рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Виноградов Виктор Федорович

соответствует требованиям фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pererabotano_7_klass.docx105.89 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,                                            

   тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

 «Утверждаю»

И.о.директора МБОУ «СОШ № 2»

                                                                                                                                                                                       г. Тарко- Сале Пуровского района

____________О.В.Чайкова        

Приказ № ___от «___»   ________2016 г.                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

___изобразительное искуство_____

для учащихся   7-х классов

Учитель - составитель: Виноградов Виктор Фёдорович_

Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 7-х классов составлена в соответствии с  Федеральным государственным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.1010); Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.  Примерной программой основного общего образования по учебным предметам изобразительного искусства 5-9 классы. М.: Просвещение, 2015 г. (Стандарты второго поколения);  

Учебник: ФГОС, А.С.Питерских,Г.Е.Гуров , Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс , учебник для общеобразовательных организаций Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015 г.

«Согласовано»                                                                                                                                         Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по                                                                                                                                        учителей технологии, черчения, искусства (музыка),                        

образовательному процессу                                                                                                                                              искусства (изобразительное искусство)

  __________ /________________/                                                                                                              руководитель МО ___________ /________________/  

                                                                                                                                                                                                      Протокол № 5  от «26 » мая 2016г.

2016-2017 год.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения программного материала по учебному предмету изобразительное искусство учащиеся    получат возможность научиться:

  •  представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
  • понимать сочетание различных объемов в здании;
  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
  • понимать основы краткой истории костюма;
  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
  • называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
  • различать особенности художественной фотографии;
  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
  • понимать изобразительную природу экранных искусств;
  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
  • различать понятия: игровой и документальный фильм;
  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
  • понимать основы искусства телевидения;
  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Учащиеся должны усвоить :

-  как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

-  особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

-  основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны научиться:

-  конструировать   объемно-пространственные   композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

-  моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

-  работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

-  конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

-  использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

-  владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

-  создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

-  создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.

-  работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

-  использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

-  использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Личностные , метапредметные  и предметные результаты учебного материала

              В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися

личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;                                                                                                                                                         осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;                                                                усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
  • к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;                                                                                                                                                                      работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;                                                                                      формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

     Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;                   развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;                   развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
  • отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;                                                                                                     приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
  • видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
  • культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятятельности.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

           1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

        2.Текущий контроль в форме творческой работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

        3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

        4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Программа  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа—  это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Особенности преподавания  конструктивных искусств (архитектура и дизайн)  

В течение прошлых лет, начиная с 1 класса, ученики узнавали азы архитектуры и дизайна в процессе постижения изобразительного искусства в целом. На основе ранее приобретенных знаний в 7—8 классах они более глубоко постигают содержание КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе.

       Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности, составляющей истинное, глубинное содержание искусства.

       Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в.,  в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.

       Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме. (Следует заметить, что в программе, обращенной к учителю и имеющей содержательно-дидактическую направленность, в названиях четвертей и тем используется профессионально-педагогическая терминология, тогда как в учебнике, обращенном к ребенку, темы и главы имеют более доходчивые и образные заголовки.)

       ДИЗАЙН — это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.

       АРХИТЕКТУРА — это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.

       Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.

       Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО, т. е. конкретными изображениями видимого мира.

       В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.

       УЧЕБНИК «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», как и программа, не является переложением для школы специальных программ и учебников. Связанный с ними общей задачей развития образно-конструктивного мышления, он принципиально отличен от них тем, что обращен ко всем детям, а не к будущим архитекторам и дизайнерам.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Контроль за выполнением  Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:

  1. степень самостоятельности учащихся при выполнении  заданий;
  2. характер деятельности (репродуктивная, творческая);
  3. качество выполняемых работ и итогового рисунка.

           При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

Устный ответ:

Отметка «5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его ожении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «2» -  учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные  примеры, не может ответить  на дополнительные вопросы учителя.

Практические работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;

- степень самостоятельности;

-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.

Нормы оценки практической работы учащихся:

 Отметка «5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и  изученные техники  рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

Отметка «2» -  ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.

Критерии оценки творческих работ.

1.Законченность:

      Отметка «2»  - отсутствие законченности рисунка.

