Доклад "Пять минут с искусством"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Измайлова Людмила Николаевна

Пять минут с искусством (выступление на МО учителей изо и технологии) Развитие творческих способностей детей – одна из задач любой программы изобразительного искусства.Чтобы способствовать творческому развитию детей на уроках ИЗО, применяю различные методы, в том числе и художественно-дидактические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyat_minut_s_iskusstvom.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Пять минут с искусством

(выступление на МО учителей изо и технологии)

Развитие творческих способностей детей – одна из задач любой программы изобразительного искусства.

Творчество – это проявление личного начала человека в какой-либо деятельности. Психологический творческий процесс характеризуют как активную психологическую деятельность, в которую особенно мобилизуется интеллект, эмоциональная и волевая сфера личности.

Творческая активность детей на уроках ИЗО обычно выражается в увлеченности работой, стремлении к самостоятельности и новизне, а это обычно проявляется в оригинальном решении композиции, в поиске нужных средств, выражении и применении соответствующей техники исполнения, в расширении своих знаний и навыков.

Творчество – это уникальное действие.  Как возникает замысел рисующего? Творчество доступно только одаренным людям? Это проявление сугубо индивидуальных представлений и воображений рисующего? Можно ли направлять творчество детей?

В педагогическом аспекте творчество – это повышенная активность ученика, в результате которой он открывает многое для себя – в своих возможностях, в познании мира. Учитель имеет возможность влиять на творческий процесс ученика, расширять и указывать ему перспективу его развития, он может формировать художественное мышление ученика, направлять и постоянно активизировать его творческую деятельность.

В силах учителя дать ученику определенные знания, развивать его способности и навыки. А когда ученик применяет усвоенные знания, умения и навыки для решения определенной задачи, это значит, что он проявляет свою творческую инициативу, иначе говоря, творит.

Чтобы способствовать творческому развитию детей на уроках ИЗО, применяют различные методы, в том числе и художественно-дидактические игры и упражнения.

Игры и упражнения могут быть формой проверки и закрепления знаний детей по ИЗО. В процессе их они учатся правильному восприятию формы предмета, его цвет, величины, пропорции и т.д.

Художественно-дидактические игры и упражнения могут предварять новый материал, пробуждая у учащихся желание овладеть им, закреплять пройденное и служить повторением.

Учитель заранее определяет место и роль в учебном процессе, её связь с другими методами работы.

Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным, возможен пробный ход, в процессе которого учитель знакомит с правилами игры. Длительность игры или игрового момента 3-5 мин. 

Художественно-дидактические игры можно разделить на несколько видов: игры-путешествия или экскурсии, игры-соревнования или эстафеты, игры-загадки, игры-лото и т.п. Методы стимуляции детских замыслов разнообразны: это и показ репродукций, слайдов, чтение книг, звучание музыки. «Художественный салон» - дети рассматривают выставленные в салоне картины или произведения скульптуры, декоративно-прикладное искусство, желающие «купить» понравившуюся работу должен все о ней рассказать, если он рассказывает плохо, то другой может «перекупить» работу.

«Найди ошибку» – учитель в искусствоведческом рассказе намеренно допускает ошибки – учащиеся должны внимательно смотреть и слушать и исправлять ошибки.

Акцентирование деталей – суть данного приема заключается в том, что при восприятии картины, закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только очень яркие, характерные части картины. Такой приём учит ребят внимательнее рассматривать произведения, запоминать выразительные части и устанавливать взаимосвязь между частью и целым в картине.

Прием «вхождения» в картину – используя этот прием, мы предлагаем ребятам представить себя внутри картины. Это оживляет, усиливает восприятие картины, учит быть  внимательнее, будит детское воображение, учит сопереживать. Могут быть такие вопросы: Что ты видишь вокруг? Какое сейчас время суток, как ты определил? Что ты слышишь вокруг? А что ещё там было, но исчезло с твоим появлением? Что ещё заметил? Какое настроение у тебя появилось? Какие чувства и мысли?

 Стимуляция образа при помощи линии произвольной конфигурации или произвольного цветового пятна.

«Пять минут с искусством» – как закрепление или знакомство с новым художником или видом изобразительного искусства. В полной тишине, без сопроводительной речи, иногда  может звучать музыка, просматривают за 5 минут 10-15 слайдов.

 Упражнение «Составь натюрморт» – формирует композиционные навыки, умение выделять главное, осуществлять смысловую взаимосвязь всех элементов композиции, развивать наблюдательность и зрительную память. Берется любая репродукция с натюрмортом и готовится набор шаблонов, условно предающих форму и цвет предметов этого натюрморта. Ребята, рассматривая, запоминая работу, затем (уже без неё) при помощи шаблонов должны воссоздать натюрморт, где и как стояли вещи.

 Игра «Художники и их картины» – закрепляются знания об известных художниках, воспитывает интерес к изобразительному искусству. Показываются портреты художников – учащиеся должны назвать фамилию. После этого фотография прикрепляются к доске. У ребят открытки с наиболее известными работами этих художников (открытки без названия) – ребята должны правильно прикрепить свои открытки под портретами художников.

 «Назови жанр живописи» – раздается 4-5 видов открыток. Ребята рассматривают, а затем по команде учителя поднимают вверх «портрет» и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минута СЛАВЫ на уроке химии.

Данная презентация - игра предназначена для повторения учебного материала по предмету.При необходимости можно заменить данные задания на свои, которые считаете нужными....

45 минут с синтаксисом и пунктуацией

Модульный урок в 5 классе...

Сценарий устного журнала "Минута час бережет"

К сценарию устного журнала прилагается презентация "Минута час бережет"...

презентация "За 20 минут вокруг света"

В презентации представлен занимательный материал, который поможет организовать проверку знаний и работу с географическим атласом...

литературная композиция "Пять минут с искусством"

Литературная композиция посвящена созданию картины И.Н.Крамского "Некрасов периода последних песен"...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...

Научу за 5 минут. Мастер-класс по ораторскому искусству.

Мастер класс по ораторскому искусству. Здесь размещены упражнения по развитию речи, дикции, артикуляции....