержит в себе большой потенциал, который в перспективе может получить закрепление традицией.

Разнообразие видов и стилей

Помимо вышеперечисленных разновидностей матрёшек, существуют ещё много различных по форме и по стилю росписи. Все они возникли в старинных центрах народного творчества и естественным образом впитали в себя их характерный художественный стиль, отражающий культуру данного региона и особенности существующего в нём промысла. Так появились и матрёшки, расписанные традиционными узорами под хохлому, гжель, жостово и др. 

Резюмирующая

 Стихотворение С. Жулькова «Русская матрёшка»

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!

Метафорическая

«иголка – в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...

урок литературы в 5 классе сравнительный анализ авторской и народной сказки

Анализ сказки Г.Х.Андерсена " Стойкий оловянный солдатик"...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)

Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....

Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»

В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....