Отметка «3»  - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.

Отметка «4»  - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.

 Отметка «5»  - в работе чувствуется законченность.

2.Передача формы:

 Отметка «2» - форма полностью искажена.

Отметка «3»  - форма искажена значительно.

Отметка «4»  - форма искажена незначительно.

Отметка «5»  - форма передана точно.

3.Передача пропорций:

Отметка «2»  - нет понятия о пропорциях.

Отметка «3»  - пропорции переданы неверно.  

Отметка «4»  - пропорции переданы верно, есть небольшие инеточности.

Отметка «5»  - пропорции переданы верно.

4.Композиционное решение:

      Отметка «2»  - нет понятия о композиции.

Отметка «3»  - композиция носит случайный характер.

Отметка «4»  - композиция не продумана.

Отметка «5»  - равновесие на всем рисунке.

1.Отношение по величине разнообразных предметов.

2.Цветовое решение как средство передачи настроения и состояния.

3.Анализ техники работы:

  рассматривается характер линий, пятна и тона.

4.Оценивается творческий подход к избранной теме.

Критерии оценки овладения учащимися изобразительной деятельностью.

Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.

  1. Передача формы:
  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.
  1. Строение предмета:
  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.
  1. Передача пропорции предмета в изображении:
  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.
  1. Композиция:

А) расположение изображения на листе:

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер.

      Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность  в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.
  1. Передача движения:
  • движение передано достаточно четко;
  • движение передано неопределенно, неумело;
  • изображение статичное.

Эта задача оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на уроке или вытекает из темы урока.

  1. Цвет:

А) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно.

      Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большой степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I раздел.                                                                                                                        

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.                                                                                                            Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

II раздел.                                                                                                                                            

          В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).

         От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.  Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве.  Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания.  Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности.  Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.                                                                                                   Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи.  Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи.                                           Отражение времени в вещи.  Взаимосвязь материала и формы в дизайне.  Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.                                  Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне

IIIраздел.                                                                                                                                        

          Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов).

         Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.                                                                                                        Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

IVраздел.                                                                                                                                

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7часов).

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.   Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.                                                                                                                                Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

                                                                                                                       

 

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе (практ, лаб\р, проекты )

к\р

Лабораторные

 Практические

Проектная деятельность

1

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры .

8

1

8

1.1

Основы композиции в конструктивных искусствах

2

1

1.2

Прямые линии и организация пространства

1

1

1.3

Цвет — элемент композиционного  творчества

1

1

1.4

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1

1

1.5

Буква — строка —текст. Искусство шрифта.

1

1

1.6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

1

1.7

Многообразие форм  графического дизайна. (итоговый контроль)

1

1

1

 2

Художественный язык конструктивных искусств

      8      

   1      

8                                

2.1

Объект и пространство.

1

1

2.2

Взаимосвязь объектов в архитектурном  макете.

1

1

2.3

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

2

2

2.4

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

1

2.5

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и

образ времени.

1

1

2.6

Форма и материал

1

1

2.7

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. (итоговый контроль).

1

1

 3

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

11              

1

  9                              

                           

3.1

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

1

1

3.2

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1

1

3.3

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

1

3.4

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

2

2

2

3.5

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды .Интерьера.

1

1

3.6

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

1

3.7

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

2

3.8

Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. (итоговый контроль)

2

1

1

1

4

Образ человека и индивидуальное проектирование

     

8          

1

                               

                                 

4.1

Мой дом — мой образ жизни.

1

1

4.2

Интерьер, который мы создаем.

1

1

4.3

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

1

1

4.4

 Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

1

4.5

Встречают по одёжке.

1

1

4.6

Автопортрет на каждый день.

1

1

4.7

Моделируя себя — моделируешь мир  (итоговый контроль).

2

1

1

1

Всего:

35

30

4

3.Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№  урока

Тема раздела

урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Формы организа-ции

учебной

деятельнос-ти

Решаемые задачи (проблемы)

Планируемые результаты

Приме-чание

План

Факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры (8 часов)

1

Основы композиции

в конструктивных

искусствах.

1

Урок изучения нового материала

Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций.

Выбирать способы компоновки

композиции и составлять различные

плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу сим

метрии или динамического равновесия.

Выполнение практических

работ по теме «Основы композиции в

графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, динамическое равновесие в композиции, гармония, сгущённость и разреженность

формы).

Получать представление об объёмно-пространственной и плоскостной композиции.

Выполнять Основные типы композиций: симметричную и асимметричную, фронтальную и глубинную. Гармония и контраст,

баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции. Добиваться эмоциональной выра

зительности (в практической работе),

применяя композиционную доминанту

и ритмическое расположение элемен

тов.

Понимать и передавать в учебных

работах движение, статику и композиционный ритм.

Самостоятельное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности;

выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике,

Развивать умение применять полученные знания на практике

Формирование целостного мировоззрения,

проявление

познавательной

активности в области предметной деятельности

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

2

Основы композиции

в конструктивных

искусствах

1

4

Цвет — элемент

композиционного

творчества.

1

Комбиниро-ванный  урок

Функциональные задачи цвета в

конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность

цветов и контраст. Цветовой акцент,

ритм цветовых форм, доминанта.

Выразитель-ность линии, и пятна, интонацион-

ность и многопланово-сть.

Задание: выполнение практ. работ по теме «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного

пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные

формы в искусстве».

Понимать роль цвета в конструктивных искусствах.

Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах.

Применять цвет в графических           композициях как акцент или доминанту.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике,

Развивать умение применять полученные знания на практике

Формирование целостного мировоззрения,

проявление

познавательной

активности в области предметной деятельности

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

Работа на уроке.

Самостоятельная работа.

5

Свободные формы:

линии и тоновые

пятна.

1

Комбиниро-ванный  урок

Работа на уроке.

Самостоятельная работа. Анализ и оценивание работ

6

Буква — строка -

текст. Искусство

шрифта.

1

Урок изучения нового  материала

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание

текста.

Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Логотип.

Задание: выполнение аналитических и практических работ по теме

«Буква — изобразительный элемент композиции».

Понимать букву как исторически

сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и

особенности шрифтовых гарнитур.

Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов

графической композиции.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование целостного мировоззрения,

проявление

познавательной

активности в области предметной деятельности

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Самостоятельная работа. Анализ и оценивание работ.

7

Композиционные основы макетирования в

графическом дизайне.

1

Комбинированный урок

Синтез слова и изображения в   искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность.

Стилистика изображений и способы

их композиционного расположения в

пространстве плаката и поздравительной открытки.

Задание: выполнение практических

работ по теме «Изображение — образный элемент композиции на примере

макетирования эскиза плаката и открытки».

Понимать и объяснять образно

информационную цельность синтеза

слова и изображения в плакате и рекламе.

Создавать творческую работу в материале.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование целостного мировоззрения,

проявление

познавательной

активности в области предметной деятельности

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Работа на уроке.

Самостоятельная работа.

8

Многообразие форм

графического дизайна

1

Урок практикум

Многообразие видов графического

дизайна: от визитки до книги.

Соединение текста и изображения.

Элементы, составляющие конструкцию

и художественное оформление книги,

журнала. Коллажная композиция: образность и технология.

Задание: выполнение практических

работ по теме «Коллективная деловая

игра: проектирование книги (журнала),

создание макета журнала» (в технике

коллажа или на компьютере).

Узнавать элементы, составляющие

конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и

журнального разворота.

Создавать практическую творческую работу в материале.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование целостного мировоззрения,

проявление

познавательной

активности в области предметной деятельности

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Работа на уроке.

Самостоятельная работа. Анализ и оценивание работ

Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)

9

Объект и пространство

1

Урок практикум

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной

композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при

взгляде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в

пространстве. Понятие чертежа как

плоскостного изображения объёмов,

когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр

и т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа.

Задание: практ. работы по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» (создание объёмно-пространственных макетов)

Развивать пространственное воображение.

Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое

изображение объёмов при взгляде на

них сверху.

Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д.

Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный

объект и вспомогательные соединительные элементы.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Подготовка сообщений по теме

10

Взаимосвязь объектов

в архитектурном

макете

1

Изучение нового материала

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых,

ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.

Вспомогательные соединительные

элементы в пространственной

Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки.

Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции.

Овладевать способами обозначения

на макете рельефа местности и природных объектов.

Использовать в макете фактуру

плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Самостоятельная работа. Анализ и оценивание работ.

11

Конструкция: часть и целое. Здание как

сочетание различных

объёмов. Понятие модуля.

1

Изучение нового материала

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох.

Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер

постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь

и целое. Достижение выразительности и

целесообразности конструкции.

Модуль как основа эстетической

цельности постройки и домостроительной индустрии.

Задание: выполнение практ.

работ по темам: «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции».

Понимать и объяснять структуру

различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.

Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Зарисовки, наброски, упражне-ния

12

Конструкция: часть и целое. Здание как

сочетание различных

объёмов. Понятие модуля.

1

Комбинированный урок

Подготовка сообщений по теме

13

Важнейшие архитектурные элементы

Здания.

1

Комбинированный урок

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.).                      Использование элементов здания в макете архитектурного объекта.

Задания: выполнение практических работ по теме «Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание

макетов).

Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе

исторического развития.

Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике,

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

Зарисовки, наброски, упражнения

14

Красота и целесообразность. Вещь как

сочетание объёмов и

образ времени.

1

Урок изучения нового материала

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как

образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального.

Красота — наиболее полное выявление

функции вещи.

Задания: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая

зарисовка бытового предмета», а также

творческой работы «Создание образно-

тематической инсталляции» (портрет человека, портрет

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи.

Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное

проектирование, уметь объяснять это.

Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и

вчерашнего.

Создавать творческие работы в материале.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

15

Форма и материал

1

Урок практикум

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов

на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым

формам и т. д.).

Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала.

Развивать творческое воображение,

создавать новые фантазийные или

утилитарные функции для старых вещей.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

16

Цвет в архитектуре

и дизайне. Роль цвета

в формотворчестве

1

Комбинированный

Эмоциональное и формообразующее

значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.

Психологическое воздействие цвета.

Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура

цветового покрытия.

Задание: выполнение коллективной

практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из

3—5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о

том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре.

Выполнять коллективную творческую работу по теме.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Раздел 3. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —

основа дизайна и архитектуры (8 часов)

17

Город сквозь времена и страны. Образы

материальной культуры прошлого.

1

Урок изучения нового

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей.

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной,

художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Задания: выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых эпох»

(зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из

фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображен. произведений архитектуры и дизайна одного стиля).

Иметь общее представление и

рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.

Понимать значение архитектурно-

пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города.

Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

18

Город сегодня и завтра. Пути развития

современной архитектуры и дизайна

1

комбинированный

Архитектурная и градостроительная

революция XX века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.  Отрицание канонов и одновременно

использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной

техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Задания: выполнение практ. работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц

мира).

Осознавать современный уровень

развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.

Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения»

прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов.

Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

19

Живое пространство

города. Город, микрорайон, улица

1

Урок практикум

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом

жизни людей. Различные композиционные виды планировки города:

замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричн.,

прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация пространственной среды в конструктивных искусствах. Роль цвета в

формир-и пространства. Цветовая среда.       Задания: практ. работы по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы организации городского пространства; создание проекта современного здания в исторически сложившейся городской среде;

создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какому-

либо главному объекту).

Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей.

Создавать практические творческие

работы, развивать чувство композиции.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

20

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

1

Урок изучения нового

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между

человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской

среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Задания: выполнение практических

работ по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание  коллажно-графической композиции и дизайн-проекта оформления витрины магазина).

Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в проживании

городского пространства.

Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Создавать практические творческие

работы в техниках коллажа, дизайн-

проектов.

Проявлять творческую фантазию,

выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе

работы.

выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике,

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

21

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

1

Урок изучения нового

выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике,

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

22

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды

Интерьера

1

Комбинированный

Архитектурный «остов» интерьера.               Историчность и социальность интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора

вещного наполнения интерьера.

Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера.

Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Задания: выполнение практической и аналитической работ по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» (создание образно-коллажной

композиции или подготовка реферата; создание конструктивного или декоративно-цветового решения элемента

сервиза по аналогии c остальными предметами).

Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест

(театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений.

Создавать практические творческие

работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами.

выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

23

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Изучение нового

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.

Технология макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-

ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.).                             Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме

«Композиция архитектурно-ландшафтного макета» (выполнение аналитического упражнения, создание

Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры.

Приобретать общее представление

о традициях ландшафтно-парковой архитектуры.

Использовать старые и осваивать

новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.).

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

24

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Урок закрепления

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

25

Ты — архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Урок изучения нового

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной

организации среды жизнедеятельности людей.

Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

Задание: выполнение практической

творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего»).

Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией.

Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с

архитектурно-смысловой логикой.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Зарисовки, наброски, упражне-ния

26

Ты — архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Урок закрепления

27

Ты — архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Урок практикум

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов)

28

Мой дом — мой образ жизни.

1

Изучение нового материала

Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.

Принципы организации и членения пространства на различн. функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д.

Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и сан-технических задач.                        Задания: выполнение аналитической и практ. работ по теме

« Создание плана-проекта «Дом моей мечты» (выполнение проектного задания с

обоснованием планировки собственного дома, выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, набросок внешнего вида дома и прилегающей территории).

Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище.

Учитывать в проекте инженерно-

бытовые и санитарно-технические задачи.

Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами.

Самостоятель

ное определение

цели  своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в учёбе и познавательной

деятельности.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

29

Интерьер, который мы создаем.

1

Комбинированный урок

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.

Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.

Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера

(мебель, бытовое оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования помещения.

Задание: выполнение практической работы по теме «Проект организации

многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты»

(фантазийный или реальный).

Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования.

Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел.

Выбор для решения задач различных источников информации

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

30

Пугало в огороде,

или… Под шёпот фонтанных струй.

1

Урок практикум

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские

горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д.

Узнавать о различных вариантах

планировки дачной территории.

Совершенствовать приёмы работы

с различными материалами в процессе

создания проекта садового участка.

Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в

формировании букета по принципам икебаны.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование основ

культуры, развитие эстетического сознания

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

31

Мода, культура и ты.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды.

Целесообразность и мода.

Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием.

Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Задания: выполнение аналитической и практической работ по теме

«Мода, культура и ты» (подбор костюмов для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста;

создание 2—3 эскизов разных видов

одежды для собственного гардероба).

Приобретать общее представление

о технологии создания одежды.

Понимать как применять законы

композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике.

Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования

массовым сознанием.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

32

Встречают по одёжке.

Изучение нового

Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде.

Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч.

Задания: выполнение коллективных

практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с элементами фото-коллажа на тему современного молодёжного костюма, создание коллекции

моделейобразно-фантазийного костюма в натуральную величину).

Использовать графические навыки

и технологии выполнения коллажа в

процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

33

Автопортрет на каждый день.

1

комбинированный

Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Задания: выполнение практических работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности» (подбор вариантов причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица — рисунок или коллаж; выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима, т. е. макияжа; создание средствами грима образа сценического или

карнавального персонажа).  

Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами,

стоящими перед гримёром и перед визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального грима.

Уметь воспринимать и понимать

макияж и причёску как единое композиционное целое.

Вырабатывать чёткое ощущение

эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.

Создавать практические творческие работы в материале.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

34

35

Моделируя себя -

моделируешь мир

(обобщение темы).

2

Защита проектов

Человек — мера вещного мира.

Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаёшь

и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.

Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его социокультурный облик.

Понимать и уметь доказывать,

что человеку прежде всего нужно «быть», а не «казаться».

Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Анализ и оценивание работ

Лист  проектной деятельности по изобразительному искусству 7 класс

Учитель Виноградов В.Ф.

Дата

Тема урока

Мини -проект

Кратковременный

Долговременный

Примечание

2 четверть

Городской дизайн

Мини-проект

+

-

3 четверть

Ты — архитектор!

Мини-проект

+

-

4 четверть

Моделируя себя —

моделируешь мир

Мини-проект

+

-


Лист корректировки рабочей программы.

№ п/п

Дата

Тема урока

Причина изменения в программе

Способ корректировки

Прохождение программного материала.

№п.п

Всего по программе

Проведено по плану

Отставание

Проведено практических работ по плану

Отставание

Итого

1 четверть

9

2четверть

10

3 четверть

10

4 четверть

6

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...